Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве - памятник архитектуры

Крестовоздвиженский монастырь основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских над шведскими. Монастырь не раз разрушали и опустошали. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским.

Семикупольный Крестовоздвиженский собор считается одним из лучших образцов украинского барокко. Возведен он был в начале XVIII века. По принципу построения форма собора немного вытянута, крестообразная. Он не имеет главного фасада, три его стороны одинаковы с точки зрения архитектуры. Площадь 366 квадратных метров. Внутреннее оформление собора создавали во второй половине XVIII века. К сожалению прекрасные иконостасы, исполненные известными мастерами того времени - Василием Реклинским и Сысоем Шалматовым, были уничтожены в 1933 году большевиками. Троицкая церковь не претендует на роль архитектурного шедевра. Она достаточно проста, невысока, имеет всего один купол и один ярус, но органически вписывается в весь архитектурный ансамбль и является его неотъемлемой частью.

Сооружение, больше всего привлекающее внимание посетителей - четырехярусная колокольня. Ее высота - 47 метров. Возведена она была в 1786 году. Итальянский стиль архитектуры дополняется элементами украинского барокко. Почти во всех описаниях монастыря, как давних так и более современных, указывается на подобность этого сооружения и Большой Лаврской колокольни в Киеве. В свое время на колокольне Крестовоздвиженского монастыря находились 10 разных по размерам и форме колоколов. Настоящей гордостью был колокол весом более 6 тонн.

Кроме указанных культовых сооружений в пределах монастыря размещена крошечная однокупольная Семеновская церковь, построенная в 1887 году, а также группа одноэтажных хозяйственных помещений и келий. Размещенный на холме, отделенный от города широкой и глубокой долиной небольшого притока Ворсклы - Полтавки (больше известной под названием Тарапунька), монастырь хорошо видно издалека. Обнесенный каменной стеной он напоминает крепость (железнодорожная насыпь, почти кольцом окружающая подножие холма, усиливает это впечатление).

В 1650 году на высоком холме, рядом с Полтавой, на деньги казацкой старшины (Мартын Пушкар, Иван Искра, Иван Крамар и др.) и жителей города был основан мужской монастырь. Основание посвятили победе над польско-шляхетским войском. История не очень жаловала эту православную святыню - монастырь был объектом социально-политических споров, не раз его опустошали и разрушали. Но были в его истории и счастливые эпизоды - монастырь сделали одним из символов победы русских войск в Полтавской битве, он был центром культуры и просветительства Левобережной Украины, вдохновлял творчество известных деятелей искусства. До конца ХVІІ века строения монастыря были деревянными. В 1695 году его разрушили крымские татары, в союзе с Петром Иваненко (Петриком) пришедшие походом на Левобережную Украину. В начале ХVІІІ века на деньги известного украинского государственного деятеля Василия Кочубея было начато строительство нового, каменного собора (остатки деревянного разобрали). Но после казни Кочубея по приказу гетмана Ивана Мазепы строительство остановилось.
 
Соответственно историческим источникам, в монастыре располагался штаб шведского короля Карла ХІІ перед решающей битвой с войсками Петра І, впоследствии названой Полтавской. После победы русской армии и завершения боевых действий на этой территории, Крестовоздвиженский собор был достроен при участии сына казненного Василия Кочубея. Возведение собора было завершено около 1725 года - оно растянулось почти на тридцать лет. В 1750 году построили Троицкую церковь, а в 1786 - украшение монастыря - колокольню.

Вообще XVIII век можна смело назвать периодом расцвета монастыря. Именно в это время были возведены основные его сооружения. С 1775 по 1798 годы здесь пребывали архиепископы Славянский и Херсонский. Тогда же при монастыре была основана Славянская семинария, учениками которой были известный писатель и поэт Иван Котляревский, Василий Гоголь-Яновский (отец Николая Гоголя), будущий ректор и профессор Перебургской медико-хирургической академии Семен Гаевский, известный греческий ученый-энциклопедист Афанасиос Псалидас и много других.

Среди архиепископов в монастыре проживали известные в мире люди - грек по национальности, друг великого французского просветителя Вольтера, Евгений Булгприс, а также земляк Булгариса - Никифор Феотоки, или Николай. Именно с этими двумя личностями, а также с архиепископом Андреем Серебренниковым и епископом Банулеско-Бодони связан значительный престиж Полтавской Славянской семинарии.

В монастыре бывали Тарас Шевченко, зарисовавший монастырские сооружения, и известный русский художник Григорий Мясоедов. Последний в 1901 году подарил полтавскому театру картину-занавесь размером в 6 на 12, с изображенной дорогой на монастырь, возле которой сидит кобзарь с лицом Тараса Шевченко играющий для путника с лицом Николая Гоголя.

Во время гражданской войны монастырь не раз опустошали. Хотя настоящий грабеж начался после введения в действие декрета Совнаркома о изымании культовых ценностей. В 1923 году монастырь закрыли. В его строениях в 20-30 годы прошлого века располагались: клуб железнодорожников, исторический архив, Полтавская детская трудовая колония НКВД, общежитие и студенческая столовая Полтавского педагогического института.

Во время фашистской оккупации община монахинь, с разрешения обновленного епархиального управления, основала в бывшем мужском монастыре женский. В послевоенные годы в нем насчитывалось до 100 монахинь, в начале 50-х обновили некоторые сооружения, пострадавшие во время войны. Но в 1960 году монастырь опять закрыли. Официально он стал памятником культуры и старины, хотя это не спасло его колокольню от поджога подростками, а одну из церквей - от устройства в нем автомастерской.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.