Дорогое Смоленское ожерелье

Дорогое Смоленское ожерелье

Языческая древность, боевая слава России и модернистская игра символов – таков Смоленск, город современный, стильный и по-своему мудрый


Статья: Дорогое Смоленское ожерелье

Сайт: Отдых в РОССИИ

самому большому и красивому собору Смоленска, Успенскому, возвышающемуся на холме над городом, ведет длинная и крутая лестница, расходящаяся на две стороны, как это принято в русском барокко. С площадки перед собором город расстилается вокруг, как на ладони. И восточный берег Днепра с новыми районами, и вся западная сторона, Заднепровье, – собственно старый Смоленск. Но мне захотелось взобраться еще выше. Увидев, что на колокольне открыта маленькая дверь, я проскользнула внутрь и пробралась на звонницу.


Боевое ожерелье. С колокольни видны башни и фрагменты стен старого кремля, возведенного всего за семь лет на рубеже XVI–XVII веков русским гением фортификационной мысли Федором Конем, строителем московского Китай-города. В смоленской крепости не было никакой декоративности: кремль строился для эффективной обороны и долгих осад, – но Борис Годунов, полюбовавшись работой Коня, назвал ее «дорогим ожерельем всея Руси православной». Длина стены – отрезков от башни до башни – составляла шесть с половиной километров, и это при толщине стен до 6 и высоте до 19 метров. Конь построил тридцать восемь башен, с боевыми площадками со множеством узких бойниц для ближнего и дальнего боя. До наших дней сохранилось восемнадцать башен. В одной из них, сильно перестроенной, разместился Смоленский музей русской водки, другие дали приют самим питейным заведениям. В кладку одного из прясел смоляне сразу после Великой Отечественной замуровали некое послание потомкам – ему лежать там до 2013 года, когда его вскроют и прочтут что-нибудь о радости от победы коммунизма. Обширная Громовая башня превратилась в исторический музей.
Недалеко от входа в башню присел отдохнуть на бронзовом постаменте сам зодчий – в представлении современного скульптора, широкоплечий русский красавец. «Его потому Конем и прозвали, – рассказала мне музейная смотрительница, ведя узким и низким стеновым ходом на площадку второго яруса башни, – что уж очень здоров был. Ростом под два метра. А мужички тогда были мелкие – вот, свод боевого хода рассчитан на рост метр шестьдесят».
Маяковский, олень и кузница
При всей своей «военной» специфике Смоленск оставался очень «культурным» городом. Если пройти от Громовой башни назад к Успенскому собору, пересекая центр, доведется пройти мимо крупнейших смоленских музеев.
Первым будет симпатичный особнячок – музей уроженца Смоленской губернии скульптора Сергея Коненкова.
Несколько дальше, напротив парка, в старинном здании дворянского собрания разместился концертный зал областной филармонии. Здание занятно сочетанием мемориальных досок: на одной, например, профиль пролетарского писателя Горького, а на другой золотыми буквами выбито имя Хомякова, председателя Третьей Государственной Думы. Так и написано: «В этом здании в течение многих лет работал смоленским губернским предводителем дворянства». А в СССР говорили, что дворяне не работали…
А поодаль – площадка городской скульптуры, в центре которой горделиво выступает бронзовый олень с одним рогом. Второй, видимо, спилили и «снесли в торгсин» местные жители без определенного места жительства.
Сразу за парком уходит вниз, к центральной городской магистрали, аккуратная пешеходная улица Ленина. Один из подъездов на ней украшают чугунные старинные пушечки – это вход в краеведческий музей. Самое интересное в этом музее (в общем, довольно представительном, благо, история у смоленской земли богатая) расположилось за его пределами: экскурсовод отводит группу туристов во двор с расписанными граффити облупленными стенами и отпирает тяжелый замок на железной двери небольшого каменного домика под крышей из плоской красной черепицы. Здесь в старину была городская кузница. Музейщики все восстановили – и мехи, и горн, и наковальню. Я попыталась приподнять здоровенный кузнечный молот, которым когда-то молотобоец колотил по будущим мечам и оралам. Безуспешно.
Теремок княгини Тенишевой
Усадьба меценатки княгини Тенишевой Талашкино-Фленово – удивительно красивое место. Большую часть построек время не пощадило, но по восстановленным «Теремку» и храму-усыпальнице Святого Духа можно судить о былом великолепии усадьбы.
Храм, построенный по проекту Рериха, так и не был освящен. Художник украсил церковь росписями и мозаиками, которые не соответствовали православному канону, и церковное начальство отказалось давать разрешение на освящение «капища».
Немало языческого и в самом «Теремке». Рубленую из бревен «избушку на курьих ножках» украшают расписные дракончики, ангелы, былинные птицы и звери. По воспоминаниям художников, гостивших у хозяйки усадьбы княгини Тенишевой, «неорусский» стиль в искусстве зародился именно здесь, и уже отсюда переместился в знаменитое Абрамцево.
Справка "ОвР"
Первое летописное упоминание о Смоленске относится к IX веку – лето 863 от Рождества Христова. На память о временах, когда город был центром племенного союза кривичей, осталось Гнездовское городище. В 882 году Смоленск вошел в состав Киевской Руси, стал крупным узлом обороны западных границ страны, которым оставался на протяжении практически всей своей истории. В 1404-1514 город захватывали войска Великого княжества Литовского, затем Речи Посполитой. С 1611 по 1667 год входил в состав Польши. С 1708 года – губернский город Российской империи, после образования СССР и позже – областной центр. В Смоленске находится резиденция православного митрополита Смоленского и Калининградского.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.