Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии (Латинский собор) - памятник архитектуры

Латинский собор (Архикафедральная базилика Успения Святейшей Госпожи Марии) — памятник архитектуры во Львове. Находится на площади Кафедральной, 1. Единственный памятник во Львове, значительно сохранивший черты первоначального готического облика.

Латинский кафедральный собор был основан на месте православной Успенской церкви, перенесенной на улицу Русскую. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П. Штехер в 1360 году, продолжали работы И. Гром и А. Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер. В 1672 году после осады Львова турками на стене храма повесили турецкие пушечные ядра. В 1760-1778 годах велись реставрационные работы проведенные по проекту и под руководством львовского зодчего П. Полейовского, который значительно изменил внешний вид здания, придав ему популярные тогда формы архитектуры барокко; были снесены многочисленные часовни, окружавшие храм. В 1772 году в знак протеста против оккупации Галиции Австрией львовяне замуровали парадный готический вход собора. В 1892-1930 годах с перерывами велись реставрационные работы с целью вернуть памятнику первоначальный готический облик (архитектор М. Ковальчук, профессоры В. Садловский и Т. Обминский). В 1910 году на стене собора установили мемориальную доску в честь 500-летия битвы под Грюнвальдом, где объединенные войска славянских народов нанесли поражение Тевтонскому ордену. В 1941 году доску уничтожили гитлеровцы.

Собор выполнен из камня, трехнефный, зального типа, с вытянутой гранёной апсидой. Памятник имеет 67 метров в длину и 23 метра в ширину. Основное пространство близко по объёму к кубу, но вокруг собора было пристроено множеством часовен, из-за чего его объём имеет более сложную конфигурацию. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.

На площади вокруг римо-католического Кафедрального костёла долгое время хоронили умерших. Только в 1765 году все погребения, кроме часовни Боимов, а также надгробия и склепы были снесены с площади, а дальнейшие захоронения на ней — запрещены. Остался ряд часовен XVI, XVII и XVIII веков, которые были пристроены к основному объёму Латинского собора:

    * часовня Милевских, так же называемая часовней архиепископа Юзефа Бильчевского. Построена в XVI веке, изменена в стиле модернизма в 1904 году;

    * часовня Богоматери Ченстоховской с мраморным надгробием коменданта Львова павла Гродзицкого (умер в 1634 году);

    * часовня Распятия, в стиле рококо, XVIII век, с реликвиями Якуба Стрепы, архиепископа львовско-люблинского (умер в 1411);

    * часовня Замойских с двумя алебастровыми склепами архиепископов Яна Замойского (умер в 1614) и Яна Тарновского (умер в 1669);

    * часовня Бучацких с копией картины Петера Пауля Рубенса и образом «Сын марнотратный» в манере Луки Джордано;

    * часовня Наисвятейшего сакрамента, в стиле рококо, XVIII век, с фресками Станислава Строинского;

    * часовня Богоматери;

    * часовня Кампианов, самая известная из часовен Латинского собора.

В Латинском соборе были захоронены также польские воины, павшие в многочисленных войнах, которые вело Польское государство. Сюда с войны против молдавского господаря Богдана в 1450 году привезли тела русского воеводы Петра Одровонжа, Миколая Поравы, Михала Бучанского и командиров львовских добровольцев Януша и Адама Замхов. Здесь же были похоронены погибшие в 1506 году в битве против татар Щенсны и Гжегож Струси; погибшие в битве под Сокалем 2 августа 1519 представители знатнейших фамилий: Гербуртф, Боратинские, Фредры. Тела павших клали в гробы, покрытые ярко-красным бархатом «в знак пролитой крови».

Все витражи были выполнены в конце XIX века на основании конкурсов известными художниками.

    * С левой, северной стороны находятся витражи:

    * «Хиротония Григория из Сянока на архиепископа львовского» работы Тадеуша Попеля.

    * «Венчание Яна Казимира» Юзефа Меххофера.

    * «Основатель собора Казимир Великий» Эдуарда Лепшего.

    * В среднем окне над главным алтарём есть витраж «Святейшая Госпожа Мария, увенчанная польской короной», выполненный в 1902 году по проекту Е.Лепшего.

    * С правой, южной стороны есть пять окон с витражами:

    * «Оборона Львова Святым Яном из Дукли» Станислава Качора Батовского.

    * «Святые покровители Польши» Яна Матейко и Томаша Лисевича.

    * «Святое семейство» Фердинанда Лауфбергера.

    * «Богоматерь Подкаменецкая» Тадеуша Крушевского.

    * «Святой Костантин и Святая Елена» Юлиана Макаревича.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.