Вифлеем

Небольшой городок Вифлеем находится в семи километрах от Иерусалима, И хотя история его очень древняя, незаметен он был между другими городами Израиля, Когда патриарх Иаков шел со своим семейством из Вефиля: на некотором расстоянии от Ефрафы жена его Рахиль родила сына Вениамина, Сама она умерла, и ее похоронили на дороге в Ефрафу, то есть в Вифлеем. Иаков поставил над ее могилой памятник, который и сейчас можно увидеть в долине Вифлеемской, хотя он имеет совсем другой вид. При разделении Земли обетованной между 12 коленами изранлевыми при Иисусе Навине Вифлеем с некоторыми другими городами был отдан колену Иудииу. В Вифлееме жил Иессей, у которого было восемь сыновей. Когда пророку Самуилу пришло повеление от Бога избрать из семейства Иессея даря для Израиля, пророк пришел в Вифлеем, принес жертву и по указанию Божню тайно помазал на царство Давида — младшего сына Иессея. В Вифлееме царь Давид провел свои детские годы. Этому царю и пророку было обещано от Бога, что из племени его родится Спаситель мира.

Однако потомки царя Давида продолжали царствовать в Иерусалиме, и вряд ли кто из них жил в Вифлееме. Поэтому никто и не думая, что в этом городе родится великий потомок даря Давида по плоти, сын Божий — по Божеству. Но пророк Михей открыл иудеям, что местом рождения Спасителя будет Вифлеем, и пророчески обратился к городу: «Вифлеем Вфрафа! Ты мая, чтобы быть наряду с тысячами (столицами) Иуднными: но из тебя произойдет у меня долженствующий быть владыкою Израиля» Это было за 700 лет до рождения Иисуса Христа, но чуткие к предсказаниям иудеи запомнили слова пророка Михея и нисколько не сомневались, что Спаситель родится в Вифлееме.

Название Вифлеем объясняют по-разному. Церковнославянское; древнееврейское Бейт-Лехем означает «Дом Хлеба», или же в переводе с современного арабского — «Дом Мяса». С древних времен к названию «Вифлеем» добавили «Иудейский», или «Эфрата», чтобы отличать от другого Вифлеема — Галилейского. В Библии город называется «Вифлеем — Ефрата». За более чем 2000-летнюю историю Вифлеемом владели римляне, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки, англичане. Город расположен примерно в 7 км южнее Иерусалима в аккуратно прорезанной террасами местности. Холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и прекрасными садами, в которых растут всевозможные деревья — маслины, виноградники, фиговые и т. д. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Как сказал один из путешественников: «Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь».

И сегодня на лугах к востоку от Вифлеема пастухи пасут свои стада точно так же, как в те времена, когда Руфь и Вооз встретились на лугу, на котором бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она стала женою почетного и богатого жителя города Вифлеема — Вооза — и праматерью Спасителя мира. В результате союза Руфи и Вооза родился Иессей, отец Давида, и это тоже произошло в Вифлееме. Тут места и Ветхого и Нового Завета.

В Вифлееме, на горе стоял дом Давида. Давид — «Возлюбленный», родился в Вифлееме в 1085 году, прожил 70 лет до 1015 года до н. э. 3 раза был помазан в цари, первый раз еще при жизни царя Саула. Тут же, в долине, Давид поразил Голиафа, после чего Саул повелел убить Давида, но Давид скрылся. Тут бился с филистимлянами Саул, а Давид дважды их побеждал. Позже пророк Самуил провозгласил Давида царем Израиля. Этот небольшой городок называют также городом царя Давида.

Далее к югу за горами находятся знаменитые Соломоновы пруды, откуда мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне считающийся поразительным сооружением. Один из путешественников так описывает эти пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии. Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого, притом так, что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров.

Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд заканчивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151-152).

Именно сюда, в Вифлеем, пришла Божия Матерь вместе с праведным Иосифом для участия в проводившейся в это время переписи. Начав при императоре Августе проводить перепись населения для учета налогоплательщиков, римляне потом каждые 14 лет проводили ее. В старинном египетском папирусе так говорится о начале переписи: «В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живет вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьей зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли...» Этот документ относится ко времени римского правления. Именно это и вынудило Марию срочно идти в Вифлеем.

Здесь, в небольшой пещере, куда пришли Мария с Иосифом и где находились только ясли для корма животных, Бог родился среди людей.

Вифлеем, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками, относящимися к различным конфессиям. Католикам принадлежит здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивая новая церковь на склоне горы позади прежней большой церкви, школа для мальчиков и школа для девушек — сестер св. Иосифа, сиротский дом.

На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия.

Также имеют в Вифлееме большой монастырь армяне, он примыкает к греческому и францисканскому монастырям. Все это вместе образует на юго-восточном краю города большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало — всего около 60 человек.

Среди церквей и монастырей Вифлеема особое место занимает церковь Рождества Христова. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя, но и древностью своих сооружений. Это одна из первых церквей на Святой земле. Она была построена в 326 г. по инициативе византийской императрицы Елены над пещерой, где, по преданию, родился Иисус. По легенде, царица Елена легко нашла место Рождества, т. к. на этом месте, назло всем, в 130 г. император Адриан повелел над пещерой построить храм Адониса. Разрушена церковь была во время восстания самаритян против Византии, в 529 г. После этого восстания император Юстиниан восстановил ее и значительно расширил. Конечно, в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными.

Церковь принадлежит сразу трем конфессиям: греческой, армянской и католической. На юге алтаря — православный престол св. Николая, а на севере — престол коптов и армян. Справа от алтаря на столпе фресковый лик Спаса Нерукотворного с закрытыми глазами. Говорят, что в 1996 году Чудотворный Спас один раз открыл глаза.

Молитвенный зал разделен четырьмя рядами колонн на пять нефов, причем средний своею шириной (10,4 м) вдвое и даже более превосходит боковые с обеих сторон. На колоннах из розового гранита видны полустершиеся лики святых и пророков. По стенам храма кое-где видны остатки древнейшей мозаики; кроме того, есть изображение пбследних предков св. Иосифа, важнейших Вселенских и Поместных Соборов. Эта часть храма отделяется глухой стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова, которая находится под центральной частью церкви, куда можно спуститься по большим ступеням. Пол и стены покрыты мраморными плитами и коврами. Остатки мозаики по стенам этой части храма изображают различные событие из жизни Христа: вход Господень в Иерусалим; явление воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы, а посреди апостолов находится Пресвятая Дева.

Сама пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее — 12 м 40 см, ширина — 3 м 90 см, высота — 3 м. Вся пещера освещена 32 лампадами. Пол, так же, как и стены, покрыт мраморными плитами. В восточной нише находится престол, а над престолом на полу расположена серебряная звезда с надписью на латыни «Hie de Virgine Maria Iesus Christus natus est» — «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа».

В этом храме в 1972 году под полом были обнаружены мозаики IV века — того самого храма, строительство которого было начато Еленой. На стенах — мозаики времен Юстиниана. Потолок храма, как и в VI веке, состоит из кедровых и кипарисовых балок.

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в грот с нишей — так называемые ясли, находящиеся в особой пещере. Как известно, Мария положила младенца Иисуса в ясли, «... потому что не было им места в гостинице» (Лука, 2:7, 12). Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого; в яслях лежит восковое изображение младенца Христа. Здесь же находится латинский престол поклонения волхвов с изображением этого события, изображение это относится к позднейшему времени.

В северной части церкви находится и грот Невинных младенцев, названный так в память о том, как царь Ирод послал «... избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Матф., 2:16). Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 г. на месте, где, по преданию, св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей — Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от ангелов о рождении Спасителя мира.

Однако сокрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство других священных мест Израиля. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти полностью уничтожили Вифлеем, который затем снова был восстановлен крестоносцами. В 1244 г. Вифлеем был опустошен хорезмийцами, а в 1489 г. почти совершенно уничтожен и восстановлен он был только в последние столетия и стал почти исключительно христианским городом.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они являются христианами. Главное занятие жителей — земледелие и скотоводство. Помимо этого, они уже несколько столетий занимаются изготовлением различных вещиц для паломников, особенно искусно сделанными считаются различные предметы из перламутра: крестики, изображения библейских событий и т. д. Эти вещицы изготавливаются также из коралла и из камня, который называется «свиньей», или «вонючим камнем», и представляет собой соединение извести и горной смолы. Добывается этот камень из Мертвого моря.

Недалеко от Вифлеема стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где пастухам явился ангел. Теперешняя часовня, по всей вероятности, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. В глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер — «Башня Стад» (Быт. 35:21), находившаяся по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа».

На окраине Вифлеема находится место, где, как принято считать, погребена любимая жена Иакова Рахель, умершая во время родов по пути в Вифлеем. «Итак, Рахель умерла и была похоронена на дороге в Эфрат» (т. е. Бейт-Лехем) (Быт. 35:19).

Она была единственной из библейских праматерей, не похороненных в семейном склепе в Хевроне. Прошли годы, и могила Рахели стала местом паломничества для евреев, и особенно беременных женщин.

Единственное место в Вифлееме, которое можно связать с именем царя Давида, — это двор и колодец прославленного царя: раньше они располагались на одной из узких-улиц города и были окружены стеной. Из этого колодца доставали воду для царя Давида, когда он сражался с филистимлянами на Рафаимской равнине. Сейчас на этом месте находится греческий монастырь, основанный византийцами в VI веке. Здесь же можно посетить катакомбы — подземные захоронения монахов, живших в этом монастыре.

На восток от церкви «Рождества Христова» идет улика «Млечного грота». На этой улипе стоит францисканская церковь, воздвигнутая над пещерой, где у Богоматери, кормившей грудью Божественного младенца, упало несколько капель молока на черный камень, сразу же после этого сделавшийся белым. С тех пор считается, что этот камень обладает чудодейственной силой: сюда часто приходят матери, чтобы вымолить обильное питание для своих детей.

Само слово «Вифлеем» означает «место хлеба», и это самое подходящее название для места, где появился Сын Божий, который был живым хлебом, сошедшим с небес.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.