В Чехии рады любой знаменитости, даже Папе Римскому

Вот уже скоро пять лет, как Йозеф Ратцингер стал Папой Римским Бенедиктом XVI. За это время он успел побывать в таких далеких странах, как Бразилия, Камерун и Иордания, а до почти соседней Чехии в первый раз добрался только сейчас. Папа приехал в Чехию на три дня (26 - 28 сентября), чтобы подарить чехам надежду в трудное время кризиса, напомнить о христианских корнях чешской культуры и опасностях атеизма, а главное - хоть как-то помочь приподнять статус католической церкви Чехии, которая переживает не лучшие времена.

ОТЧАЯНИЕ АРХИЕПИСКОПА

Чехия уже много лет лидирует в рейтингах самых атеистических стран мира. Во времена Холодной войны это можно было списывать на преследования церкви со стороны безбожной власти, но появившаяся после Бархатной революции 1989 г. религиозная свобода ситуацию только ухудшила. По данным последней переписи населения, в 1991 - 2001 гг. доля верующих в чешском обществе упала с 44% до 32%, доля католиков - с 39% до 27%. Зато атеизм процветает: за те же десять лет доля неверующих выросла с 40% до 59%, поглотив почти всех, кто в начале 1990-х гг. еще сомневался в собственных религиозных убеждениях. В 2000-х гг. рост безверия замедлился, но тенденция не поменялась. По данным опросов, количество атеистов в Чехии уже перевалило за 60% населения. Воцерковленных людей в стране вообще почти не осталось: хотя бы раз в неделю в церковь ходит всего 4% чехов.

Главе чешской католической церкви, архиепископу Праги Мирославу Влку стало стыдно перед Папой за такое отвратительное положение дел в епархии, и накануне визита он объявил о своей отставке. Влк стал во главе чешских католиков еще в 1989 г., когда перед верующими открывалось столько возможностей, и вот до чего он довел страну за 20 лет. Поэтому его прощальная речь была полна самоуничижения: «За 20 лет я почти ничего не достиг». Особенно архиепископа беспокоит отсутствие прогресса в вопросе возврата церковной собственности, национализированной в годы советской власти, и до сих пор не заключенный конкордат Чехии с Ватиканом. Хотя здесь Влк оправдывается, что «со стороны церкви всегда была добрая воля в решении этих проблем», виноваты чешские политики.

ЧЕШСКАЯ АТЕИСТОКРАТИЯ

Католической церкви Чехии, действительно, практически не на кого опереться среди политиков. В отличие от соседней Польши, где даже левые партии боятся слово сказать против церкви, в Чехии католические ценности защищает всего одна небольшая партия - Христианско-демократический союз (KDU), который на последних парламентских выборах получил всего 7% голосов, а на следующих рискует вообще не преодолеть 5%-ный барьер из-за внутреннего раскола в партии. Левые партии открыто выступают против любых уступок церкви со стороны государства. Правые делают это аккуратнее, но навстречу идут тоже неохотно. В католицизме они видят традиционную угрозу суверенитету и национальной идентичности Чехии, которая висит над страной еще со времен сожженного католиками чешского религиозного реформатора Яна Гуса.

Переговоры между церковью и чешским правительством о возврате церковной собственности длятся уже 20 лет. В мае 2008 г. вроде бы удалось договориться: правительство пообещало вернуть церкви собственности на 35 млрд крон и постепенно, в течение 60 лет, выплатить еще 86 млрд крон компенсации. Вместе с процентами за 60 лет в сумме набежало бы примерно €12 млрд. Но тут случился кризис, левая оппозиция в парламенте выступила резко против, правящие правые не стали настаивать, а президент Вацлав Клаус заявил, что все равно не подписал бы такое соглашение, если бы оно получило одобрение сейма. Даже авторитет приехавшего в страну Папы не может заставить власти Чехии пойти на уступки церкви хотя бы в отношении наиболее важного для чешских католиков собора св. Вита в Праге. На встрече с госсекретарем Ватикана Тарчизио Бертоне премьер Чехии Ян Фишер прямо сказал, что кризис - не лучшее время для решения имущественных споров между церковью государством. Чешским католикам лучше подождать до более благополучных времен.

Примерно то же самое происходит и с заключением конкордата с Ватиканом. У чешских властей все как-то руки не доходят всерьез им заняться. В 2002 г. договор уже подписали, Ватикан его ратифицировал, а чешский парламент - отказался. С тех пор к нему не возвращались, и вспомнили об этом только из-за визита Папы. Правые говорят, что сначала надо разобраться с церковной собственностью, а потом уже решать вопрос о конкордате. Левые - что договор надо переделывать, а то он слишком выгоден для католической церкви. Но, скорее всего, про него успеют забыть еще до отъезда Папы.

ПАУТИНА КАТОЛИЦИЗМА

Однако ни равнодушие к вопросам религии, ни многовековая нелюбовь к немцам-католикам не помешали чехам порадоваться приезду Папы. Еще недавно, в 1990-е гг., когда новообретенная самостоятельность на время оживила подзабытые гуситские сантименты, чехи довольно холодно встречали Иоанна Павла II. В СМИ всплывали вопросы вроде «Зачем он сюда приезжает?» и подсчитывались расходы госбюджета на организацию визита. Хотя Иоанн Павел и сам был славянин, и за сожжения Яна Гуса извинялся. Бенедикта XVI принимали теплее. Конечно, не обошлось без неудобных вопросов и нескольких транспарантов с требованиями реабилитировать Яна Гуса, но, в целом, чехи были рады, что к ним в гости приехала такая знаменитость.

Религиозные аспекты визита их не особенно интересовали. Папе пришлось служить мессу не в Праге, а в Брно, потому что в восточных районах Чехии еще можно найти католиков. И многочисленным паломникам из более религиозных Словакии и Польши ехать ближе. Чехов больше занимало другое. Где остановится Папа? На чем будет ездить? Что одеть к Папе на мессу? Ведь, наверняка, по этим церковным правилам что-нибудь особенное положено. А что подарит Папа президенту Клаусу? Оказалось - ничего интересного. Банальную мозаику с изображением св. Вацлава. И, наконец, главной сенсацией трехдневного визита стал паук, который ползал по плечам и даже лицу Папы, когда он выступал в Пражском граде. Из-за этого Бенедикта XVI сравнивали с Бараком Обамой, другой мировой знаменитостью, побывавшей недавно в Праге. И сравнение вышло не в пользу Папы. Стоял столбом и делал вид, что ничего не происходит, а Обама - вон как ловко во время интервью муху убил.

Максим Саморуков





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.