«Владычица бирюзы» и Перекресток культур

«Владычица бирюзы» и Перекресток культур

Места в Египте, где можно увидеть одновременно следы древнеегипетской, семитской и набатейской культур очень редки. Одно из них, неповторимое и притягательное — Синай.


Автор: Виктор Солкин

Статья: «Владычица бирюзы» и Перекресток культур

Сайт:

Места в Египте, где можно увидеть одновременно следы древнеегипетской, семитской и набатейской культур очень редки. Одно из них, неповторимое и притягательное — Синай.



Знаки «протосинайской» письменностиВысший Совет по древностям АРЕ выделил 10 миллионов египетских фунтов на проект по расчистке и консервации знаменитого храма богини Хатхор в Серабит эль-Хадим и близлежащих бирюзовых приисков для того, чтобы со временем сделать эту истинную жемчужину Синая местом притяжения для туристов. В планы входит создания мощеных дорог и Центра посетителей, однако, это может привести к коллапсу: древняя святыня будет необратимо изменена происходящим процессом «консервации», который больше походит на реконструкцию и перестройку храма. Еженедельник «Аль-Ахрам» обратился с официальным обращением к египетскому правительству с требованием не допустить модернизации святилища, находящегося в самом центре заповедной зоны Синайского полуострова.

Восход над храмом в Серабит эль-ХадимНемногие места на нашей планете сыграли такую значимую роль в истории могущественных держав, как этот треугольный полуостров, врезающийся в северную часть Красного моря. До сооружения Суэцкого канала, по нему шли караванные тропы в западную Азию. По этим дорогам, называвшимся в древности «пути Хора», двигались на завоевание Финикии и Сирии фараоны, позже в обратном направлении мчались полчища ассирийцев и армии персидского царя Камбиза. На смену им пришло воинство Александра Великого и римские легионеры, армия арабского полководца Амра и солдаты-турки Оттоманской империи. Близ морского побережья пустынное известняковое плато Синая украшено гористыми вершинами, носящими название эль-Тих; меж ними петляет дорога Дарб эль-Хадж, по которой ежегодно шли паломники в Мекку. Это был и путь мусульманских торговцев и купцов, открывавших для себя мир.
Центральный Синай лучше всего исследовали иудеи, вслед за которыми сюда пришли христиане и мусульмане, найдя здесь, каждый, свои святыни. Главная из них монастырь Святой Екатерины и сегодня привлекает к себе множество страждущих. В конце XIX века большая часть бедуинов, населявших Синай, этнически сблизилась с бедуинами Палестины, Аравии и Египта; эти люди сохранились небольшими группами в некоторых труднодоступных местах, в основном, близ средиземноморского побережья и залива Акаба. Остальная часть полуострова была необитаемой и забытой землей.

Серабит эль-Хадим. Дворы храма ХатхорЗабытой оказалась земля с поразительно красивой природой, где сохранились древние свидетельства взаимодействия культур: более семи тысяч семитских и набатейских надписей свидетельствуют о том, что Синай был одинаково гостеприимным домом как для древних египтян, так и для других народов. Зная все это, следует с величайшей осторожностью подходить к «консервации» храма Серабит эль-Хадим; прежде всего нужно сохранить его самобытность, которая, скорее всего, быстро исчезнет под ногами толп вездесущих туристов, для многих из которых это путешествие — всего лишь отметка на карте да пара фотоснимков.

Серабит эль-Хадим. Священная пещера Хатхор, служившая святилищем храмаК счастью, большая часть центрального Синая, в частности район, находящийся между горой Синай и горой Св. Екатерины уже была объявлена особо охраняемой территорией. В идеале в эту зону следует включить и Серабит эль-Хадим, самую древнюю из всех святынь Синая, о которой зачастую даже не знают те, кто мчится за легко доступной «духовностью» на гору Синай. Серабит эль-Хадим известен не только уникальным святилищем Хатхор и копями, но также и удивительными надписями, с виду напоминающими иероглифы и, вероятно, возникшими именно здесь. Британский археолог Флиндерс Питри предполагал, что эта письменность была изобретена семитами, которые работали на египетских бирюзовых приисках в XIV в. до н. э. Позже его выдающийся соотечественник сэр Алан Гардинер выяснил, что как минимум шесть из этих знаков соответствовали отдельным буквам еврейского и греческого алфавитов; одна из групп знаков читается как «Баалат», или «владычица» — так семиты называли египетскую Хатхор, на рудниках которой проходили дни и ночи их жизни. Неподалеку были выявлены надписи на диалекте арамейского языка, на котором говорили во II–III вв. н. э. набатеи. Они сами и их боги чувствовали себя в Египте, которому издревле принадлежал Синай, как дома. Они передвигались по тем же самым дорогам, по которым века до этого шли древнеегипетские экспедиции за полезными ископаемыми, оставившие надписи о своих подвигах на поверхности пустынных скал этой земли близ тех мест, где они останавливались на ночлег. Надписи сохранили имена предводителей этих групп, их численность, имя царя, отправившего их на Синай.

Серабит эль-Хадим. Стелы XVIII династии в храме ХатхорИх святыней был храм Хатхор, сооруженный на плато на высоте 755 м. Эта местность некогда была богата бирюзой, которая «ушла» из этих мест вместе с угасшим культом богини любви, повелительницы чужеземных стран. Разрабатывать местные бирюзовые рудники египтяне начали еще в эпоху Среднего царства, когда на плато был поселен постоянный египетский гарнизон. Фараон Сенусерт I близ священной пещеры, что символизировала лоно богини, дающей вечную жизнь, приказал построить храм, где почиталась «владычица бирюзы». Портик и открытый двор появились перед пещерой. Позже новые и новые дворы появлялись здесь по воле царей и цариц, превратив храм в долгую дорогу к милосердию богини Хатхор. Здесь же, неподалеку, поселились жрецы, в число которых во время празднеств входили и главы бригад, работавших в горе.
Экспедиции отправлялись сюда из Египта каждые три или четыре года — нужда в бесценном камне богини была велика; главами этих отрядов были известные вельможи, «спутники царя». Когда одна жила сходила на нет, в храме приносились жертвы богине. Одна жила вырабатывалась за другой. Большое внимание храму Хатхор уделяли фараоны XVIII династии и сама Хатшепсут; рядом со святилищем Хатхор появилось еще одно, где отправлялся культ Сопду, бога Восточной пустыни. К этому времени святилище в Серабит эль-Хадим уже ничем не напоминало правильный и строгий египетский храм: изогнутая ось дворов, пилоны, хаотично расположенные крытые портики, бесчисленные стелы — все это было призвано прославить богиню. Местный гарнизон охранял храм и поселение от бедуинов, которые агрессивно относились к египетскому вторжению в свои земли и нередко делали воинственные вылазки. На скалах в итоге появлялись рельефы, прославляющие царя, от имени которого кочевники были повергнуты к стопам «владычицы бирюзы».
Серабит эль-Хадим. Священная пещера Хатхор, служившая святилищем храма
Меж тем добыча камня была сложным делом. Наиболее крепкие и выносливые мужчины работали в низких горизонтальных выработках, в наибольшем из которых помещалось до 50 рабочих; в летние месяцы температура здесь была ужасающей, по словам одного из вельмож эпохи XII династии пустыня «горела летом, словно гора была в огне...». Драгоценную добычу скрывали от солнца, так как бирюза при неправильном обращении могла потерять свой цвет.
Когда в 1905 году Флиндерс Питри исследовал храм, он вывез из него много малых стел и статуй, оставив на месте лишь огромные царские стелы. Поврежденные и наклонившиеся, они прославляют богиню молчащими знаками древнеегипетского письма и по сей день. Нужны годы серьезнейших исследований для того, чтобы разобрать все это огромное наслоение исторических документов; спешка, нужная туристом, убьет удивительный памятник Синая, которым восхищались фараоны. Чтобы увидеть храм, нужно 15 минут карабкаться по тропинке, поднимающейся по скалам Руд эль-Айр к святыне. Это ли место нужно делать туристическим? Что более ценно для нас? Наследие прошлых веков или минутное удовольствие любителей сафари?

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.