Зальцбург - симфония звуков и пейзажей.

Зальцбург - симфония звуков и пейзажей.

Знатоки архитектуры называют Зальцбург Золотым городом Высокого Барокко, для искусствоведов и историков это Северная Флоренция, а для музыкантов прежде всего место, где родились Моцарт и фон Караян. И на самом деле, именно музыка во многом формирует облик Зальцбурга, ведь здесь проводят знаменитый на весь мир фестиваль.


Статья: Зальцбург - симфония звуков и пейзажей.

Сайт: Путешествия@Mail.Ru

Оплот католицизма


Живописнейшая панорама открывается еще при подъезде к Зальцбургу по железной дороге. Этот город — своего рода украшение окруженной горами седловины и рассекающей ее реки Зальцах, по обоим берегам которой он и разместился. Шпили великолепных церквей создают изысканный силуэт барочного города, где этот стиль предстает во всем своем блеске. На их фоне выделяются Зальцбургский собор со вздымающимися в небо восьмигранными башнями и старинный бенедиктинский монастырь Святого Петра. А венчает композицию нависающая над городом громада замка Hohensalzburg, расположенная на горе Ноннберг.
Зальцбург — небольшой город (население — 145 тыс. человек), и его в принципе можно обойти за несколько часов. Сразу заметно, что на улицах довольно часто встречаются люди в церковных одеяниях. Здесь находится много духовных учебных заведений, в том числе теологический факультет местного университета. История Зальцбурга неотделима от католической церкви, даже горы в пределах города носят названия, связанные с монашеством: на западном берегу Зальцаха высится гора Менхсберг ("монашеская"), а на восточном — Капуцинерберг ("гора капуцинов"). Хотя само имя поселения происходит от древних соляных копей (Salz — по-немецки "соль"), возникло оно как аббатство. Город основал в 696 году святой Руперт, ставший первым епископом Зальцбурга. При нем был заложен и монастырь Святого Петра.
Поселение росло и развивалось, и в 798 году здесь уже было архиепископство. Со временем архиепископы города стали влиятельными феодальными сеньорами, они лишь номинально подчинялись императорам Священной Римской империи германской нации. По существу Зальцбургское архиепископство долгие столетия являлось независимым княжеством, которым управляли князья-архиепископы. Оно было теснее связано с соседней Баварией, нежели с остальной Австрией. Более того, при князе-архиепископе Гебхардте фон Хельффенштайне, заложившем в 1077 году крепость Hohensalzburg, Зальцбург стал одним из оплотов папства в его борьбе с германскими императорами за так называемую инвеституру (право назначения епископов). Он служил цитаделью католической церкви и во времена Реформации, а также в годы Тридцатилетней войны. Конец самостоятельному существованию Зальцбургского архиепископства положили только войска Наполеона, изгнавшие в 1800 году последнего князя-архиепископа Иеронима Голлоредо в Вену, где тот три года спустя отказался от светской власти. На какое-то время Зальцбург вошел в состав австрийских владений Габсбургов, но в 1806 году Наполеон передал его Баварии, и лишь в 1816 году по решению Венского конгресса зальцбургские земли окончательно вернулись под власть Австрийской империи. Сейчас Зальцбург — столица одноименной федеральной земли Австрийской Республики.
Зальцбург бюргерский и Зальцбург архиепископский
Если, двигаясь от железнодорожного вокзала, дойти до набережной Зальцаха и перейти по мосту на противоположный берег, то сразу попадешь в средневековый квартал с узкими улочками и чрезвычайно живописными внутренними двориками, едва ли не в каждый из которых очень хочется зайти, так там интересно. На фасадах домов висят красочные гербы средневековых ремесленных и купеческих гильдий, всюду множество кафе, пивных, ресторанчиков и магазинчиков, торгующих всякой всячиной — от дешевых сувениров и знаменитых зальцбургских конфет Mozartkugel до антиквариата и супермодной одежды.
Через дворики народ движется к главной туристической улице Зальцбурга — Getreidegasse, где в доме под номером девять, возведенном в стиле рококо, родился великий Моцарт. Основной фасад Дома Моцарта сильно перестроен, из интерьеров только танцевальный зал соответствует моде того времени, когда жил композитор. Однако часть дома, обращенная к Университетской площади, сохранила свой первоначальный облик.
Сама Университетская площадь тоже заслуживает внимания. Во-первых, прямо напротив Дома Моцарта высится очень интересная церковь Kollegienkirche — монументальное творение Иоганна-Бернгарда Фишер фон Эрлаха. А во-вторых, несмотря на чинное название, эта площадь каждое утро превращается в развеселый рынок. Вся она, от края и до края, бывает уставлена лотками со всевозможной снедью.
Площади светского, бюргерского Зальцбурга, как правило, небольшие и уютные, как, например, Waagplatz или Alter Markt, своеобразнейшее местечко с самым маленьким домиком города (номер 109) и Придворной аптекой, такой красивой и таинственной, что даже простая покупка таблеток там воспринимается как некое торжественное, едва ли не ритуальное действо.
Стоит пройти совсем немного по Franziskanergasse, и попадаешь в совсем другой, архиепископский мир — на пышную и величественную Соборную площадь, где булыжная мостовая резонирует дивные звуки колоколов прославленного Зальцбургского кафедрального собора. Еще во времена святого Руперта на этом месте возвели романскую базилику, а епископы Арно и Вергиль (767–774) расширили ее (во время восстановительных работ после бомбежек 1944 года здесь отрыли крипту романского периода, служившую впоследствии усыпальницей зальцбургских архиепископов).
Храм пристраивали и перестраивали все последующие восемь веков, но в 1598 году он сгорел почти дотла. На его развалинах итальянский зодчий Сантино Соляри 14 лет строил новый собор, но освятили здание лишь во время Тридцатилетней войны, в 1628 году, при князе-архиепископе Парисе, графе Лодроне. Строительные работы установкой восьмигранных завершений на башни закончил его преемник в 1652–55 годах. В последующие периоды храм был богато украшен лепкой и росписью известных художников. В капелле Кафедрального собора долго трудился придворный музыкант Леопольд Моцарт, здесь крестили его великого сына — Вольфганга Амадея, который тоже одно время работал здесь.
От Соборной площади совсем недалеко до основанного Рупертом монастыря Святого Петра, Обитель признана историческим местом зарождения города. Она принадлежит ордену бенедиктинцев и считается одной из самых ранних из подобных ей в Центральной Европе. Монастырский храм был заложен в 1130–1143 годах, а в эпоху барокко и рококо его оформляли выдающиеся мастера того времени. Именно для этого собора Моцарт написал знаменитую ре-минорную мессу.
Великолепным видом на соборы и церкви, площади и улицы можно насладиться со стен крепости Hohensalzburg, возвышающейся над городом на 125-метровой скале. Попасть туда очень просто: от Соборной площади идет улочка, упирающаяся в станцию фуникулера. Если есть желание и силы, то в оборонительное сооружение можно подняться и пешком по относительно пологому серпантину. Потрясают не только виды, открывающиеся с крепостных стен и башен, но и сама цитадель — строение чрезвычайно мощное и суровое, настоящий неприступный рыцарский замок.
Преемники Гебхардта фон Хельффенштайна, построившего в XI веке на месте древнеримского сторожевого поста первую деревянную крепость, потрудились на славу. Почти шесть веков они расширяли и укрепляли замок, превратив его в твердыню, так никем и не завоеванную. Активнее всего цитадель строили во времена князя-архиепископа Леонхарда фон Койчаха (1495–1519). Следующий правитель Маттеус Ланг фон Велленбург в 1525 году, во время Великой крестьянской войны, провел в осажденной крепости 61 день. Он едва не погиб с голоду, но пересидел-таки нападавших: взбунтовавшиеся крестьяне, устрашившись грозных стен и упорства князя-архиепископа, принесли своему сюзерену повинную. Однако в XIX веке Hohensalzburg потерял военное значение, в 1861 году гарнизон оттуда вывели, и сейчас там открыты городской музей, а также чрезвычайно любопытный Музей марионеток — одно из самых известных учреждений такого рода в мире.
Дворцы и парки, концерты и фестивали
Наивысшего расцвета Зальцбург достиг на рубеже XVI–XVII веков. Именно с этого времени он приобретает знаменитый барочный облик, неотъемлемой частью которого являются зальцбургские дворцы, сады и парки. Особенно интенсивно дворцово-парковое строительство начинает развиваться при князе-архиепископе Вольфе-Дитрихе фон Райтенау. В 1609 году для своей возлюбленной Саломеи Альт он возвел дворец Альтенау и разбил при нем первый в Зальцбурге сад. После смерти князя и изгнания за пределы княжества его фаворитки дворец и сад переименовали в Мирабель. Примерно в 1690 году сад перестроили по плану уже упоминавшегося Иоганна-Бернхарда Фишер фон Эрлаха. В нем появились террасы, мраморные статуи, фонтаны и павильоны, а также зеленый театр, один из старейших в этом роде, и сад гномов, украшенный мрачными и уродливыми созданиями. Можно сказать, что Мирабель, несмотря на небольшие размеры, вполне мог бы соперничать с Версалем, Цвингером или Сан-Суси. И сейчас тысячи туристов, прибывающих в Зальцбург, отправляются на улицу Schwarzstrasse, чтобы полюбоваться этим удивительным шедевром дворцовой архитектуры и садово-декоративного искусства.
Достоин восхищения и дворец Hellbrunn, возведенный по указу князя-архиепископа Ситтакуса примерно в восьми километрах от Зальцбурга. Здесь тоже есть парк, украшенный скульптурами и фонтанами, среди которых знакомые нам по Петергофу "шутихи". Рассказывают, что один из князей-архиепископов, большой весельчак, накрыв гостям столы прямо в парке, поил их допьяна, а потом включал искусно спрятанные поливальные механизмы, низвергавшие на гостей потоки воды.
В зальцбургских садах и парках всегда устраивали концерты, спектакли и карнавалы. Традиция такого рода действ берет свое начало в глубине веков, от миннезингеров, и была поддержана в последующие времена (Карл-Мария фон Вебер, Вольфганг Амадей Моцарт и др.). В саду Мирабель о Моцарте напоминает венский садовый павильончик, принадлежавший либреттисту композитора Шиканедеру. В нем маэстро работал над "Волшебной флейтой". Но, безусловно, главным памятником великому композитору в его родном городе следует считать Зальцбургский фестиваль.
Прообразом нынешнего музыкального форума был Моцартовский фестиваль. Его проводили с начала прошлого века, правда, довольно нерегулярно, по инициативе дирижера Ганса Рихтера. В 1906 году на Моцартовском фестивале дирижировал Рихард Штраус, в 1910-м — Густав Малер.
Идея организовать более масштабное мероприятие носилась в воздухе. Она привлекала не только музыкантов, но и актеров, литераторов. В состав художественного совета, готовившего первый Зальцбургский фестиваль, вошли, в частности, тогдашние директора Венской оперы Рихард Штраус и Франц Шальк, актер и режиссер Макс Райнхардт, театральный художник Альфред Роллер и писатель Гуго фон Гофмансталь. Пьесой Гофмансталя "Jеdermann" в постановке Райнхардта 22 августа 1920 года на Соборной площади стартовал первый Зальцбургский фестиваль.
В 1960 году в Зальцбурге распахнул двери Большой фестивальный дворец. На открытии давали "Кавалера роз" Рихарда Штрауса, дирижировал Герберт фон Караян (он дебютировал на зальцбургском музыкальном форуме еще в 1933 году). Ежегодно с середины июля до конца августа на фестиваль съезжается публика со всего света, лучшие музыканты мира исполняют произведения Моцарта, воздавая тем самым почести великому композитору.
Вообще-то, помимо этого мероприятия в городе почти круглый год что-нибудь устраивают. Однажды мне довелось побывать в Зальцбурге в конце сентября, когда там проходил фестиваль струнно-духовых оркестров земли Зальцбург и соседних с ней областей Германии, Чехии и Венгрии. Так вот, создалось впечатление, что с помощью этого смотра город собрался соперничать со своим соседом Мюнхеном (всего лишь полтора часа езды), где в то время как раз шумел, гремел и вопил знаменитый Октоберфест. В Зальцбурге на Соборной площади разбили огромную палатку, не такую большую, естественно, как балаганы на мюнхенском Терезиенвизе, но все же вмещавшую около тысячи человек. Гремела музыка, пиво лилось рекой, пожирались сосиски и огромные хаксы (свиные рульки), да и заметная часть публики была одета в такие же замшевые штаны и шляпы с перьями, как в Баварии. (Надо сказать, что культура и обычаи обитателей австрийских земель Зальцбург, Штирия, Тироль и Верхняя Австрия довольно близки баварским.) Масштабы, безусловно, не шли ни в какое сравнение с мюнхенскими, но боевой задор и стремление показать себя не хуже баварцев чувствовались.
Альпийское сердце Австрии
Ну и, конечно же, отдельная история — Зальцбург зимой. Недаром этот город называют альпийским сердцем Австрии. Снежные горные исполины пронизывают облака, на солнце ослепительным блеском сверкают вечные ледники, изумительный альпийский воздух освежает все, что только можно освежать.
Здешние места — просто рай для горнолыжников. Совсем недалеко от Зальцбурга, в области Пинцгау, находятся знаменитые зимние курорты Целль-ам-Зее и Капрун, составляющие Европейский спортивный регион (ESR), популярнейшее место отдыха горнолыжников всего мира. Район круглогодичного катания Китцштайнхорн, что над Капруном, гарантирует абсолютно надежный снежный покров и обилие самых современных подъемников. На ледниках Маурер и Шмидингер собираются лыжники всех мастей, включая любителей трюков и прыгунов с бугров. А вот на горе Майскогель удобно кататься детям и не слишком амбициозным взрослым горнолыжникам.
Не менее известен зальцбургский горнолыжный курорт Заальбах-Хинтерглемм, прозванный Лыжным цирком и знаменитый канатной дорогой с самыми большими в Австрии вагонами. В земле Зальцбург расположен также горнолыжный курорт Обертауэрн, особенно ценимый любителями целинных спусков. А еще в земле Зальцбург есть геотермальные курорты Бад-Хофгштайн и Бад-Гаштайн. И вообще там много чего есть. Скучать не придется.
О жителях Зальцбурга иногда говорят, что они специально придумывают массу развлечений для своих многочисленных гостей, чтобы те не мешали им и не лезли в их повседневную жизнь. Может, оно и так, но хорошо известно также и местное гостеприимство, и то, что искренний интерес и ненавязчивое любопытство всегда встретят здесь понимание и поддержку. Иначе, приехав однажды в Зальцбург, столько людей не возвращались бы в этот город снова и снова.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.