Резиденция Вилянов

Резиденция Вилянов

Дворец Villa Nova (Новая Вилла, по-польски - Вилянов)- это известная загородная королевско-магнатская резиденция, один из ценнейших памятников польской культуры.


Автор: Ядвига Мелешко

Статья: Резиденция Вилянов

Сайт: PulseИНФО

Дворец Villa Nova (Новая Вилла, по-польски - Вилянов)- это известная загородная королевско-магнатская резиденция, один из ценнейших памятников польской культуры. Он существует уже более 300 лет, несмотря на разделы Польши в 18 веке, войны и оккупацию. Хотя дворец строился и расширялся в течение 17-19 столетий, сегодня представляет собой гармоническое единство и типичную для стиля барокко резиденцию „entre cour et jardin" („между двором и садом"). Въезд перед дворцом, где теперь находится овальный газон, в 17 веке состоял из двух частей - переднего двора ,,avant cour" и дворцового парадного двора ,,cour d`honneur", разделенных между собой декоративной оградой с небольшими воротцами посередине. Резиденция Вилянов расположилась на месте, где уже в 12 веке находилось древнее поселение.


В 1677 году поместье было куплено для короля Яна Третьего Собеского, и была начата постройка дворца по проекту архитектора Августина Лоччи.

Дорога в резиденцию ведёт через монументальные каменные воротаглавного входа, созданные по проекту Лоччи в последней четверти 17 века, которые сохранились в первоначальном виде до наших временДорога в резиденцию ведёт через монументальные каменные воротаглавного входа, созданные по проекту Лоччи в последней четверти 17 века, которые сохранились в первоначальном виде до наших времен. Две каменные колонны барочных ворот увенчаны аллегорическими скульптурами Марса, бога Войны, и Пакса, символа Мира. Фигура Марса, венчающая ворота, это персонификация самого непобедимого короля Яна Третьего и одновременно олицетворение Победной Войны, в результате которой восторжествует Прочный Мир и благополучие, что символизирует фигура Пакс. Виляновские ворота это памятник военной славы польского короля, его мужества и заслуг для сохранения мира, и одновременно - это своеобразная триумфальная арка для победителя.
Дворец - центральная часть всей композиции резиденции - особенно хорошо смотрится со стороны главного двора. Репрезентабельный фасад фронтона здания отличается богатством художественных форм, которое было достигнуто, благодаря неоднородности отдельных частей постройки: выступающим эркерам, ризалитам порталов галерей, а также различию фасадов при помощи колонн, пилястр, ниш, аркад и многочисленных окон. Все это придает дворцу легкий и элегантный вид. Парк, окружающий дворец с трех сторон, также как и сама резиденция, изменялся на протяжении трех столетий.

Дворец - центральная часть всей композиции резиденции - особенно хорошо смотрится со стороны главного двора.История
Король Ян Третий Собеский приступил к постройке дворца, которая велась тремя этапами. Первоначально, на основе уже существующих фундаментов, в 1677-1680 годах было построено скромное одноэтажное здание с четырьмя угловыми эркерами - типичная дворянская усадьба того времени.

Репрезентабельный фасад фронтона здания отличается богатством художественных форм, которое было достигнуто, благодаря неоднородности отдельных частей постройки: выступающим эркерам, ризалитам порталов галерей, а также различию фасадов при пПозднее в 1681-1682 годах дворец увеличился, благодаря надстройке над главной частью здания антресоли. Тогда же были построены садовые галереи, завершенные башнями, в которых помещались сокровищницы - кладовые. Передние фасады галерей украшены монументальными порталами, которые одновременно были входом в парк, а на аттиках башен установлены привезенные из Амстердама каменные статуи Муз, богинь поэзии, искусств и наук.
Последний этап постройки и расширения резиденции был завершен еще при жизни короля в 1683-1696 гг. Тогда именно, над центральной частью здания был надстроен высокий третий этаж с Залом Пиршеств Яна Третьего. Фронтон был разобран, а башни прикрыты медными куполами, увенчанными фигурой Атланта, поднимающего на своих плечах земной шар. В это время начата также постройка боковых крыльев дворца.
В результате предпринятых работ дворец приобрел вид барочной итальянской виллы с богатым художественным оформлением фасадов и пышным убранством интерьера. Всеми строительными работами руководил полонизированный итальянец Августин Лоччи; декораторские работы велись группой скульпторов-лепщиков во главе с итальянским мастером Юзефом Беллотти, а работами по росписи занимались такие мастера, как французский художник Клод Калло, итальянец Микельанджело Паллони, а также польские мастера - Ежи Элеутер Шимонович-Семигиновский и Ян Рейзнер.
После смерти короля Яна Третьего в 1696 году резиденция перешла по наследству его сыновьям. Позже был пожалован польскому королю Августу Второму Саксонскому. Однако, переломный момент в истории виляновской резиденции наступил тогда, когда дворец, несколько оскудевший, перешел в собственность Александры Любомирской и ее мужа Станислава Костки Потоцкого.
Станислав К. Потоцкий был известным в стране государственным и общественным деятелем эпохи Просвещения, прекрасно образованным, со всесторонними знаниями в области архитектуры и садового зодчества и искусства. При нем собрания и коллекции настолько пополнились, что в 1805 году он предоставил их польской общественности, открывая, таким образом, в магнатской резиденции второй музей в стране, после музея в Пулавах Чарторижских.
Станислав К. Потоцкий изменил и ландшафт вокруг дворца. Передний двор был замещен овальным газоном, недалеко от ворот был сооружен колодец, а позади флигелей Кухни и Кордегардии построена Конюшня. Строительные работы велись также в парке, который был расширен в северном направлении. В парке появились романтические садовые постройки, автором которых был Петр Айгнер, некоторые из них запроектировал сам С. К. Потоцкий. Классицистический портик бывшей Оранжереи, а в южной части парка неоготический фасад и окружение Голландской фермы, были также работы П. Айгнера.
В 1892 году Вилянов по завещанию А. Потоцкой перешел в собственность ее кузена Ксаверия Браницкого, а затем его сына Адама. В 1893-1906 годах во дворце были проведены под руководством Владислава Маркони реставраторские работы, чтобы предохранить дворец от разрушения. Работы возобновлены только после окончания Первой мировой войны.
Большой ущерб нанесла Виляновской резиденции Вторая мировая война. Немцы вывезли из дворца наиболее ценные экспонаты, многих из них не удалось вернуть. Очень потерпел интерьер дворца, в котором расположился немецкий госпиталь, а особенно много потерь понес парк в своем древостое и архитектоническо-скульптурном декоре. К счастью, сам дворец с его подлинным интерьером сохранился, как единственный памятник архитектуры такого масштаба на территории Варшавы.
В 1945 году дворцово-парковая резиденция в Вилянове была национализирована и вошла в состав Национального музея в Варшаве, как его филиал. После проведения основательных восстановительно-реставрационных работ во дворце и адаптации его помещений, как в музейных, так и в репрезентабельных целях, дворец в 1962 году был предоставлен широкой общественности.
Парк
Центральная часть парка - самая старая со времен Яна Третьего, расположенная в восточной части, между дворцом и озером. Эта часть представляет барочный двухъярусный итальянский парк. Верхний ярус парка образуют декоративные самшитные партеры с мотивами кругов, пальметт и бурбонских лилий, на нижнем ярусе, кроме декоративных цветочных партеров, с более скромным рисунком, появляется высокоствольный массив шпалеров с характерными просветами и перспективами к озеру. Верхнюю террасу поддерживает с трех сторон мощная подпорная стена, расчлененная лизенами на ряд полусферических и плоских ниш с маленькими фонтанчиками. Верхнюю и нижнюю террасы соединяет двухмаршевая лестница, расположенная на оси главной перспективы. Балюстрада стены и каменной лестницы украшена скульптурными группами, представляющими „Четыре стадии Любви" и „Четыре Времени Года", а также фигурами сфинксов и купидонов, несущих корзины цветов. Эти изваяния были созданы около 1730 года. Декорацию барочного парка дополняют каменные скульптуры античных божеств с 1-ой половины 18 века. Вдоль озера тянется прогулочная аллея, окаймленная массивом высокоподстриженных шпалеров с террасой посередине, украшенной четырьмя скульптурами Геркулеса. Южнее дворца и барочного парка расстилается территория романтического парка в англо-китайском стиле, основанного княгиней И. Любомирской в последней четверти 18 века на месте бывшего королевского фольварка. С востока и юга омывают его воды озера и стремительного потока с каскадом, с запада находится Манеж. Посередине парка находится огромная поляна с прекрасными и редкими породами деревьев и кустарников, спускающаяся террасами к небольшому пруду со времен Яна Третьего. В этом живописном уголке парка над озером в 19 веке были поставлены два памятника, посвященные памяти Станислава К. Потоцкого и его брата Игнация. В 1857 году установлен памятный камень, посвященный княгине Изабелле Любомирской. В южно-западной части парка на небольшом холме возвышается колонна, увенчанная мальтийским крестом, установленная здесь в 17 веке, а вблизи дворца находится сохранившаяся со времен Собеских „Гора Бахуса", украшенная керамической фигурой Виктории с 19 века.
Небольшой цветочный сад с половины прошлого столетия находится у южного крыла дворца. Он был разбит по проекту Болеслава Подчашинского. Сад отделен от барочного парка чугунной перголой, а с юга - небольшой кирпичной стеной, украшенной декоративными вазами. Сад представляет собой тип ренессансного „giardino segreto". Прямоугольный партер сада оформлен самшитным геометрическим орнаментом, заполненным кустами роз. Середину сада занимает фонтан с бассейном в форме четырехлистника и с фигуркой Амура с Лебедем, работы мастеров варшавской фабрики Минтера, с середины 19 века, а вблизи дворца стоят два декоративных каменных треножника.
К северу от центральной части парка, вдоль берегов озера, простирается живописный двухъярусный английский парк, разбитый Станиславом Потоцким на переломе 18 и 19 веков. В нижней части парка, где он переходит в узкий мыс, омываемый водами озера, был создан искусственный островок на сваях, а на нем памятник в стиле ампир, посвященный битве под Рашином, в которой польские войска разгромили австрийцев в 1809 году. Каменный Римский Мост, созданный П. Айгнером, связывает узкий мыс с искусственным островком. Недалеко от пруда Айгнер поставил Китайскую Беседку. Там, где английский парк переходит в барочный, поставлено здание насосной установки Г. Маркони, подающей воду к фонтанам и парковым источникам.
Параллельно северному крылу дворца расположена прямоугольная полоса парка, разделенная на 6 регулярных участков, непосредственно связанных с архитектоническим оформлением фасада северного крыла дворца. На оси дворцового крыльца с колоннами находится восьмигранный бассейн фонтана с фигурой, дующего в рог Тритона посередине. Эту часть парка завершает с севера высокая стена грабовой аллеи, которая отделяет его от парка, разбитого вдоль Оранжереи и Инжирной Теплицы. В западной части парка, скрытый среди деревьев и густых кустарников, прячется тихий уголок, называемый Рощей Академа. Ведет к ней дорога, вдоль которой установлены памятники поэтам, воспевающим жизнь польской деревни, Яну Кохановскому и Франтишеку Карпинскому работы Якуба Татаркевича. Они образуют вход на овальную площадку в роще, окаймленную каменной полуокруглой скамьей, на спинке которой установлены терракотовые вазы и канефоры, а с западной и южной стороны отделяет каменная стена рва и пергола в северной части двора.





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.