Icewine: гордость канадских виноделов.

Icewine: гордость канадских виноделов.

Вы когда-нибудь пробовали ледяное вино? Не то, что запотело в морозильнике, а Eiswein или Icewine – в зависимости от того, где произошло знаковое знакомство с этим модным вином – в Германии, Австрии или Канаде. Кстати, все эти страны претендуют на то, чтобы считаться родиной айсвайна. О том, что же такое айсвайн, чем он отличается от других вин и почему так недешево стоит, нам расскажут кависты бутиков "Коллекция вин".


Статья: Icewine: гордость канадских виноделов.

Сайт: Путешествия@Mail.Ru

Если судить по размаху производства и продвижения продукта, то родина ледяного вина, конечно, Канада. Там же его и чествуют почти так же уважительно, как во Франции ее любимое Божоле. А может быть, даже и покруче. Ежегодный Niagara Icewine Festival продолжается целых десять дней. Это крупнейшее в мире событие, посвященное удивительному золотистому ледяному вину, наиболее престижному продукту канадского экспорта, уже получившему статус канадской достопримечательности, наряду с кленовым сиропом.


В эти январские дни в Ниагарский район съезжаются сотни тысяч туристов со всех уголков Канады, зарубежные любители винных праздников и ценители ледяного вина. В программе праздника - чествования лучших вин от более чем трех десятков производителей, торжественные обеды и, конечно, дегустации. Здесь можно попробовать все! Даже очень дорогие вина - победителей международных конкурсов, например Inniskillin 2002 Oak Aged Vidal Icewine, получившее титул Лучшего сладкого вина мира на самой престижной мировой выставке в Бордо.
За 20 долларов каждый может купить Niagara Icewine Touring Passport и с ним посетить любую из виноделен. И там не просто глазеть на бочки, а полноценно участвовать в действе. К тому же можно сполна затовариться ледяным вином по сносной цене - порядка 50 канадских долларов за пол-литровую бутылку, ведь в магазинах оно стоит вчетверо дороже. Ну и, конечно, послушать легенды на тему рождения ледяного вина. Их немало, а как оно было на самом деле, не знает никто.
Мифы и легенды Канады
Рассказывают, что в начале прошлого столетия, когда виноделие Квебека только зарождалось, некий винодел поленился и оставил зимовать урожай на нескольких лозах. По весне, когда гроздья оттаяли, их облюбовали окрестные птицы. Наблюдательный виноградарь заметил, что птицы стали вести себя неадекватно - дурачились и даже падали клювом в снег. Тогда он и сам попробовал прошлогодний виноград и все понял. Внутри ягод образовалось вино, причем необычайно вкусное.
Другая история возникновения айсвайна уходит еще дальше в глубь времен, когда провинцию Онтарио начали осваивать первые поселенцы, и они были французами. Ну, а где французы, там виноградарство. Правда, из-за внезапных морозов урожаи периодически пропадали, и вот однажды буквально от безысходности кто-то решил сделать вино из замороженного винограда. Результат превзошел все ожидания.
Еще одна легенда персонифицирует автора ледяного вина. И это опять не канадец, но уже и не француз, а немец, иммигрант Вальтер Хайнле, который в 1973 году в провинции Британская Колумбия впервые получил ледяное вино, и не случайно, а вполне целенаправленно. Уже через десять лет он наладил коммерческое производство вместе с виноделами из Pelee Island, Inniskillin и Hillebrand, то есть компаний, имеющих немецкие или австрийские корни.
Есть и более солидное свидетельство. Автор "Всемирного атласа вина" и "Карманной энциклопедии вин" Хью Джонсон утверждает, что первооткрыватели чудесного канадского вина вовсе не птицы, а наследники полковника Купера, воевавшего в Северной Америке в 1812 году и награжденного за доблестную службу участком земли, который он назвал в честь прославленного ирландского полка Иннискилин (Inniskillin). Именно там и появилось первое ледяное вино.
Как бы там ни было, серьезного виноделия в Канаде не наблюдалось вплоть до семидесятых годов прошлого столетия. Неизвестно, на что рассчитывали те люди, которые тогда стали активно взращивать лозу в явно слишком холодных для нее краях, однако уже через десять лет Канада появилась в списке мировых винных регионов с холодным климатом. А еще через десять лет страна стала крупнейшим производителем и импортером изысканного и дорогого ледяного вина, которое присутствует в картах вин самых шикарных ресторанов мира.
И спрос на него устойчиво повышается. Канадскому виноделию активно прочат специализацию именно на ледяном вине. Огромные территории страны и обильные снегопады вместе с колоссальным спросом вполне могут на наших глазах превратить Канаду в страну айсвайна. И это вполне логично, ведь во всем мире не найти природно-климатических условий, столь подходящих для этого вина. А требуется, во-первых, достаточная сумма летних температур, необходимых для полноценного вызревания винограда, то есть сочетание жаркого и длинного лета и очень тёплой осени. Во-вторых, резкое, просто моментальное похолодание. Чем климат Квебека и характерен.
Производство. Рискованный метод
Впрочем, все будет зависеть от самих виноделов, а им есть над чем поразмыслить. При очевидной выгоде дело это весьма рискованное, поскольку всецело зависит от капризов погоды. Канадцы собирают урожай промерзших за зиму ягод по весне. Мороз усиливает образование сахаров в ягодах, от чего те становятся слаще. Под воздействием первых теплых лучей в ягодах начинается процесс брожения. Вот в этот момент их следует срочно собрать, не менее срочно обработать и разлить по бутылкам. Но если оттепель наступит среди зимы, весь виноград пропадает - так бывало не раз.
Производство. Традиционный метод
Есть и менее рискованный путь, и многие канадские виноделы избрали его. Не ждать до весны, а собрать урожай после первых же ночных заморозков, когда столбик термометра опустится ниже минус 6-8 градусов. Где-то между 3 и 6 часами окаменевшие от мороза ягоды должны быть собраны.
И обязательно вручную: слишком уж нежен замороженный виноград. В эту решающую ночь виноделы выходят на плантацию со всеми родственниками, с фонарями и в толстых резиновых перчатках, чтобы теплом рук не ускорить процесс оттаивания. Побитый морозом виноград, с виду довольно неприглядный, сразу отправляется под пресс, пока вода в виноградине не растаяла, чтобы на выходе получить чистый виноградный сок. На все про все у виноградарей есть два часа. Интересная деталь: для производства одной поллитровой бутылки требуется 15 кг винограда.
Все, кому посчастливилось попробовать айсвайн, отмечают не только сладость и крепость, но и неповторимый, ошеломительный вкус. Букет этого вина тоже ни с чем не сравним. Выражаясь поэтически, это "солнце, заточённое морозом внутрь виноградных ягод". А поэтических определений это вино снискало не меньше, чем великие вина Франции.
Канада - крупнейший поставщик ледяного вина, но не единственный. Его производят в Германии, Австрии, Хорватии, Люксембурге, Словении, Чехии, Венгрии, Румынии, Швейцарии, США. Но даже суммарно - меньше чем в Канаде. Здесь производится больше айсвайна, чем во всех остальных странах мира вместе взятых.
Немецкая ледяная сага
Параллельно ледяное вино изобрели в Германии. Если верить немецкой версии, в подтверждение которой традиционно приводят в пример настоящего фаната айсвайна маршала нацистской Германии Германа Геринга, который считал это вино немецким.
В Германии ледяное вино изобрели вовсе не случайно и, конечно, не оттого, что поленились вовремя собрать урожай винограда. Прагматичные немцы давно открыли колоссальный потенциал вин из подмороженных ягод - некоторые из них могут храниться практически вечно. Ягоды немцы оставляли на лозе для появления благородной плесени (botrytis cinerea). Плесень вытягивает воду, отчего вино получается тяжелым, объемным, насыщенным, богатым экзотическими тонами с привкусом дорогих сигар и дегтя. Именно плесень способствует необычайной силе вина, причем не обязательно сладкого, типа Spatlese (Шпэтлезе). Чем позже собран виноград, тем выше качество вина и его стоимость - от легкого и самого сухого Kabinett (Кабинет), сделанного из винограда, собранного в обычное время, до Trockenbeerenauslese (Трокенбееренауслезе), изготовленного из высохших почти до изюма ягод позднего сбора.
Но никогда не знаешь, как поведет себя погода. Если осень будет теплой и влажной, то благородная плесень гарантирована. А вдруг ударят неожиданные морозы? Чтобы добро не пропадало, немцы и научились делать освежающее, цветочно-фруктовое вино из обледенелого винограда, причем очень давно. Если канадцы вырабатывают свой айсвайн в основном из толстокожего сорта Видал, то Европа употребляет ледяное вино, сделанное из сорта Рислинг, традиционно вырабатываемого в регионе Мозель-Саар-Рувер, и сорта Гевюрцтраминер, который культивируется в австрийской земле Бургенланд. Весны здесь не ждут - европейские оттепели среди зимы способны уничтожить весь подмороженный виноград. Поэтому его собирают перед рассветом в первую же морозную ночь. Чаще всего это происходит в декабре. Но и в январе на немецких виноградниках еще можно встретить неубранные лозы, заботливо прикрытые мелкой сеткой - от птиц, которые как будто в подтверждение одной из канадских легенд просто обожают подмороженный виноград. Среди гурманов особенно ценится вино региона Наэ.
Канадский айсвайн в европейских магазинах отсутствует напрочь. Собственные производители надежно защищены законодательством, которое закрепило термин "ледяное вино" исключительно за винами, сделанными в Германии или Австрии. Такая хитрость вполне объяснима. И неконкурентоспособность качества здесь ни при чем - вкус немецкого айсвайна всегда отменный. Причина в худшем соотношении "цена-качество": канадское ледяное вино, даже при всей своей дороговизне, существенно дешевле европейского. Но рынок сбыта для канадского айсвайна и без Европы велик. Азия его просто обожает. К тому же не вся Европа свято блюдет интересы Германии с Австрией - Скандинавия спокойно закупает канадский айсвайн, да и в магазинах Франции он не в новинку, не говоря уже о ресторанах!
А в последнее время к производству этого супермодного вина подключились... США. Штата с подходящим для ледяного вина климатом там нет, но американцы нашли незатейливый выход: просто замораживают ягоды в огромных морозильных камерах. Результат, конечно, получается соответствующий, но это мелочь по сравнению с быстрыми сверхприбылями, которые приносит раскрученный бренд.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.