Музей Бардо

Музей Бардо

В каждой отдельно взятой стране есть свои достопримечательности, которые просто-напросто положено осматривать.Одним из таких очагов в Тунисе является известный музей БАРДО. На мавританском диалекте это слово означает "сад".


Автор: Алена Андреева

Статья: Музей Бардо

Сайт: Женский журнал Клео.Ру

В каждой отдельно взятой стране есть свои достопримечательности, которые просто-напросто положено осматривать. Чтобы не нарушать традиции и правила хорошего тона, и мы решили посещать все очаги культуры, попадающиеся на пути. Одним из таких очагов является известный музей БАРДО. На мавританском диалекте это слово означает "сад".


"Сад" этот заинтересовал нас по двум причинам. Во-первых, внутри находится самая большая в Африке коллекция древних мозаик. А во-вторых, сам музей стал достопримечательностью сравнительно недавно - лет эдак 60 назад. До этого БАРДО был одной из трех резиденций тунисского бея - его, так сказать, Зимним Дворцом.

Музей БардоНе знаю как вас, а нас как-то до сих пор ни беи, ни султаны, ни падишахи в гости не приглашали. Поэтому мы решили воспользоваться подвернувшейся возможностью. Снаружи это простое белое здание, построенное в 16-ом веке, не впечатляет ничем, кроме изрядных размеров, но внутри находятся экспонаты, которым тысячи и тысячи лет.
Ars longa, vita brevis (жизнь коротка, искусство долговечно) - говорили древние римляне. В залах музея БАРДО собраны статуи, найденные при раскопках в различных городах Туниса. А древних городов здесь более чем… Компания "выкопанных" довольно пестрая - рядом с такими известными небожителями как Изида, Бахус и Геркулес, пристроилась некая анонимная "дама в тунике", как следует из таблички на арабском языке. Интересно, что почти все статуи без голов. Однако головы тоже имеются - они разложены по полочкам вдоль стен, словно в анатомическом театре. Кстати, как вам нравится идея иметь такую статую с целым набором голов? Их можно менять в зависимости от погоды, времени года и настроения.
В огромном праздничном зале самый обширный сохранившийся фрагмент мозаики - 56 квадратных метров. Эта мозаика была найдена в окрестностях города СУСС. С величайшей осторожностью она была вырезана и по частям доставлена в музей. Потолок в этом зале зеленый с золотом. Зеленый цвет выбран не случайно - для мусульманского мира это знак рая, знак ислама. На стенах других залов великолепные мозаики более мелкого калибра, на которых искусно изображены сцены из повседневной жизни горожан, подкупающие своей простотой, подвиги героев и свершения богов. Их можно рассматривать часами и экскурсоводы подробно расписывают, кто и по какому поводу их создавал. В действительности всевозможных мозаик тут тысячи и тысячи…
В следующий зал еще пару сотен лет назад Влада бы не пустили, а Ксению, однажды впустив, не выпустили бы. Это святая святых "скромного" жилища бея - гарем. Как вы знаете, каждому правоверному мусульманину разрешено иметь жен (в количестве до 4) и наложниц без счету. Не все, конечно, могут себе это позволить, но бею-то было положено по статусу и вот, именно здесь, он и держал свой гарем. К сожалению, сам личный состав гарема не сохранился - остались лишь старинные стены, воистину королевское ложе под балдахином и великолепный резной потолок. А там, где бей когда-то предавался любовным утехам с очередной наложницей, теперь висит мозаичный Вергилий в приятной компании двух муз - Клио и Мельпомены. В жилых когда-то помещениях все сохранилось как во времена бывшего владельца, даже характерный для мусульманской архитектуры внутренний дворик под открытым небом с фонтаном в центре. Сюда выходят окна всех расположенных по его периметру комнат - спален, кофейни, курильни и секифы, предназначенной для отдыха в летнюю жару. Окон, выходящих наружу нет - как и любой другой правоверный мусульманин, бей высоко ценил уединение и покой личной жизни.
Вообще, нам показалось, что каждый, кто посетит музей БАРДО, почувствует несоответствие внешней простоты при внутреннем великолепии, вероятно, этот принцип лежит и внутри культуры ислама, когда большее внимание уделяется внутреннему и духовному, а не внешнему и показному…
Вдоволь насмотревшись на идеально подогнанные друг к другу кусочки мрамора и гранита, мы с благоговением покидаем этот музей-сад





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.