Изборск

Изборск

В 30 километрах от Пскова, по обеим сторонам дороги на Ригу, находится большое селение Старый Изборск, называемое часто просто Изборск. В отличие от расположенного недалеко Нового Изборска это одно из древнейших поселений Псковской земли. Здесь сохранилась крепость XIV века, построенная псковичами для защиты западных рубежей Руси. Крепость стоит на Жеравьей горе над широким Городищенским озером. Ее могучие серо-лиловые стены и башни видны издалека.


Статья: Изборск

Сайт:

В 30 километрах от Пскова, по обеим сторонам дороги на Ригу, находится большое селение Старый Изборск, называемое часто просто Изборск. В отличие от расположенного недалеко Нового Изборска это одно из древнейших поселений Псковской земли. Здесь сохранилась крепость XIV века, построенная псковичами для защиты западных рубежей Руси. Крепость стоит на Жеравьей горе над широким Городищенским озером. Ее могучие серо- лиловые стены и башни видны издалека.


Это тот самый «город Изборск», о многовековой борьбе которого с ливонцами можно прочитать в псковских летописях. Ведь в Древней Руси городом называлась собственно крепость, и имя этой крепости распространилось со временем на всю территорию выраставшего вокруг нее поселения.

крепость XIV века, построенная псковичами для защиты западных рубежейПсковские летописи рассказывают, как сюда, к «городу Изборску», приходили немцы «в веянце силе», «со многими замышлениями», «с пороки и с возграды» (со стенобитными и метательными орудиями), «хотяще разорити град». Здесь, возле каменных стен крепости, происходили кровопролитные бои: звенели русские кольчуги и немецкие латы, летали каленые стрелы, а позже «каменные» и «огненные» ядра. И неизменно ливонские рыцари и «мастери и кумендери их» (то есть магистры Ордена и командоры) уходили от этих стен «со многим стыдом и срамом». Каменная крепость на Жеравьей горе ни разу не была взята неприятелем силой. Даже враги называли Изборок «железным городом».

Словенские ключи водопадами бьют под Жеравьей горой у Городищенского озераЭто тот самый «город Изборск», о многовековой борьбе которого с ливонцами можно прочитать в псковских летописях. Ведь в Древней Руси городом называлась собственно крепость, и имя этой крепости распространилось со временем на всю территорию выраставшего вокруг нее поселения. Псковские летописи рассказывают, как сюда, к «городу Изборску», приходили немцы «в веянце силе», «со многими замышлениями», «с пороки и с возграды» (со стенобитными и метательными орудиями), «хотяще разорити град». Здесь, возле каменных стен крепости, происходили кровопролитные бои: звенели русские кольчуги и немецкие латы, летали каленые стрелы, а позже «каменные» и «огненные» ядра. И неизменно ливонские рыцари и «мастери и кумендери их» (то есть магистры Ордена и командоры) уходили от этих стен «со многим стыдом и срамом». Каменная крепость на Жеравьей горе ни разу не была взята неприятелем силой. Даже враги называли Изборок «железным городом». В настоящее время вокруг крепости раскинулось большое селение. Деревянные избы с сильно выступающими нависшими кровлями, хозяйственные постройки и ворота дворов с широкими проездными арками сложены из той же известняковой плиты, из которой сооружена и крепость. Традиции древнего зодчества и поныне живут в Старом Изборске.

В настоящее время на месте деревянной церкви стоит каменная.Местная известняковая плита—девонского происхождения. Она выходит в Старом Изборске на поверхность земли. Когда ходишь по его улицам, то ступаешь прямо по обнаженным неровным плитам. В расположении узких улочек сохранилась планировка древнего посада. Они обегают по оврагам, по которым круглый год весело журчат ручьи, не замерзающие даже в самые жестокие морозы. А над крышами изб, над изгородями фруктовых садов поднимаются могучие башни и плавно изгибающиеся стены Изборской крепости. Здесь все своеобразно, удивительно целостно, исполнено силы и мощи. Величава и спокойна природа в окрестностях крепости. С высокого берега, как бы с высоты птичьего полета, открывается широкая долина Городищенского озера, искрящейся змейкой извивается река, желтеют ленты проселочных дорог. До самого горизонта простираются поля и луга.

Чтобы почувствовать неприступность городища, надо посмотреть на него снизуИстория Изборска началась задолго до постройки крепости. Изборск - древнейший город на Псковской земле. Более того, он один из самых древних городов Руси. В одной из летописей XVI века в связи с событиями IX столетия записано: «То ныне пригородок псковский, а тогда был в кривичех большой город». Кривичи - славянское племя, жившее в бассейне реки Великой. Названия мест вблизи Изборска — Словенские ключи, Словенское поле — свидетельствуют о том, что эта земля была заселена славянами, которые жили здесь в окружении неславянских племен. Словенские ключи водопадами бьют под Жеравьей горой у Городищенского озера. «Город Изборск стоит на Словенских ключах» - так и сказано о положении Изборска в древнейшем географическом описании Руси - в «Книге Большому чертежу» XVI века. Словенское поле, или Словенец, простирается к западу от селения. Над ним кое-где высятся поросшие кустарником курганы. По местному преданию, именно там находилось первое поселение. И теперь, распахивая землю, жители Старого Изборска, бывает, находят на Словенском поле черепки древней утвари, женские украшения, а чаще наконечники стрел, остатки кольчуг. Первое датированное известие об Изборске относится к 862 году и связано с преданием о призвании варяжских князей, которое записано во всех псковских и общерусских летописях: «Рюрик седе в Новегороде (то есть сел в Новгороде на княжение.), Синеус на Белоозере, а третий сядесте Трувор в Изборске». Прокняжив три года, Трувор, по преданию, в Изборске и умер.

это Жеравья гора, на которой стоит теперь каменная крепость.До сих пор на сельском кладбище, густо заросшем сиренью, над обрывом к Городищенскому озеру стоит огромный, выше человеческого роста, каменный крест, а рядом лежат могильные плиты. Вряд ли случится увидеть где-либо еще столь большие надгробные плиты. Таинственные насечки на плитах и их необычные размеры породили легенду, будто это и есть могила Трувора. Однако археологи установили, что и крест, и плиты относятся к XV—XVI векам. Очевидно, это братские захоронения воинов, павших за ту землю, которая так величаво раскинулась вокруг. За кладбищем находится Труворово городище. Их разделяет заплывший от времени и потому неглубокий ров. За рвом поднимается вал древнего Изборска, который первоначально стоял здесь. Само слово «городище» означают заброшенный, оставленный жителями город. Старый въезд на городище, прижатый к самому обрыву (это было удобно для обороны), расположен со стороны Труворовой могилы.

Северная стена тянется слегка вогнутой длинной лентой, потемневшая от времени, она вырастает прямо из горы.Город занимал треугольный мыс высокого плато. С одной стороны мыс круто обрывается к долине Городищенского озера. Два другие его склона ограничены глубоким и крутым оврагом. Только с юга, со стороны кладбища, мыс переходит в ровное поле. Тут древние славяне-кривичи вырыли подковообразный ров и насыпали вал той же формы. Нам трудно представить себе своих далеких предков, построивших город. Известный русский художник Н. К. Рерих, археолог по образованию, изобразил их на своих 'картинах «Гонец», «Идолы», «Вокруг волоком» и других. Рерих живал в Изборске. Многие его полотна навеяны величественными картинами этих мест. Поверх земляного вала стояла деревянная стена из тесно поставленных столбов с заострёнными концами. Остатки этой ограды в виде обугленных кусков дерева обнаружены археологами в 1946 году.

К югу следуют круглые башни Вышка, Рябиновка, Темнушка.На треугольной площадке, окруженной валом и стеной, находились деревянные жилища и места для хранения запасов. Позже, когда утвердилось христианство (на Руси христианство стало государственной религией с 988 года), за оградой у въезда построили церковь Николы, тоже, наверное, деревянную. Поставленная у самого въезда, она была дополнительным укреплением. В настоящее время на месте деревянной церкви стоит каменная. Она поставлена здесь в XV или в XVI веке, но значительно перестроена в XVII—XVIII веках. Центральная часть здания представляет собой вытянутый ввысь четырехгранник, в нижней части которого сохранилась древняя кладка. Церковь перекрыта четырехскатной кровлей и увенчана главкой в виде колокольчика на тонкой вытянутой шейке. С востока выступает широкая абсида с узкими окнами. С запада к основному зданию пристроены трапезная и паперть с двухъярусной звонницей. Церковь получила вытянутый план корабля. Под зданием находится подклет, вход в который теперь заложен. Двухъярусные звонницы - редкость в псковском зодчестве. Аналогичную звонницу можно видеть только при церкви Николы от Торга в Пскове, но верхний ярус ее надстроен в XVIII или даже в XIX веке.

Северо-западная башня - Плоская, или Талавская, четырехугольная в плане - стоит на самом углу приступной стены.Звонница Городищенской церкви также построена не за один прием. Два пролета нижнего яруса имеют характерные для псковской архитектуры округлые столпы. Верхний ярус в один пролет проще и тяжеловеснее. Столпы его четырехгранные. Церковь Николы особенно хорошо смотрится с западной стороны. Звонница, глубокая ниша входа, дверной проем, арка подклета - все сдвинуто одно по отношению к другому, все асимметрично и в то же время уравновешенно и стройно. Широкие, поросшие мхом каменные плиты служат ступенями. Чтобы почувствовать неприступность городища, надо посмотреть на него снизу, с того места, где когда-то приставали ладьи, приходившие по системе рек из Чудского озера. Отсюда Городищенский холм кажется особенно крутым и высоким. Одинокая церковка на его вершине очень живописна.

В настоящее время высота Вышки достигает 19 метров. В прошлом она была еще выше.Город Изборск, который стоял на городище, согласно летописи древнее Пскова. Но благодаря более выгодному географическому положению Псков рос и развивался быстрее, и Изборск стал его пригородом, то есть подвластным ему городом, хотя и сохранил административные права. Он имел свои волости, к нему были приписаны села. Изборяне участвовали в псковском вече. В 30-х годах XIII века немецкие рыцари, объединенные в военно-религиозный Ливонский орден, начали завоевание Прибалтики, населенной племенами ливов и эстов. От имени ливов происходит название этих земель - Ливония и название Ливонского ордена. В 1232 году немецкие рыцари захватили деревянный Изборск, но псковичи вскоре отвоевали его. В 1240 году рыцари устроили новый поход на русские земли. На помощь своему пригороду двинулись псковичи. Вот как об этом сообщается в псковских летописях: «И пришла весть во Псков, что взяли немцы Изборск, и выехал против них весь град, и сотворили брань, и бились крепко, была сеча меж ими велика».

Кресты на стене Изборской крепости расположены с напольной стороны. Древние изборяне верили, что эти символические знаки охранят город от врага.Интересно пишут об этом же событии немецкие хроники: «Известием о взятии Изборска были опечалены жители Плескова (Пскова). Так называется город, где живут очень твердые люди, соседи взятого замка. Они поднялись в поход и отважно двинулись вперед со многими яркими знаменами. Их шлемы сверкали как стекло, с ними было много стрелков. Они бросились на войско братьев (то есть рыцарей). Началось страшное сражение». Но рыцари одолели псковичей. На равнине подле Изборска полегло, по псковским летописям, 600, а по немецким — 800 русских воинов: цифры по тем временам громадные. После взятия Изборска рыцари вскоре захватили и Псков. Только через два года князь Александр Невский, уже прославленный победитель шведов, разбил ливонских рыцарей на льду Чудского озера, освободив Псков и всю Псковскую землю «от безбожных немец».
Шли годы. Небольшая площадь Городищенского холма (около десяти тысяч квадратных метров) оказалась недостаточной для разросшегося поселения, а деревянные укрепления не могли надежно защитить жителей от ливонских рыцарей. И вот на страницах одной из псковских летописей мы читаем: «В лето 6811 (то есть в 1302 году; год назывался летом, а летосчисление велось от «сотворения мира».) бысть зима тепла без снега, и бысть хлеб дорог вельми. Того же лета Изборск поставлен бысть на новом месте».

За стенами крепости возвышается белый собор. Как и церковь на городище, он посвящен НиколеЧто значит эта скупая запись? «Новое место» - это Жеравья гора, на которой стоит теперь каменная крепость. Она построена, как уже говорилось, из известняковой плиты и в плане представляет собой неправильный треугольник с округлыми углами.
К настоящему времени крепость сохранила шесть боевых башен, два въезда, два «вылаза», то есть тайных выхода, и тайный ход к воде. Однако в 1302 году облик «нового города» был иным.
Несколько лет назад архитектор В. В. Косточкин, объясняя приведенное выше летописное сообщение, выдвинул предположение, что в 1302 году на луке Жеравьей горы была построена одна башня Луковка, а площадка горы была обнесена деревянной стеной.

Церковь Сергия, как и несколько далее стоящая на посаде церковь Рождества богородицы (XVIII век), продолжает традиции псковской архитектуры, как бы подтверждая силу и жизненность излюбленных народом форм зодчества.От деревянной стены теперь, разумеется, нет и следов, башня же Луковка до сих пор стоит в Изборске за крепостными стенами. Ее расположение необычно для псковской архитектуры. Нет в Псковской или Новгородской земле других крепостей, в которых башни стояли бы за стенами. Это характерно для западноевропейских крепостей, где башни внутри замка служили жилищем и последним убежищем феодалов. Такие башни - их называли донжонами - но сообщались с замком и были самостоятельными цитаделями внутри крепости. Они имели узкие окна, их внутренние помещения отапливались каминами. В Луковке нет ни каминов, ни окон, она не была приспособлена для жилья. Очевидно, назначение ее было иное, но какое именно, пока не вполне ясно. Обращенная к широкой долине, она могла служить дозорной башней.

Гладь озера, зелень деревьев, пение птиц, журчанье ручья - все здесь вызывает особое настроение покоя и умиротворенияЛуковка меньше других изборских башен. Стены ее тоньше, и кладка их отлична от кладки остальных башен. Можно поэтому думать, что башня действительно поставлена раньше других. На это, несомненно, указывает тот факт, что нижний ярус ее бойниц оказался закрыт стеной, обходящей ее с внешней стороны. Однако бойницы Луковки, как и других башен Изборска, приспособлены для огнестрельного оружия, которое появилось на Руси лишь в конце XIV века. Первое же упоминание о применении ливонских пушек при осаде Изборска относится к 1480 году. Нижний ярус Луковки перекрыт каменным сводом, что также составляет ее отличительную особенность. Сводчатое помещение под Луковкой, называвшееся «палатой», имело свой самостоятельный вход, сохранившийся и поныне. Вход в верхние ярусы башни находился значительно выше и вел на боевую площадку стен. В описях XVI—XVII веков «палата» под Луковкой называлась также «зелейным» (пороховым) погребом. Там хранились боеприпасы и орудия. Когда-то башня сильно горела - следы пожара видны и теперь на ее стенах. Только свод над зелейным погребом спас ее от взрыва и разрушения.
Следующую запись можно прочитать во всех псковских летописях. Она звучит просто и лаконично, но обладает особым присущим псковским летописям ритмом: «В лето 6838 (в 1330 году.) Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Избореск на горе на Жеравии; того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом, при княжении Александрове».

На «священном» ключе в Малах и был построен древнейший храм монастыря - Рождественская церковь.Селога (или Шелога) был крупным общественным деятелем Пскова. Он строил укрепления Пскова, вел переговоры с московским великим князем Иваном Калитой, который требовал от псковичей выдачи Александра, тверского князя, бежавшего в Псков после восстания против татар в Твери в 1327 году. Крепость, построенную в 1330 году, впоследствии много раз укрепляли, стены утолщали и надстраивали в высоту. Первоначальные стены, возведенные посадником Селогой, обнаруживаются теперь возле главных Никольских ворот, где разобран внешний, приложенный позже слой плиты. Здесь хорошо видно, какими тонкими и низкими были первоначальные стены.
Особенно важно то, что в Изборске наших дней сохранилась древняя планировка города, то есть городских укреплений. Благодаря этому можно представить и частично увидеть древний силуэт Изборска начала XIV века, который остался неизменным с севера, со стороны кладбища, и с востока.
Северная стена тянется слегка вогнутой длинной лентой, потемневшая от времени, она вырастает прямо из горы. Стоит она без фундамента, на природной плите, как на естественном цоколе. Подчас трудно заметить, где кончается гора, а где начинается стена.

Возле руин трапезной высится звонница, построенная одновременно с ней. Когда-то эти строения составляли единое целоеС востока гора крута и неприступна. Ее мягко опоясывают стены. С этой стороны крепость особенно величественна. За стенами в городе высится башня Луковка. Рядом с ней сохранился тайный вылаз. Когда-то через него изборяне «с великою тугою и печалью» посылали гонцов в Псков за помощью. Крепость сливается с окружающей природой, является как бы ее частью. Это характерно для средневекового искусства в целом и связано с мировоззрением людей тех времен, остро ощущавших свое единство с природой. Недаром народные певцы пели, что у человека «тело взято от земли, от камени—кости, от моря—кровь, от солнца—очи, от облака—мысли, от ветра—дух, от огня—теплота».
С западной стороны, где гора переходит в ровное поле, по приказу посадника Селоги были вырыты две линии рвов. Они заметны и теперь. Это была приступная сторона. Отсюда, со стороны Риги, к крепости рвался враг. В конце XIV века, а может быть, в первой половине XV (думается, что последняя датировка более правильна) эта «напольная» сторона была усилена четырьмя башнями. Башни, или костры, как называли их в Псковской и Новгородской землях, стали необходимы в связи с появлением огнестрельного оружия и с изменением тактики обороны и осады крепостей. Приступная стена имеет форму выпуклой дуги. Кажется, она выдвинулась навстречу врагу. Глядя на нее, вспоминаешь образное название напольной стены в Пскове - «перси», то есть грудь. Это впечатление усиливается в Изборске тем, что его башни сильно выступают из стены.
Северо-западная башня - Плоская, или Талавская, четырехугольная в плане - стоит на самом углу приступной стены. К югу от нее следуют круглые башни Вышка, Рябиновка, Темнушка. Эти ласковые названия упоминаются еще в описях XVI века. Круглые башни имеют форму неправильных усеченных конусов. Неправильность формы придает каждой из них своеобразие. На южной стороне крепости всего одна башня – Колокольная. На ней до 80-х годов XIX стояла белая колокольница – звонница.
Псковичи и изборяне в первой половине XV века усилили Изборскую крепость не только башнями, но и утолщением стены: с внешней ее стороны был дополнительно приложен толстый слой плиты. Одновременно увеличили и высоту стены. Вкратком очерке нет возможности детально описать все башни. Остановимся лишь на одной из них – красавице Вышке. В ее стенах видны небольшие углубления. Такие углубления есть и в стенах других башен, и в стенах крепости. Это пазы от «пальцев» строительных лесов. В некоторых из них можно увидеть полусгнившее дерево.
Внутри башни также можно видеть большие круглые и четырехугольные пазы.
В них вставлялись балки, на которых держались настилы нескольких «боев», или ярусов, башни. В настилах делали люки, к которым приставлялись лестницы. Так ярусы сообщались между собой. Все башни имели сообщение и со стеной - у каждой был выход на ее верхнюю боевую площадку. Кроме того, все башни имели выходы в «город» - внутрь крепости. Располагавшиеся на уровне земли, эти выходы теперь засыпаны землей или заложены.
Вышка имеет еще и тайный вылаз в поле, за пределы крепости. Он хорошо сохранился до сих пор. На своде вылаза можно видеть следы от досок распалубков. Через вылаз, который был прикрыт каменной стеной, изборяне, невидимые врагу, выходили на разведку и на бой.
В настоящее время высота Вышки достигает 19 метров. В прошлом она была еще выше. Ее завершала деревянная сторожевая вышка, давшая название башне. Башня украшена полоской каменного орнамента «бегунца» и «поребрика» и знаками крестов, которые выложены из камня в верхней ее части. Еще три больших креста старинного рисунка украшают стену между Вышкой и Рябиновкой.
Кресты на стене Изборской крепости расположены с напольной стороны. Древние изборяне верили, что эти символические знаки охранят город от врага. Могучая Вышка с вылазом и примыкающая к ней покрытая красновато-желтым лишайником стена со знаками крестов и сейчас создают ощущение силы, мощи, несокрушимости. Это ощущение прекрасно передано Н.К. Рерихом в картине «Дозор», хранящейся в Русском музее. На ней запечатлен воссозданный воображением художника эпизод: вдоль напольной стены возвращаются к Вышке усталые воины-изборяне. Интересно устройство главных въездов в Изборске: северного – у Талавской башни и южного – у Темнушки. Они были защищены стеной, которая шла параллельно стене крепости, образуя узкий проезд – захаб. Устройство захабов – характерная черта древних псковских крепостей. Они были в Острове, Порхове и в самом Пскове. Очевидно, захабы в Изборске существовали изначально, но в последствии были значительно усилены. Захабы закрывались воротами. Ворота северного захаба не сохранились. У южного захаба уцелели только Никольские ворота, до сих пор поражающие своей суровой мощью. Посредине захаба в конце XVI или в начале XVII веке была построена еще одна башня – Георгиевская. Она не сохранилась до нашего времени. В XVI веке захаб перекрывался не только, но и металлическими решетками. Чрезвычайно интересен в Изборске тайник – тайный ход к воде. Начинаясь в крепости возле Колокольной башни, он идет по южному склону горы к ее подножью – к источнику. Сейчас начало тайника в крепости не найти: оно засыпано землей. Под горой же его выход к роднику хорошо заметен.
Техника его постройки очень проста. В склоне горы сделали глубокую наклонную ступенчатую траншею длиной около 40 метров, которую перекрыли сводом, а сверху засыпали землей и обложили дерном. Тайник оказался сравнен с поверхностью склона горы и совершенно невидим для врага. Ширина хода такова, что по нему могут пройти несколько человек в ряд. Его широкие ступени и прекрасно выложенный свод (в середине горы он осыпался) производят до сих пор большое впечатление. Тайник подобного же устройства есть и в крепости Копорье (в Ленинградской области).
За стенами крепости возвышается белый собор. Как и церковь на городище, он посвящен Николе: перенеся город на другое место, изборяне сохранили своего «покровителя». Простота форм собора, пропорциональность его центрального куба, увенчанного одной главой, стоящей на мощном барабане, сильно выступающая апсида со щелями-окнами — все это создает впечатление уравновешенности и силы. Это один из самых выразительных памятников зодчества на Псковской земле. Наличие одной апсиды, а не трех, как обычно в Пскове, скупой орнамент под барабаном и строгость облика в целом сближают этот храм не столько с псковскими, сколько с новгородскими постройками. Еще в 1341 году Изборск по имени своего главного храма назван в летописи «домом святого Николы». Сама церковь впервые упомянута под 1349 годом, когда псковский князь Юрий поехал в Изборок «свящати церковь» Спаса Преображения «на полатях» (в маленьком помещении на уровне хоров) Никольской церкви. В описи начала XVII века церковь Преображения уже значится в приделе», то есть в пристройке, которая так живописно прилепилась к южной стороне храма. Тонкая шейка, несущая главку придела, украшена изразцовым пояском с растительным орнаментом нежных голубоватых и зеленых тонов. В 1849 году с западной стороны собора была пристроена колокольня, грузная и тяжеловесная. Возможно, при постройке колокольни были растесаны окна собора и переделан его верх: надложены углы, а восьмискатная кровля заменена четырехскатной с тяжелым выступающим карнизом. Ушедший в кровлю барабан потерял свою стройность, а его узкие окна оказались до половины заслоненными новой кровлей и были заложены.
В наши дни в крепости кроме собора и башни Луковки находится лишь несколько домов. Остальное пространство занято огородами и садами. В древности же в крепости было тесно. Вся она была застроена так называемыми «осадными дворами». Обычно они стояли пустыми. Их занимали только во время осады, когда жители кидали свои дома на посаде и сжигали их, чтобы не дать пристанища врагу.
После присоединения Пскова к Москве (1510 год) в Изборской крепости построили деревянную церковь Сергия Радонежского, который почитался как покровитель и заступник Москвы. Во время одного из пожаров, так часто опустошавших русские города, церковь сгорела. В XVIII веке вместо сгоревшей была построена каменная церковь, посвященная тому же знаменитому сподвижнику Дмитрия Донского, но ее поставили не в крепости, а на посаде, то есть за крепостными стенами. Это небольшая церквушка под горой у южного въезда в город примечательна своей звонницей. Известный художник и историк древнерусского искусства И.Э. Грабарь назвал ее созданием «немудрого ума, но поистине теплого чувства». Она восхитила ученого «тонкой поэзией и чутьем прекрасного». И. Э. Грабарь датировал ее XV веком. И. И. Васильев, знаток псковской старины, называет другую дату —1765 год.
Церковь Сергия, как и несколько далее стоящая на посаде церковь Рождества богородицы (XVIII век), продолжает традиции псковской архитектуры, как бы подтверждая силу и жизненность излюбленных народом форм зодчества.
Километрах в четырех от Изборска, в направлении к Печорам на берегу Мальского озера, расположен погост Малы. Само слово «погост» в современном русском языке вышло из употребления, но сохранились слова одного с ним корня, такие, как «гость» и «погостить». В древнейших русских летописях слово «погост» встречается со значением центра сельской общины, места, куда приезжал князь вершить суд, куда свозили дань. С распространением христианства слово «погост» стало означать центр церковной округи, где находились церковь и кладбище при ней. Именно в таком значении употребляется оно и в памятниках древнерусской литературы, и в произведениях наших классиков. Сохранилось оно в пословицах и в поговорках.
Погост Малы издали, с противоположного берега озера, едва заметен за деревьями. Он долго остается невидимым и при подходе к нему, скрытый высокими холмами. И только с ближайшего пригорка совершенно неожиданно открываются вдруг главы его старинной церкви, белая колоколенка и руины трапезной. Кругом еще два-три дома. Больше нет никаких строений.
Гладь озера, зелень деревьев, пение птиц, журчанье ручья - все здесь вызывает особое настроение покоя и умиротворения. На склоне холма — живописное сельское кладбище. Весной на нем благоухает сирень, осенью расцветают желтые шары, которые ботаники называют рудбекией. Уединенный погост удивительно поэтичен. В далекие времена тут был небольшой монастырь, возникший в XV веке. Его основателем называют монаха Онуфрия. Военные невзгоды прошлого не миновали затерянный среди лесов и холмов монастырь. По местному преданию, венгерские отряды Стефана Батория, возвращаясь к Пскову после неудачного штурма Печорской крепости, подошли к Малам. Окрестное население помогло монахам скатить в озеро круги воска, снять колокола и схоронить их под водой. Отстоять обитель монахи не смогли. Люди были перебиты, монастырь разграблен, его здания разрушены. Только в 1730 году его отстроили вновь. Тогда восстановили его главный храм и колокольню. Здание же трапезной так и стоит со времен Батория в руинах. Живописные и романтичные, они хранят немало тайн. В 1764 году, в царствование Екатерины II, когда в связи с финансовыми затруднениями в стране многие монастыри упразднялись, а их храмы превращались в приходские церкви, был упразднен и Мальской монастырь. Тогда и стали называть его погостом. Окрестности Малов издавна заселены сету - этнической группой эстонцев, которые говорят на эстонском языке, но по национальной одежде и некоторым обычаям близки к русским и белорусам. Праздничные костюмы сету очень живописны. Женский костюм состоит из белой рубахи, домотканой юбки и передника. Рукава рубах украшены богатым ткаными или вышитым орнаментом. Высокий головной убор покрыт цветастым или однотонным платком в цвет передника. Обязательная принадлежность праздничного женского костюма - серебряные украшения.
С незапамятных, еще языческих времен Мальской ключ, и поныне весело журчащий внизу, почитался священным. Когда-то здесь устраивались языческие праздники: деревья украшали цветными тряпочками, водили хороводы, поверяли земле свои тайны. Сюда приносили для исцеления больных. На «священном» ключе в Малах и был построен древнейший храм монастыря - Рождественская церковь. Ее датировка до сих пор не уточнена. Специалист по архитектуре древнего Пскова Ю.П. Спегальский считал датой строительства церкви вторую половину XVI века. Церковь имеет три апсиды с характерными валиковыми тягами. В верхней части полукружий под толстым слоем штукатурки скрыт типично-псковский нарядный орнамент.
В настоящее время здание имеет четырехскатную кровлю. Однако не надо быть специалистом-архитектором, чтобы заметить, что первоначально оно было покрыто по закомарам, то есть по сводам. Позакомарное покрытие очень древнее, но именно оно дает основание датировать постройку более ранним временем. Церковь венчана не одной главой, что типично для псковского и новгородского зодчества, а пятью. Пятиглавие характерно для московской архитектуры XVI века.
Очевидно, Рождественская церковь в Малах при всех чисто псковских особенностях ее облика отразила в своей архитектуре какие-то московские влияния. Это представляет чрезвычайный интерес, поскольку псковское зодчество в целом после присоединения к Москве (1510 год) не утратило самобытности и шло своими особыми путями. В самом Пскове известна пятиглавая церковь Николы в Любятове, построенная в 1569 году. Помещение Рождественской церкви кажется очень просторным и высоким. Это впечатление достигается тем, что подпружные арки, на которые опирается центральный барабан, повышены по отношению к сводам, а четыре четырехгранные столба скруглены на большую высоту.
Когда .монастырь разросся, была построена трапезная, живописные руины которой и теперь привлекают к себе художников и археологов. Это здание необычно для Руси. Как ни много сохранилось каменных построек на Псковской земле, среди них нет такого, которое совмещало бы в себе церковь, жилой дом и крепость. Мальская же трапезная была одновременно жилым помещением монахов и их трапезной, церковью и небольшой крепостью. Наверное, запершись в ней, обитатели Малов спасались от отрядов Батория. Вот почему так безжалостно было разрушено это здание. В 1958 году псковские архитекторы-реставраторы начали обследование и консервацию трапезной, при этом было обнаружено, что здание имело не только подклет, .перекрытый каменным сводом, но и два этажа также со сводчатыми перекрытиями. Для спасения этой единственной в своем роде постройки от дальнейшего разрушения сделали четырехскатную кровлю.
Возле руин трапезной высится звонница, построенная одновременно с ней. Когда-то эти строения составляли единое целое. Сейчас это четырехугольная в плане постройка, верх которой имеет с каждой стороны по два пролета для колоколов. Ее венчает небольшая главка на тонкой шейке. Однако еще в начале нашего столетия облик ее был иным. Это была типичная псковская звонница в виде стройной стенки с четырьмя высоко вознесенными пролетами для колоколов. С задней стороны ее, очевидно, было складское помещение, такое же как в других псковских звотшицах, например, у церквей Нововознесенской, Успенской у Парома и других. Звонница Мальского монастыря отличалась стройностью пропорций.
Удивительное это место Мальской погост. Уходишь из него с ощущением глубокого уважения к людям, которые умели и оборонять свою Родину, и украшать ее, находить живописные уголки, словно созданные для молчаливого созерцания и глубокого раздумья.
Наверху, на холме, находится деревня Малы. Из рода в род передаются здесь древние приемы каменного строительства. Арки сложенных из плиты ворот выписаны по красивой упругой дуге. А столбы круглые в средней части, вверху и внизу заканчиваются четырехгранниками, как столбы псковских звонниц, построенных 300-500 лет назад. Это свидетельствует об устойчивости народных традиций. Более того, это подтверждает, что и жилые дома, и храмы строились в согласии с народными вкусами, и в сознании народа не было разделения зодчества на «гражданское» и «церковное». Всё строили одни и те же люди, руководствуясь народным идеалом красоты.По берегу Мальского озера хорошо побродить пешком. На озере можно увидеть рыбаков, стоящих в комейках - лодках, сделанных из двух выдолбленных стволов деревьев, соединенных вместе. Наверное, такие комейки долбили и древние кривичи..
На старой псковской дороге недалеко от Старого Изоорска находится еще один погост - Сенно с церковью XVII века, высокой звонницей и кладбищенскими воротами, повторяющими форму древнего складня - трехчастной складной иконки, которую псковичи в древности брали с собой в путь. Недалеко от Сенно стоит часовенка, от которой открывается вид на Изборск. В этих краях много часовен. Все они удивительно живописно поставлены то среди поля, то в тени деревьев на краю деревни, то у ручья. С ними связаны легенды и предания о происходивших на этих .местах сражениях или о воинах, похороненных возле них. Часто тут же высятся каменные кресты. В окрестностях Изборска можно встретить стариков, хранящих в памяти предание об отважном разбойнике, скрывавшемся на горе Городач, старинные песни. А возможно, посчастливится услышать одну старую сказку. Знакомой-знакомой покажется она вам. Эту сказку Арина Родионовна рассказывала когда-то Александру Сергеевичу Пушкину...

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.