Арены страстей римской империи

Арены страстей римской империи

Взять хотя бы историю зрелищных представлений. Конечно, первые амфитеатры и стадионы были построены еще в Древней Греции, но только Рим сумел придать подлинно имперский размах развлекательным действам, масштаб которых сейчас даже трудно себе представить. Так, например, при открытии знаменитого Колизея в 80 г. н.э. празднества продолжались в течение 100 дней. При этом около пяти тысяч гладиаторов расстались с жизнью, кроме того, на арене было убито приблизительно такое же количество специально доставленных из Африки львов, тигров и леопардов.
Императоры, чтобы удержаться у власти, должны были уметь управлять толпой. И для повышения своего рейтинга очень часто прибегали к строительству уникальных сооружений, тем более что к этому их подталкивали непомерные амбиции. Так родились шедевры зодчества, многие из которых даже в развалинах оставляют неизгладимое впечатление и в наше время, избалованное техническими достижениями. Вот некоторые из них.


Автор: Екатерина Лавриненко-Омецинская

Статья: Арены страстей римской империи

Сайт: UTG

Взять хотя бы историю зрелищных представлений. Конечно, первые амфитеатры и стадионы были построены еще в Древней Греции, но только Рим сумел придать подлинно имперский размах развлекательным действам, масштаб которых сейчас даже трудно себе представить. Так, например, при открытии знаменитого Колизея в 80 г. н.э. празднества продолжались в течение 100 дней. При этом около пяти тысяч гладиаторов расстались с жизнью, кроме того, на арене было убито приблизительно такое же количество специально доставленных из Африки львов, тигров и леопардов.


Императоры, чтобы удержаться у власти, должны были уметь управлять толпой. И для повышения своего рейтинга очень часто прибегали к строительству уникальных сооружений, тем более что к этому их подталкивали непомерные амбиции. Так родились шедевры зодчества, многие из которых даже в развалинах оставляют неизгладимое впечатление и в наше время, избалованное техническими достижениями. Вот некоторые из них.
Колизей. Пожар, устроенный Нероном, освободил значительную площадь, на которой император построил Золотой дворец и воздвиг колоссальную статую, изображающую его самого. После смерти Нерона император Веспасиан решил вернуть центр города народу, построив на месте дворцового пруда грандиозный амфитеатр, какого еще не знала история. Первоначально он назывался Цирк Флавиев, но находящийся рядом колосс Нерона подарил ему привычное теперь имя — Колизей. Над сооружением амфитеатра 10 лет работали 20 тысяч человек. В результате, огромный овал цирка, вмещавший до 50 тысяч зрителей, двадцатую часть населения Рима, оказался не менее величественным, чем Золотой дворец. Его великолепная чаша со ступенчатыми рядами кресел, вознесшаяся на высоту почти 50 м, с внешней стороны была охвачена трехрядьем арок, украшенных статуями. Кто-то подсчитал, что если все использованные для сооружения Колизея арки соединить в единую цепочку, длина ее превысит 1,5 км. Но самым удивительным в амфитеатре было техническое решение проблемы одновременного перемещения огромного количества зрителей. Благодаря продуманной системе коридоров и лестниц зрители могли покинуть Колизей в течение всего 12 минут. А при входе по указанным на билетах номерам ворот они легко находили свои места.
Но более всего поражает устройство арены с подземными путями для диких животных, а также со специальными приспособлениями, позволяющими менее чем за сутки наполнить ее водой для демонстрации морских сражений. Любопытно, что для этой цели мог использоваться акведук Аква Верга, снабжающий и сейчас знаменитый фонтан Треви.
Взлетающие ввысь трибуны, то замиравшие под дикие крики животных и раненых, то погружавшиеся в зловещую тишину смерти, переполнялись зрителями на протяжении более пяти веков. Затем церковь запретила языческие игрища, а Средневековье и Ренессанс упорно игнорировали Колизей, разве что пытались использовать его роскошные облицовочные плиты. Но всей мощью бетонированного скелета этот удивительный шедевр архитектуры античных времен сопротивлялся агрессии столетий, став символом вечности и могущества человеческого разума. Парадоксально, но пасхальный крестный ход, возглавляемый Римским Папой, следует из Ватикана именно к Колизею, которому католическая церковь простила языческое прошлое, искупленное кровью погибших здесь христиан.
Циркус Максимус. Гигантский открытый цирк-ипподром был построен в 100 г. императором Траяном в мраморе и бетоне на месте существовавшего до того деревянного. Его удлиненный овал с четырьмя рядами скамеек длиной в полкилометра вмещал до 350 тысяч зрителей, т.е. одновременно мог принять до трети жителей Рима, вход для которых был бесплатным. Огромное пространство арены позволяло не только устраивать масштабные гладиаторские бои и впечатляющие казни, но и гонки на колесницах.
Циркус Максимус так и остался в истории самым многолюдным из когда-либо существовавших амфитеатров, сумевшим перекрыть даже гигантские масштабы своего ближайшего соседа — Колизея.
Когда в летнюю жару идешь вдоль его оголенных трибун, удивляясь мощи нависающих над ним развалин императорских дворцов, кажется, что это путь в Вечность. Но вот уже видна запахнутая, словно тога, стена Колизея, сумевшего удивительно органично вписаться в круговерть современного города.
Так, поддерживая до сих пор славу Рима, оба цирка являются не только бесспорными достопримечательностями античности, но и позволяют Вечному городу хранить память эпох. Трудно найти человека, хоть раз побывавшего в столице Италии, который бы не пришел поклониться этим святым архитектурным мощам, завершающим в этом столетии свой двухтысячный цикл.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.