«Бог, честь, отчизна» – девиз польских рыцарей

«Бог, честь, отчизна» – девиз польских рыцарей
Спустя много лет, много веков Европа снова заболела рыцарством. Глубоко заблуждался тот, кто пророчил — интерес к рыцарству навсегда исчез после появления огнестрельного оружия. Пионерами движения стали рыцари из Франции и Италии. Речь идет не только о военной стороне рыцарства, а о его истории, философии, образе жизни.

Статья: «Бог, честь, отчизна» – девиз польских рыцарей

Сайт:

Поляки с настойчивостью и упоением бросились возрождать рыцарские традиции. И сейчас Речь Посполита — один из лидеров по этой части. Рыцарские дружины и братства появились не только в древней польской столице — Кракове, но и в главном городе современной Польши — Варшаве. Есть они, например, и в таком заштатном местечке, название которого украинец с трудом может произнести, — Голембе-Добжин. У польских «рыцежей» (рыцарей) общий девиз — «Бог, честь, отчизна». Хотя среди них случаются разногласия. На почве идеологии или теории спорят «капитулы», «ортодоксы» и «каскадеры».

Любопытный факт: среди тысяч «новых» рыцарей немало и женщин, ни в чем не уступающих сильному полу. Правда, дамы, поигрывающие секирами и двуручными мечами, идут в основном по секции «викинги», где средневековая традиция не только позволяла, но и поощряла участие прекрасных дам в жестоких ратных потехах. В классической же традиции, напомним, женщины выступают в облике прекрасных дам, за которых рыцари срубают друг другу головы на турнирах.
Есть еще одно существенное отличие «новых рыцарей» от их средневековых пращуров. Раньше проигравший на турнире отдавал победителю свои доспехи, оружие, а нередко — и коня. Теперь такого правила нет и в помине.
Каждый год отряды «новых» рыцарей пополняются на несколько сот человек. Подростки, правда, не могут сразу стать полноценными воителями, но готовы пройти специальную школу «молодого бойца», став «оруженосцем», и копить деньги на доспехи. Их особенно привлекает возможность стать сильным, научиться верховой езде и фехтованию. Просто так «с улицы» даже опытного фехтовальщика в «рыцарское братство» никто не примет. Нужны рекомендации.
Средневековая рыцарская система воспитания предусматривала, что до 7 лет мальчик растет дома, до 14 — служит пажем при дворе своего сеньора, а до 21 года — оруженосцем. Рыцарская наука включала знакомство с религией, придворным этикетом и обучение «семи рыцарским добродетелям»: верховой езде, фехтованию, владению копьем, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению стихов в честь своей прекрасной дамы.
…Во многих польских городах развивается сейчас настоящая индустрия, производящая рыцарское снаряжение. Многие подростки просят купить им ко дню рождения не компьютер или мотороллер, а рыцарские доспехи или… лошадь.
Надо ли говорить, что историки, архивариусы, специалисты по геральдике, костюмам, истории и быту средневековья становятся ныне самыми популярными людьми. А рыцарская литература идет нарасхват.
Чем объясняется такая отчаянная тяга к старине? Ну, конечно же, не одной модой и желанием пооригинальничать, получить острые ощущения. Все гораздо глубже и сложнее.
Как и в средние века, стать рыцарем в современной Польше — удовольствие весьма недешевое. Сама покупка шлема, щита, нагрудного панциря, поножей, кольчуги, копей и двуручных мечей не станет проблемой, если есть деньги. Причем большие. На заказ умельцы изготовят даже конские доспехи.
В Варшаве, на одной из центральных улиц под названием Краковское предместье, уже несколько лет процветает настоящий рыцарский магазин с каталогом моднейших изделий. Цены достаточно высоки. Но желающих потратить «пенендзы» хоть отбавляй. Приобрести здесь один шлем стоит не дешевле, чем купить в соседнем бутике костюм от французского кутюрье.
Качество рыцарских доспехов, смеем вас уверить, великолепное. Изготовляют их либо частные художники по старинным моделям или на небольших фабричонках, созданных на базе реставрационных мастерских. Заказчик может увидеть старинные альбомы, гравюры, живописные полотна с сюжетами на рыцарскую тему. За полную историческую достоверность костюмов мастера ручаются.
Полный комплект рыцарского снаряжения обойдется в сумму до 5000 долларов. В злотых — это около 20 тысяч. Сумма для большинства поляков немыслимая.
Поэтому многие «заболевшие» рыцарской романтикой предпочитают сами изготавливать себе доспехи по старинным рисункам и чертежам. Получается дешевле, а порой и прочнее.
Лето — время турниров. И чтобы участвовать в них хотя бы в качестве гостя, люди берут отпуска. Рыцарские ристалища проходят в разных местах Польши, и кочующий из одного замка в другой рыцарь может приобрести немалый боевой опыт.
Рыцарский стиль жизни не ограничивается кодексом чести, умением драться и носить доспехи. Это увлечение становится твоим вторым «Я», входит в плоть и кровь современного человека. Настоящие рыцари — «ортодоксы» даже в домашних условиях стараются жить, питаться и одеваться как в средние века. Представители непримиримой ортодоксальной части современного польского рыцарства, ратующие за полное погружение в древность, настаивают, чтобы нынешние воины в быту носили одежду только из натуральных материалов, вытканную или связанную вручную. И чтобы даже новорожденных младенцев из рыцарских семей заворачивали в грубые домотканые холстины, кормили из деревянных мисок и деревянными ложками. И не развращали памперсами, сосками и погремушками. Идеологические оппоненты «ортодоксов» считают, что душа и суть движения важнее, чем внешние атрибуты и дотошная реалистичность.
Кстати, рыцари не принимают никаких лекарств. Мужчины никогда не забывают о букетах для прекрасных дам, а те в свою очередь осваивают искусство старинного шитья и вышивки, дабы подарить любимому рыцарю, отправляющемуся на опасный поединок, платок или шарф с гербом его рода и старинным вензелем…
Сильнейший удар наносит увлечение рыцарскими традициями по вегетарианству и новомодным овощным, фруктовым и злаковым диетам, а также по раздельному питанию или лечебному голоданию. Никаких подобных глупостей средневековые рыцари не знали. В пище себе не отказывали. Лишний вес сжигался в долгих походах, где питались от случая к случаю. Для того чтобы похудеть, достаточно было просто поносить полдня рыцарские доспехи, весившие иногда до 30 килограммов.
Пищу, средневековые рыцари поглощали из глиняной и деревянной посуды. Серебряные и золотые кубки или блюда стояли лишь на столах у королей, вельмож да придворной знати. Ели в основном плохо прожаренное мясо и птицу. Считалось, что мясо с кровью повышает тонус и боевой дух, усиливает кровожадность и выносливость воина. Не было в средние века ни ветчины, ни колбасы или буженины. Просто насаживали на вертел целого кабана или даже быка, жарили и целиком съедали. В некоторых средневековых замках в огромные камины помещался гигантский вертел как раз для целого быка.
Первые «новые рыцари» появились в Польше четверть века назад. Родоначальником движения стал Зигмунт Квятковский, директор музея истории, расположенного в упомянутом выше местечке Голомб-Добжин. Сражаться за «рыцарство» пану Зигмунту пришлось еще во времена социалистической Польши. Тогда само слово»рыцарство» власти рассматривали как крамолу, символ проклятого «шляхетства». Чтобы получить разрешение на проведение первого рыцарского турнира в Польше Квятковскому пришлось дойти до самого Эдварда Герека, тогдашнего первого секретаря Польской объединенной рабочей партии. И тот скрепя сердце согласился на рискованный эксперимент.
Интерес к рыцарским турнирам в Польше растет год от года. Увидеть на них можно не просто рыцарское единоборство, но и некую глобальную инсценировку, на время которой сотни людей полностью переносятся в атмосферу средневековья. К примеру, на последнем рыцарском турнире, прошедшем в конце августа в королевском замке Лечница в Лудзском воеводстве, присутствовали более 250 рыцарей и прекрасных дам из Польши и других европейских государств. И около 15 тысяч зрителей.
Замок в Лечницах был построен в XIV веке польским королем Казимежем Великим. По преданию в мрачных замковых подземельях по сей день, обитает злой демон Борута, стерегущий спрятанные еще в древности клады.
Сначала рыцари скрещивали копья в конном единоборстве, выказывали свое умение биться двуручным мечом и боевым топором, а затем, не на жизнь, а на смерть, схватились за узкий каменный мост, ведущий в рыцарский замок. Во время состязания лучники стреляли только из луков, сделанных по средневековым образцам и технологиям. Затем войско крестоносцев, закованных в латы, применяя тараны и штурмовые лестницы, пошло на приступ королевского замка. Победители турнира торжественно продефилировали по улицам старинного городка, а вечером зрители театрализованного представления увидели, как в средние века проходил суд над колдунами и их казнь.
Апогеем традиционного сезона рыцарских турниров является Грюнвальдская битва. Точнее инсценировка этого грандиозного сражения, происшедшего в 1410 году, когда совместные силы польско-литовских и русских воинов наголову разбили крестоносцев, во главе которых стоял магистр ордена Ульрих фон Юнгинген. На весь мир известно полотно польского художника Яна Матейко, на котором запечатлена эта битва. Сражение под Грюнвальдом вдохновило Генриха Сенкевича, лауреата Нобелевской премии по литературе, на написание известного романа «Крестоносцы».
Шесть веков назад на поле брани сошлись около 80 тысяч рыцарей и латников. В 2002 году в инсценировке великой битвы приняли участие около полутора тысяч человек из Польши, Литвы и Германии, а наблюдали за тем, что происходит на Грюнвальдском поле, более 50 тысяч зрителей. Многие отметили, что особенно яростно рубились именно польские и литовские воины, не замечая 30-градусной жары. На поле дежурило несколько карет «скорой помощи», но вмешательство медиков не потребовалось, поскольку ни один из участников конных атак и поединков не получил ни одной раны, что свидетельствовало об очень высоком уровне профессионализма сражавшихся.
Рыцарство, смеем заметить, — не только образ жизни и состояние души, оно становится порой и весьма прибыльным предприятием. Хотя это ни в коем случае не является самоцелью. Ведь рыцарь принципиально отличается от «бескрылого наживателя» — богатого крестьянина — своим бескорыстием, великодушием и щедростью.
Отличная статья дохода — рыцарские турниры, билеты на которые стоят отнюдь недешево, открытие очень модных магазинов снаряжения и сувениров, всевозможные «корчмы» и «трактиры», где туристы готовы отдохнуть душой и телом, пробуя незатейливые средневековые яства, запивая их хорошим французским и испанским вином. Немало случаев, когда удачливый рыцарь оставляет наскучившую работу, скажем, инженера-гидравлика, и полностью погружается в свое новое увлечение, дающее ему приличный доход.
И напоследок. Если «грянет война, если завтра в поход», рыцари по зову председателя Международного союза рыцарей, который, кстати, возглавляет поляк, готовы выставить десять конных дружин по сто копий в каждой и шестьдесят пеших отрядов численностью до двадцати латников. По средневековым меркам, войско солидное. Но вряд ли оно в наш современный век сумеет переломить ход сражения.