История Панамского канала (Panama Canal History)

История Панамского канала (Panama Canal History)

К концу 1800-х годов технический прогресс и коммерческий нажим спровоцировали перейти от слов к делу – строительство началось по-настоящему. Первая попытка Франции создать канал на уровне моря провалилась, но не только из-за того, что не было проведено достаточного количества земляных работ. Однако США, сделав работу над ошибками, в конечном итоге, закончила постройку Панамского канала в 1914-м году.


Автор: Алексей Булатов

Статья: История Панамского канала (Panama Canal History)

Сайт:

История Панамского канала восходит практически к первопроходцам Америки. Узкий мост суши между Северной и Южной Америкой давал уникальную возможность создать водный переход между Атлантическим и Тихим океаном. Первыми потенциал разглядели колонисты в Центральной Америке, а в последующие годы появилось несколько схем для возведения канала.


К концу 1800-х годов технический прогресс и коммерческий нажим спровоцировали перейти от слов к делу – строительство началось по-настоящему. Первая попытка Франции создать канал на уровне моря провалилась, но не только из-за того, что не было проведено достаточного количества земляных работ. Однако США, сделав работу над ошибками, в конечном итоге, закончила постройку Панамского канала в 1914-м году.
Первоначально план о соединении двух океанов родился в XVI веке. Но испанский король Филипп II строго-настрого запретил строить какие-то планы, считая, что Атлантический и Тихий океан соединил сам Бог, а значит, нельзя вмешиваться в божественный порядок.
Официально первая попытка построить канал датируется 1879-м годом. Первопроходцы-французы превысили планируемый бюджет практически в два раза, который составил $а 300 млн., хотя была выполнена только треть работ. Руководил проектом Фердинанд де Лессепс (Ferdinand de Lesseps), который даже не был инженером и который сделал роковую ошибку, посчитав, что рытье следует проводить на уровне моря. Мало того, постройке канала мешали тропические болезни – косившая работников малярия и желтая лихорадка.
Дошло до того, что некоторые наемники привозили на стройку с собой гробы, и Фердинанд более не смог скрывать факт, что без дополнительного финансирования просто не обойтись. Затем вскрылись более пикантные подробности – о массовой коррупции и подкупах, так что сегодня слово 'панама' стало синонимом махинаций, проворачиваемых в особо крупных масштабах.
Американцы еще больше убедились в необходимости построить канал, когда в 1898-м разгорелась испано-американская война. Желая усилить влияние в Западном полушарии, США заключили с Британией договор Хея-Паунсфота, получив монополию на сооружение канала на Панамском перешейке.
Благодаря Уолтеру Риду и Джеймсу Кэрролу, в 1900-м было установлено, что разносчиками желтой лихорадки являются комары. Был разработан метод уничтожения вредоносных насекомых, который воплощало в жизнь почти полторы тысячи человек, возглавляемых Уильямом Кроуфордом Горгасом. Воспользовавшись ранее полученным опытом в Гаване, борцы с комарами уничтожили 30 кв. м. кустарников, столько же скосили травы и осушили 83,6 га болот. Разбрызганные 567,8 тыс. литров специального масла уничтожили личинки насекомых – желтая лихорадка исчезла, и основная преграда на пути строительства была преодолена.
Военное министерство США начало сооружение канала в 1904-м году. Главный инженер Джон Фрэнк Стивенс (John Frank Stevens) разработал хороший проект, где ставки делались на шлюзы и озера. Строительство продолжалось в течение 10 лет, было потрачено $ 400 млн. и задействовано 70 тыс. рабочих.
Первое судно, старый французский корабль 'Александр Ла-Валли', сделал полный транзит по Панамскому каналу своим ходом 7-го января 1914-го, а первый официальный переход совершил пароход 'Акон' 15-го августа того же года, возвестивший о трансформации американского континента. Официально же открытие канала состоялось только 12-го июня 1920-го.
Панамский канал контролировался Соединенными Штатами до конца 1999 года, после чего был передан правительству Панамы, что вызвало некоторую озабоченность в судоходной отрасли США. Однако переживания были беспочвенны. Так, в 2000-м году доход канала под контролем Панамы составил $769 млн. и возрос к 2006-му до 1.4 млрд. За этот же временной промежуток трафик с отметки в 230 млн. тонн увеличился до 300 млн., а количество несчастных случаев, снизившееся к концу 1990-х на 28%, сократилось до 12% в 2005-м.
Сегодня канал продолжает поддерживать жизнеспособность коммерческих предприятий и служит важным звеном в мировом судоходстве.





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.