Днепропетровская детская железная дорога - парк развлечений

Днепропетровская детская железная дорога - учреждение внешкольного образования детей в Днепропетровске, знакомящее детей с железнодорожными специальностями. Первая детская железная дорога на Украине и третья в СССР и в мире.

Была построена при поддержке Днепропетровского паровозоремонтного завода. Проектированием дороги занимались исключительно дети, окончательный проект утвердили комсомольцы Днепропетровского института инженеров транспорта. Весной 1936 года строительство дороги началось. Строилась она, как и все довоенные ДЖД, методом комсомольских субботников. Дорога расположилась почти в центре Днепропетровска, в красивейшем парке Чкалова (ныне парк Глобы), окружив пруд и хорошо вписавшись в комплекс аттракционов. Над прудом по этакаде проходит центральная аллея парка, и для пропуска линии дороги были построены два тоннеля, которым дали имена Пушкина и Маяковского. Были построены две станции: Жовтеня (сейчас Пионерская) - главная станция, где и расположилось управление дороги, Комсомольск (впоследствии Комсомольская), и платформа Депо имени Чапаева, рядом с которой расположилось вагонно-локомотивное депо.

Подвижной состав довоенной ДЖД был весьма необычен - в те годы железные дороги испытывали острую нехватку подвижного состава. Подходящих локомотивов и вагонов в окрестностях обнаружить не удалось. В связи с этим на Днепропетровском паровозоремонтном заводе комсомольцами был построен паровоз, а также 6 двухосных вагонов (один из них до сих пор стоит на ДЖД в качестве памятника).

Дорога была оборудована телеграфной радиосвязью, а на станциях была громкоговорящая связь. Вообще, Днепропетровская ДЖД была одной из самых передовых в плане технического оснащения. Чуть позже дорога получила ещё один узкоколейный паровоз.

В 1941 году с началом войны дорога закрылась. Вскоре Днепропетровск был окупирован немцами. За время войны дорога была практически полностью разрушена - рельсы сняты, станции сожжены, паровозы уничтожены. Лишь вагоны удалось вернуть на детскую дорогу. Но уже в 1944 году дорога была восстановлена. Вместо утраченных паровозов дорога получила паровоз серии 159.

В 1954 году специально для детской дороги Днепропетровский вагоноремонтный завод построил два полумягких цельнометаллических вагона (они до сих пор находятся на дороге). Вагоны были оборудованы электроосвещением и ценральным отоплением от паровоза. В те года дорога была единственной, не прекращающей работать и зимой. В 1957 году вся дорога была оснащена полуавтоматической блокировкой, с 1960 электрожезловая система прекратила применяться.

С 1958 года на дороге началсь эпоха тепловозов - прибыл тепловоз ТУ2-172, а также 3 вагона Pafawag. Поскольку старые вагоны имели винтовую стяжку, тепловозы с одной стороны оборудовали также винтовой стяжкой с двумя буферами.

В 1972 году на дорогу поступил ещё один тепловоз - ТУ2-134. С этого момента паровоз и старые вагоны стали использоваться реже.

К сожалению, дальше развитие дороги застопорилось - её планировалось удлинить на всю территорию парка до 3-3,5 км, но эти планы так и не были реализованы, а в начале 90-х годов было разобрано депо, платформа имени Чапаева и станция Комсомольская. С тех пор поезд не делает промежуточных остановок. В 1996 году паровоз был передан на узкоколейку в Выгоде (Прикарпатье).

В 2001 году был разработан проект нового депо с большим учебно-культурным комплексом. Этот проект также реализован не был, была лишь капитально отремонтирована станция Пионерская.

В настоящее время дорога работает с мая по сентябрь по выходным, а также в период зимних каникул.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.