Псково-Печорский (Успенский) мужской монастырь. “Откуда есть пошла Русская земля...”

Псково-Печорский (Успенский) мужской монастырь. “Откуда есть пошла Русская земля...”

Старинный русский город Печоры, центр одноимeнного района Псковской области, расположен сегодня, как и сотни лет назад, на самой западной границе России. За кордоном - соседнее государство Эстония, не забывшая еще, что сравнительно недавно Печорский район принадлежал ей, а его главный город назывался "Петсери".


Статья: Псково-Печорский (Успенский) мужской монастырь. “Откуда есть пошла Русская земля...”

Сайт:

Старинный русский город Печоры, центр одноимeнного района Псковской области, расположен сегодня, как и сотни лет назад, на самой западной границе России. За кордоном - соседнее государство Эстония, не забывшая еще, что сравнительно недавно Печорский район принадлежал ей, а его главный город назывался "Петсери". Правда, продолжалось это недолго, и странное для русского уха название теперь забыто, а Печоры славятся на весь мир неповторимым и очаровательным древнерусским архитектурным ансамблем, который, будто золотой орех из сказки, заключен в скорлупу крепостных стен и башен.


Псково-Печорский монастырь возник на месте, где протекала река Каменец, на крутом склоне оврага. Существует легенда, будто в давно забытые времена бродивший здесь охотник вдруг услышал стройное церковное пение, причем поющих не было видно. Он решил, что поют ангелы и разнес эту весть по всей округе. Возможно, пели монахи-пустынники, поселившиеся в естественных пещерах на песчаных склонах оврага. Позже пещеры были обнаружены местным крестьянином. Дату их открытия монастырская летопись определяет 1392 годом. И там же сообщается, что якобы над входом в пещеру были начертаны слова: "Богом зданная пещера".
Основателем монастыря летопись называет православного священника Ивана, бежавшего из Дерпта (он же Тарту) в 1472 году после разгрома немцами-католиками "правоверной церкви, поставленной от пскович". Этот священник, в иночестве - Иона, основал монастырь на самой границе с Ливонией, как оплот православия в борьбе с западным католичеством.
Он выкопал в горе небольшую пещерную церковь, которая была освящена в 1473 году. Однако опасное соседство с Ливонией, откуда делались постоянные разорительные набеги, не давало развиваться монастырю. Расти и богатеть он стал только после присоединения Пскова к Московскому государству при дьяке Мисюре Мунехине, который при поддержке великого князя Московского начал интенсивные строительные работы.
Особенно укрепился и разбогател монастырь в XVI веке при игумене Корнилии, управлявшем монастырем с 1529 по 1570 год. Тогда вокруг монастыря и были возведены крепостные стены с девятью башнями и тремя воротами, а внутри построены каменная Благовещенская церковь и надвратная Никольская церковь. Была создана иконописная мастерская, составлен летописный свод - Псковская третья летопись. Увеличилось число монахов.
Царь Иван Грозный полюбил монастырь. Печорская крепость играла немаловажную роль в Ливонской войне, защищая западные рубежи Руси. В большом фаворе у царя был и игумен Корнелий, которому Грозный пожаловал много земель и прочих благ, а грамота от 1559 г. освободила живущих в монастырских владениях от светского суда.
Однако ратовавший за независимость Пскова от Московского государства, да к тому же связавшийся с изменником князем Курбским, Корнелий кончил очень плохо. Прознавший про все, Иван Грозный приказал казнить игумена, а по монастырской легенде, якобы сделал это собственноручно. Приехав в Печоры, он отрубил голову вышедшему ему навстречу Корнелию, но, раскаявшись, внес обезглавленное тело на своих руках в монастырь. Путь от главных ворот Никольской башни до главной площади монастыря называется поэтому "кровавым путем".
Во время Ливонской и Северной войн монастырь-крепость не раз отражал нападения врагов. В крепости постоянно находился сильный гарнизон русской армии, который сражался бок о бок с местным населением. В награду за службу и верность русские цари щедро награждали монастырь, ставший крупнейшим и весьма богатым землевладельцем. Однако в XVIII в., при Екатерине II, в России, по манифесту "о полной секуляризации" церковных и монастырских земель, их владения отошли к государству, а затем были розданы помещикам.
Но монастырь богател не только землями. Монастырская ризница хранила немало сокровищ, многие из которых были подарены царями, великими князьями и богатыми помещиками. К сожалению, все было разграблено оккупантами во время Великой Отечественной войны и лишь частично возвращено впоследствии.
Лихие времена настали после Октябрьской революции. Город неоднократно переходил из рук в руки, его захватывали то белые, то красные, то немцы, и все грабили и расстреливали.
По условиям договора 1920 года, Печоры и Изборск с окрестностями отошли к Эстонии и стали именоваться "Петсери" и "Ирбоска". В 1940 году Эстония была присоединена к Советскому Союзу; во время Великой Отечественной войны весь район был оккупирован немецкими войсками, шла упорная партизанская война с большими потерями, и только в августе 1944 года Печоры были освобождены, а в январе 1945 г. специальным правительственным указом был образован Печорский район в составе Псковской области.
Древнерусский город снова стал Печорами, а прекрасный Печорский монастырь-крепость после проведения восстановительно-реставрационных работ еще больше привлекает к себе внимание любителей красоты и старины.
Чарующий город.
На крепость в ярких шлемах
Смотрю, не насмотрюсь:
Она и в наше время
Красуется, как Русь.
Чарующий город –
Звезда моей любви,
Воспеть бы вас, Печоры,
Как зорьку, – соловьи.
На Юрьевской иль Рижской,
На улице любой,
В садах, что сердцу близки, –
Крылечки с тишиной.
Где кирха, словно парус,
На сказочном холме,
Под липами гитары
Распелись в полутьме.
И в дымке сизоватой
Над Каменец-ручьем
Все ищут луч закатный
Девчонка с пареньком.
Чарующий город –
Звезда моей любви,
Воспеть бы вас Печоры,
Как зорьку, – соловьи.
А. П. Афанасьев (1929-1995)





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.