Изъездили на машине два древних острова

Изъездили на машине два древних острова

Первое на что обратил внимание в аэропорту Рима это то, что итальянцы абсолютно такие как их показывают в кино. «Тра-та-та-та-та» – с такими же интонациями и жестами тетка на стойке регистрации трещала по телефону минуты три с момента как я подошел.


Статья: Изъездили на машине два древних острова

Сайт:

Мы публикуем рассказ нашего постоянного читателя о поездке на Мальту – ред.


Товарищ передо мной терпеливо ждал. Наконец она закончила с ним. Я сделал шаг вперед, но телефон зазвонил, тетка схватила трубку, и «тра-та-та-та». Стою, жду. После трех телефонных разговоров тетка ушла. Пришел мужик. Первое, что он сделал, взялся за телефон. Стою, жду. За мной пристроилась, по-видимому, американка. Через некоторое время она меня спрашивает собирается ли он с нами заниматься? Говорю, что я надеюсь, но теперь уже не уверен. Через некоторе время товарищ обратил на нас внимание, и ему удалось меня зарегистрировать без перерывов. Отходя от стойки заметил, что справившись со мной, он потянулся было к телефону, но тетка-американка выступила очень сильно и выиграла раунд.
В Валетте аэропорт полупустой. У меня было три часа до прилета сына, поэтому занялся всякими мелочами – купил СИМ карту для телефона, поменял деньги. Для новой СИМ карты не спросили никаких документов (в отличие от Москвы), поставили и телефон заработал. Вот техника, работает! Прилетел сын, с приключениями – задержали самолет, пустили по другому маршруту, пару раз ему приходилось бегом бежать, чтобы успеть на стыковки, в результате потеряли багаж, но ладно. Хуже было бы если бы он опоздал, поскольку связи не было, тетка на Alitalia отказалась давать информацию, ссылаясь на security и data protection, поэтому как бы я его встречал – не знаю.
Взяли машину. Подхожу, открываю дверь. Черт! Руля нет! А ведь предупреждали, что движение левостороннее.
Ладно, сели, поехали. После нескольких минут понял что основная проблема – не ехать по неправильной стороне дороги. Что транслировалось во «встань назад в неправильный ряд». Поскольку с разметкой там не очень, то пару раз находил себя идущим в лобовую атаку на появившуюся из-за поворота машину. Кроме этой, проблемы были с переходом дороги – в первый день вытаскивал сына, бодро сделавшего шаг из-за припарковавшейся машины, назад, под визг тормозов и последующего обмена жестами на международном языке. Мы конечно не правы, но жесты тут причем? После этого понял, что самому надо иметь в виду возможность внезапного появления туристов перед твоими колесами.
Еще одна трудность была – не чувствовал габариты слева. А поскольку улочки там узЭнькие, то было трудновато. Ну в общем доехали, даже в некотором смысле неплохо. Именно так мне сказал сын, когда мы наконец нашли гостиницу. Вот, дожил, мОлодежь, сын, которого я сам за руль сажал, мне такое говорит! Нашли гостиницу, покрутились вокруг, ищя место где встать – бесполезно. Ладно, черт с ним, нагло встали прямо перед входом, несмотря на запрещающий знак, пошли регистрироваться. Я несколько волновался, потому что резервировал по интернету, в последний момент сервер у них рухнул, и никаких подтверждений на руках у меня не было, а устному подтверждению по телефону не очень доверял, так как не уверен был, что они фамилию правильно поняли. Но несмотря на мои страхи, они нашли меня очень быстро – не успел я форму заполнить, дядька уже держал в руках карточку и давал ключи. Вот это да! Лира, выданная служителю, который относил вещи в номер, сделала его очень благодарным, хотя он подробно рассказал про парковки и даже показал освободившееся место и без этой мзды. Потом он же (за дополнительные лиры) помогал с картами, рассказывал, как куда ехать, и, в последний день, показал свою лояльность, но об этом позже.
В первый день мы отправились в Рабат, но проскочили поворот и поехали в Валетту.
Надо сказать, что быть штурманом на Мальтийских дорогах – занятие неблагодарное.
Карты есть, но в них явно присутствует художественное видение мира их авторами. Знаки есть, и они иногда стоят заранее. А иногда – прямо перед поворотом. Должность штурмана-навигатора досталась сыну, и он справлялся с ней очень хорошо – не более одной ошибки на три поворота. Я считаю что для вновьприбывшего на Мальту это очень неплохой результат. Одна из проблем была – ориентирование на кругах. Там пересечения дорог зачастую делают в виде круга по которому едешь и поворачиваешь в нужную сторону. После нескольких подходов мы выработали такой метод: становимся на круг и по нему прокручиваем пару раз, пока не выясним наиболее вероятное направление. В итоге скорее угадывали, чем нет.
В Валетту приехали в воскресенье, поэтому запарковались прямо перед въездом в старый город на мосту. Чего не стоит делать в другие дни.
На следующий день я было собирался пристроиться к стоящим там же в небольшом количестве машинам, когда вовремя увидел что у всех вывешены аккредитация прессы. Нашли место неожиданно. Свернули налево перед автобусной станцией и мимо заправки и многоэтажной парковки потихонечку поехали вниз по улице примерно метров 500. Поскольку вид у нас был явно что мы ищем где встать – туда сунусь, туда примерюсь, вдруг непонятно откуда выскакивает дядька и руками машет чтобы мы поворачивали направо. И сам туда идет. Поворачиваем под арку, проезжаем, куда я сам никогда бы и не подумал, и там открывается большая площадка. Очень удобно. Места много, и прямо оттуда идет лестница наверх, в город.
Вообще, с парковками проблем не было. Хотя я читал отчеты путешественников и ожидал, что будут. Они будут, если пытаться парковаться на улицах. Но почти всегда в самых неожиданных местах мы находили какой-то пустырь или площадку, где можно было спокойно запарковаться. Тоже самое было на Гозо перед цитаделью. Хорошо, что мы не стали бросать машину на дальних подступах – перед самой цитаделью обнаружился неприметный поворот налево на площадку, где мы и встали со всеми удобствами.
Валетта очень понравилась. Средневековый город за стеной, толщина которой внушает уважение, узкие улочки, старые двери в дома, соборы отбивают колоколами время, вид на бухту с укреплениями.
Первый день мы просто ходили по городу, только на следующий день пошли по музеям. Кстати, в воскресенье во дворе полицейской академии происходил костюмированный развод – полицейские (?) в средневековой форме, пушки, шпаги, копья, музыка и весь средневековый антураж. После этого детям давали фотографироваться в шлемах. Если вы с детьми, то имейте это в виду. Не знаю, когда начинается это действо, все закончилось к 12. Найти легко – идите на звуки музыки. Не буду описывать то, что есть в путеводителях (их, в том числе и на русском, можно купить прямо на месте).
Дворец Великого Магистра впечатляет, мне показалось, что внутри он не уступает Зимнему.
В armory видели выставленное духовое ружье времен средневековья. Никогда нигде раньше такого не видел. Оно конечно не боевое, использовалось для охоты, но все равно, уровень знаний и технологий (надо сделать, чтобы воздух не выходил ни из насоса, ни из резервуара с воздухом под давлением) впечатляет, по крайней мере, я не ожидал такого. А скорострельность по тем временам просто невероятная.
Когда мы ходили по залу с доспехами, там чистили (или мелкий ремонт делали) один нагрудник. Мы встали рядом, чтобы вблизи примериться. Мелковаты были могучие рыцари. Этот нагрудник и мне был бы тесноват, а сынку-то (он занимается греблей) и подавно. Но что больше всего поразило в Валетте – при входе в город, если идти влево, прямо в стене есть массивное здание.
Вывеска гласит: «Посольство суверенного военного ордена госпитальеров Св. Джона Иерусалима, Родоса и Мальты».
Там стоят машины и вообще есть все признаки жизни. Вот это да! А я думал, что этот орден распустили не то в 18, не то в 19 веке. Но если есть посольство, есть где-то и сам орден! И его Великий Магистр, не говоря уже о монахах-рыцарях!
Если кто-нибудь знает что-нибудь про это, напишите – очень интересно.
Были еще в Рабате (старая столица Мальты) а потом целый день провели на Гозо. Это остров, меньше Мальты. Туда ходит ферри. Причем от Мальты на Гозо – бесплатно. А обратно – полное разорение. Возвращались поздно, а там для машин по всей видимости отдельная касса, а для пеших граждан – отдельная. Так вот, для машин ворота уже закрылись, и мы двинулись покупать билеты в кассу для пеших. Взяли билет на машину, а дядя за кассой и говорит: а сколько, уважаемые граждане, вас народу? – Двое. – Гоните еще две лиры. Так вот, у меня сложилось впечатление, что эти две лиры были не нужны – на въезде у нас спросили только машинный билет. А когда я для эксперимента протянул еще и людские, мне показали, что они не нужны.
Прибыв на Гозо, прямиком двинулись в Викторию и Цитадель. Цитадель – в прямом смысле слова.
Вообще непонятно, как такие крепости туркам удавалось брать. К ним подойти-то страшно.
Проходишь через ворота и сразу попадаешь на небольшую площадь перед собором со ступенек которого на тебя смотрят две пушки. Город маленький, улочки узкие. Стены огромные. Купили билеты во все музеи.
Честно говоря, этнографический и натуральной истории – потеря времени и денег. Интересны были только старая тюрьма и соборный музей.
Старая тюрьма, функционирующая с 16 в до недавнего времени, впечатляет надписями и рисунками заключенных на стенах. Начинаешь думать про людей, чей след на земле остался в виде царапин на тюремных стенах, и это подавляют. Это совсем другое, чем «Ося и Киса», нарисованное под светом солнца...
Из природных достопримечательностей на Гозо главная – это конечно же пещера Каллипсо.
Забравшись в нее, сын заявил, что для богини это достаточно плохонькое жилище. На что я возразил, что она во-первых не богиня, а нимфа, а во-вторых, для того времени жилищные условия вполне ничего. Вообще, на месте Одиссея, провести несколько лет в двухкомнатных апартаментах, выходящих на море, с приватным пляжем в обществе вечно юной нимфы... эх, эх!
Естественно мы не могли не окунутся в Средиземное море. Пляж, который виден из пещеры, песчанный, но дно каменистое, заходить неприятно. Но если пройти на северный конец пляжа (он небольшой), то там дно становится песчаным тоже. Там и купались.
В тот день было ветренно и были волны. Я барахтался в воде и вдруг обнаружил, что ногами до дна уже доставать трудновато. Повернул к берегу и вдруг понял, что не выгребаю, верхний откат от волн меня постепенно относит в море. Стало несколько неприятно. Повернулся на 45 градусов и поплыл к боковому берегу (заливчик там в форме подковы). Там и выбрался. Когда в приступе родительской заботы попытался передать свой опыт сыну, снимавшему мои барахтанья с берега, он объяснил, что это потому, что я не занимаюсь греблей. Он бы за один взмах переплыл бы половину этой бухты. Вот и воспитывай молодое поколение.
Кстати, Мальта – очень религиозная страна. Статуи, иконы обнаруживаются везде – в окнах домов, чуть ли не на каждом углу дома, причем с лампадкой. Большие и маленькие соборы и часовни тоже стоят тут везде где только можно.
Поэтому мы уже не удивились скульптуре с лампадкой прямо в центре пляжа.
Накупавшись, поехали в город Хагхра (Xaghra). На Мальте найдены самые древние постройки, развалины храмов времен неолита, которым около 6 тыс лет. Один из таких (Ggantija) находится как раз на Гозо. Приехали мы туда в 4:50. И уперлись в закрытые ворота, с надписью что памятник работает до 5. То есть если бы мы не купались, мы бы успели. Но как могли мы не омыть ноги в Средиземном море?
Ребенок натурально расстроился. Стал возмущаться, дескать ЮНЕСКО объявило этот памятник имеющим общечеловеческую ценность не для того, чтобы его загородили забором и не пускали людей припасть к истокам своего сознания. В общем, излагал хорошо, он может. Тут глядим, запоздавшие туристы бредут на выход. Щас, говорю, смотри, они пойдут искать кого-нибудь, кто им откроет ворота, и мы попробуем с этим «кем-то» поговорить. Я думаю, небольшое вознаграждение с моей стороны, и поток красноречия о том, что мы приехали издалека, на один день, и у нас никогда больше не будет такой возможности с твоей – помогут нам в этом деле. Действительно, пришел товарищ, выпустил туристов, на наши просьбы он ответил, что он-то конечно всей душой, но он сам не может решить такой вопрос, должен спросить шефа. Ушел. Ждем шефа.
Вдруг ребенок показывает в сторону. Оглядываюсь – ровно в пять наш собеседник выезжает на машине из наследия всего человечества и делает нам ручкой.
Так что, уважаемые путешественники, планируйте посещение этого места до 4:30. Обидно, конечно, но что делать?
Собрали экстренное совещание по выработке дальнейших планов, на котором докладчик предложил ехать на запад Гозо посмотреть азурный берег (Azure window) – одну из природных достопримечательностей, без посещения которой туристов домой не пускают, потом поесть, а с наступлением темноты вернуться в Цитадель – город тишины. План был одобрен единогласно и принят к исполнению немедленно.
Как я уже сказал, в тот день было ветренно, на море были волны. Я не знаю, что лучше – азурный берег в тихую погоду или в такую, как в тот день. Но, стоя на камнях, под которыми с шумом разбиваются и выплескиваются наверх волны, глядя, как вода разбивается о камни и белая пена взлетает вверх, я не сомневался бы ни секунду, если бы стоял здесь 5 тысяч лет назад и слепой старец рассказывал мне про гнев Посейдона и его коней.
Вернулись в Цитадель часов в 9, садилось солнце. Часов в 10 стало темно.
Город освещается средневековыми фонарями на углах улиц и подсветкой главного форта при входе и собора.
Узкие улицы ночью в темноте. Свет фонаря где-то далеко. Тишина абсолютная. Народу – только мы вдвоем, хотя в городе есть жители, но их существование никак не обнаруживается. Идем по городу к другой стороне собора, чтобы сфотографировать его в подсветке с видом на ночную Викторию. Ночной безмолвный город потихоньку начинает давить – что там чувствовал Акакий Акакиевич у Гоголя, возвращаясь домой? Ребенок спрашивает: а тут как вообще с безопасностью? Я говорю, что пишут, что на Мальте спокойно. Но кто скажет что из-за угла не выскочат люди в темных масках, с кинжалами под плащами и не уволокут в рабство к сарацинам? Ребенок выслушивает все это необычайно внимательно и начинает размахивать руками, чтобы разогреться. Но тут мы поворачиваем и выходим на площадку перед собором. Я достаю камеру и естественно подсветка гаснет. Все. Двигаем ускоренным маршем назад. Всем кто хочет повторить, советую для полноты ощущений оставить кроссовки дома и одеть тяжелую обувь, желательно с металлическими частями, чтобы стучала и звенела по мостовой.
Возвращались ночью. Я, несмотря на возражения, потащил ребенка на верхнюю палубу. 17 минут, которые мы плыли три мили в темноте под луной, когда
чувствуется, что стоишь высоко, а под ногами качается палуба, добавили неплохих впечатлений к воспоминанию о ночном средневековом городе.
Оставался один день, который мы использовали для попытки проникнуть во дворец инквизитора (он оказался закрыт для публичных посещений и серьезный охранник в лихо надвинутом берете предостерег нас даже не пытаться проникнуть внутрь), посещения развалин Hagar Qim времен неолита и короткого купания на пляже в Голубом Гроте.
Hagar Qim ошеломляет. За тысячу лет до пирамид люди, озабоченные выживанием, могли сорганизоваться, осознать необходимость такого грандиозного замысла, сформулировать идею и осуществить такое строительство – это трудно постичь сейчас, либо надо признать, что наши представления о том времени ничего не стоят. Кроме того, это какой уровень «техники» и знаний должен быть, чтобы спроектировать, передвигать и правильно класть огромные каменные глыбы. Моя голова это не в состоянии понять. Я думаю, что теории о том, что это построено другой расой, гигантами – следствие такого же ошеломления.
Ну и наконец – пляж в Голубом Гроте. Пляж – громко сказано. Узкая каменистая полоска вдоль берега. Глубина сразу очень большая.
Вода изумительно прозрачная, но прохладно. Наверно, идеально для дайвинга в гидрокостюмах. Мы не пробовали, хотя видели дайверов. У нас были маски, но глянув в глубину, когда из-за прозрачности воды видно дно далеко внизу, ребенок сразу выбрался на берег и больше не плавал.
Потому что ощущение – как взглянуть с небоскреба вниз.
Пообедали там же в деревушке – моллюсками под местное белое вино и кроликом. Вообще все это время мы питались морепродуктами, все очень свежее и необычайно вкусное. На второй день в Валетте на площади перед собором взяли вареную рыбину на двоих. Какая-то красная толстая рыбина сантиметров 30-40 в длину. Когда принесли готовую, сваренную целиком, разделали (очистили от костей) и разделили прямо при нас. Очень вкусная. Вино сначала спрашивали какое, а потом просто просили "местное".
Цены в мальтийских лирах вполне приемлемые, если не умножать мысленно на три (одна лира – это три доллара).
По поводу чаевых. В ресторанах оставляли процентов 10-15. В гостинице на стойках – по лире за разговор. В номере оставляли горничной на столе, но она не брала, вообще сложилось ощущение, что в гостинице не привыкли к получению чаевых.
На парковках подходят мужики с инструкциями или вопросами. Можно ничего не давать, они обычно тут же уходят. В зависимости от места мы давали от 25-50 центов до лиры (сначала, потом поняли, что лира – много). Когда парковались под аркой в Валетте, дали мужику, который нас привел туда, а под вечер, когда народ стал выезжать, они сменили команду и посадили мужика на стульчике на выезде. Но поскольку мы платили при въезде, спокойно проследовали мимо него без всяких контрибуций. У пещеры Каллипсо черный от загара старик, который звал нас на фестиваль в пятницу в местную деревню, был очень доволен 10 центам. Как правило, чем дальше вглубь острова, тем беднее народ. Но сами не просят.
Только в одном случае новый парковщик пытался мне сказать, что парковка платная и требовал лиру. Поскольку я там парковался несколько раз и точно знал, что это не так, он был понижен в ранге и оставлен с 25 центами.
К сожалению, забыл засечь километраж, но объездили оба острова, забираясь в места (скорее из-за того, что ошибались с дорогой, чем по необходимости), где дороги явно не для туристов (в центре острова жизнь не та, что по побережью). Один раз поднимались на склон градусов наверно 40, я боялся что легкая переднеприводная машина не одолеет, нет, ничего.
За 4 дня на пежо отъездили практически целый бак. В последний день заправлялись (надо вернуть полный бак). Система такая. Сидит мужик, который меняет деньги на бумажки по 2 и 5 лир. Ты эти бумажки засовываешь в автомат, нажимаешь номер насоса, где стоишь, и он на эти деньги отмеряет бензина. Бензин только одной марки – unleaded. Там же продается и дизельное топливо. К моему удивлению, видели много жигулей первых выпусков. Наверно поначалу по условиям договора какую-то часть отдавали фиату, другого объяснения у меня нет.
С погодой (середина мая) повезло. Вообще поездка очень понравилась.
Но в последний день попали в историю. В гостинице было написано, что платить надо накануне отъезда.
Соответственно, вечером накануне мы пошли на стойку, нам распечатали счет, и я спрашиваю нужна им кредитная карта или у них она есть (я резервировал по интернету и платил аванс, соответсвенно, я думал что карта у них есть, как это было во всех местах, где я раньше был). Тетка ответила что-то такое не очень вразумительное и я решил что карта у них есть. Впоследствии, вспоминая этот эпизод с сыном, мы сошлись, что из ответа было непонятно, нужна ли карта, но точно тетка не сказала, что нужна. Короче, мы ушли не давая карту, она не спросила, а на следующее утро с вещами бодро подвигались мимо стойки к выходу.
Вдруг слышу, сзади окликают – оборачиваюсь, мужик чего-то лопочет и руками показывает. Ну ладно, поскольку я ничего такого не подозреваю, мы продолжаем движение к машине. Подходим, открываем багажник, готовлюсь класть сумки, гляжу – два потомка мальтийских рыцарей, опустив копья, скачут во весь опор, имея в виду не дать нам погрузиться. Я и тогда еще пребываю в благодушном настроении, ничего не подозревая, несмотря на их действия гружу вещи в багажник (они не хотели, чтобы я даже вещи в багажник погрузил). Но уже чего-то почуствовал, говорю мы еще вернемся, ключи от номера отдадим. Они блокируют собой машину и говорят типа вы еще не все заплатили. Тут я уже начинаю серчать. Тоже мне, грозные рыцари, каждый на пол-головы ниже меня.
Какого черта говорю, я все заплатил – и бумагу вчерашнюю им тычу.
Тут один из них (который нам вещи при въезде заносил) потихонечку линяет, а второй объясняет, что это его работа и не пройду ли я к стойке. Я говорю, я пройду, а ты давай менеджера зови. Прихожу к стойке и этой вчерашней тетке сходу требую вызвать менеджера. В общем, оказалось, что она вчера выдала мне счет, а платеж не сделала, поскольку карты у них нет, на что я им сказал, что это ваши проблемы, я вас спрашивал, нужна ли карта и положительного ответа не услышал. Короче заплатил, но настроение было испорчено.
Так что не попадайтесь, имейте в это виду, и давайте карту сразу.
В аэропорт доехали нормально – то ли опыт появился, то ли я был осерчамши, то ли моя инструкция, что мы должны это сделать с первого раза сработала. Поставили машину на стоянку, бросили ключи в ящик. Все. Первое на что обратил внимание в аэропорту Рима это то, что машины с левым рулем.
P.S. Заключительная сцена. Салон самолета Аэрофлота. Сидят пассажиры. Самолет стоит на площадке аэропорта Рима. Солнце. В самолете жарко. Время от времени то один, то другой пассажир крутит носик вентиляции. Вентиляция не работает. Сидим полчаса. Стюардессы мило болтают между собой. Наконец одна проходит мимо. Я: «Мы стоим на солнце уже полчаса, можно включить вентиляцию?» С (принимает оскорбленный вид): «В советских самолетах кондишина нет.» Я: «Я говорю не о кондишине, я говорю о вентиляции. Вот здесь носик для нее.» С: «Это не ко мне, а к пилоту, я не включаю.» (уходит). За сценой звучит песня «Родная, родная, родная земля...». Занавес.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.