Рюкзак - не пиджак, ошибёшься - хлопот не оберёшься

18.8.2007

Рюкзак - не пиджак, ошибёшься - хлопот не оберёшься

Рюкзак — заклятый друг и верный спутник любого туриста, охотника или рыбака. Сколько километрочасов он едет верхом на спине своего владельца! Рюкзак вмещает в себя весь «жит и быт» путешественника, обеспечивает его комфорт, но может и превратить поход в пытку. Чтобы этого не случилось, надо освоить искусство выбора рюкзака и мастерство его сбора. Но если последнее достигается в основном практикой, то к покупке «спиногрыза» можно и нужно подготовиться теоретически.

Основной критерий различия рюкзаков — их размер, а точнее объём, измеряющийся, как ни странно, в литрах, что является неисчерпаемой темой для туристских шуток. Городской рюкзачок, а также заплечные мешочки альпинистов или велосипедистов — 18–30 литров. Средние рюкзаки — от 30 до 55 литров, предназначены для выездов на природу и небольших походов на один–два дня. Для серьёзных путешествий, когда рюкзак должен вместить как минимум спальник, палатку, запас еды и одежды, подходят мешки от 60 до 100 литров. Свыше 100 — это уже экспедиционные баулы или мешки для переноски байдарок.

Крайности в размерах одинаково чреваты. Чтобы вместить все нужные вещи в маленький рюкзак, надо уметь их утрамбовывать, и всё равно многие оставшиеся «за бортом» предметы придётся навешивать снаружи вещмешка (хотя некоторые туристы считают рюкзак символом бесконечности). Слишком большой рюкзак набьётся совершенно ненужными вещами, отравит своим весом поход и наградит радикулитом. Оптимальный размер туристского рюкзака: 80–90 литров — для мужчин, 60–70 — для женщин.

Выбираем

Как правильно выбрать рюкзак в магазине? Какие вообще бывают рюкзаки?

Однажды, накануне 23 февраля, я наблюдала попытки женщины, явно далёкой от туризма и охоты, приобрести в подарок рюкзак и потуги продавца, тоже, видимо, мало знакомого с туризмом, ей помочь. Стало искренне жаль того, кому подарок предназначался. Но на самом деле всё просто. Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам.

Станковые. У них есть прямоугольная жёсткая металлическая или пластиковая рама (станок), к которой с помощью люверсов и шплинтов крепится мешок. Раньше станковые рюкзаки делались на оборонных заводах, сейчас практически не производятся. Рамы в основном либо хлипкие, либо неподъёмные.

Мягкие. Знаменитый рюкзак типа «колобок» — защитного цвета мешок с двумя лямками — именно мягкого типа. Сейчас мягкие рюкзаки шьют из более жёстких материалов, чтобы держали форму, а также используют поясной ремень. Мягкий заплечный мешок вмещает в себя много, но часто перекашивается, и потому бывает неудобен при ношении на спине. Такой рюкзак можно купить при условии, если он поедет в лодке, на снегоходе, да хоть на метле, но только не на своём владельце.

Каркасные. В принципе, все современные рюкзаки свыше 50 литров относятся к этому типу. Они имеют в себе латы жёсткости, специальные дюралевые пластины (каркас), которые делают спину рюкзака жёсткой и позволяют носить груз без вреда для позвоночника. Да простят меня туристы–ретрограды, но в дальнейшем я буду рассматривать именно этот тип рюкзаков, как самый удобный, современный и распространённый.

Большинство рюкзаков такого типа имеют «плавающую» подвеску (подвеска — это то, чем вещмешок крепится к человеку: лямки, пояс, спинные и поясничные опоры), когда точка присоединения лямок к рюкзаку перемещается по вертикали, регулируясь под рост владельца, что делает рюкзак более универсальным. Длина лямок также должна регулироваться. На уровне груди к лямкам часто пришивается стяжка, чтобы они не соскакивали с плеч. Но на рюкзаке с хорошо подобранной подвеской грудная стяжка не нужна. Лямки не должны быть ни узкими, ни чересчур широкими. Для среднего человека оптимальна ширина 6–7 см. Набивка их должна быть мягкой, в то же время лямки не должны сминаться. Для набивки обычно используются различные вспененные пластики. Материал на краях лямок не должен ползти и разлохмачиваться.

Необходимая деталь любого современного рюкзака — пояс. Он позволяет перенести более половины веса на бёдра, разгружая позвоночник и плечи. Кроме того, пояс фиксирует рюкзак на спине, не давая ему болтаться из стороны в сторону. Он должен быть достаточно широким (сантиметров десять) и, как и лямки, мягким, но держащим форму и не сминающимся. Застёгнутый и отрегулированный пояс должен опускаться на бёдра и заклиниваться.

Также при покупке не стоит пренебрегать такими полезными мелочами, как наличие съёмного верхнего клапана с наружным и внутренним карманами, а также нижнего подвала, отделённого от основного объёма рюкзака съёмной мембраной. Этот подвал называется «мышиной норой» и имеет свой вход с фронтальной стороны рюкзака, что позволяет достать снизу спальник, не вытаскивая всю остальную поклажу. Наружных карманов на рюкзаке нужно ровно столько, сколько действительно нужно. Как правило, все необходимые под рукой вещи складываются в верхний клапан. А большие боковые карманы сделают рюкзак таким широким, что вы застрянете в зарослях кустарника или в дверях автобуса.

Стоит обратить внимание на наличие различных приспособлений для крепления груза (альпинистского снаряжения, верёвок, удочек, коврика, палатки, сохнущих носков или даже лыж и сноуборда) снаружи, это всевозможные ремешки и лямки.

Ткань рюкзака должна быть прочной, износостойкой и непромокаемой. Самые распространённые из рюкзачных материалов Cordura и Oxford. Отличие их состоит в том, что Oxford мягче и легче, чем Cordura, но последний позволяет сохранять форму при неполном наполнении или вообще, когда рюкзак пустой, а также этот материал прочнее и дольше не промокает. Кстати, какой бы ни была ткань, сильный ливень всё равно промочит и вещмешок, и всё его содержимое, поэтому в комплекте должна идти накидка на рюкзак от дождя.

Покупаем

В норильских магазинах продаются в основном рюкзаки отечественного производства фирм «Nova Tour», «Sinto» или «Снаряжение». Их качество довольно среднее, хотя у «Снаряжения» в последнее время попадаются неплохие изделия. Цена мягкого 70–80–литрового рюкзака — от 2 тысяч рублей, каркасного, такого же объёма, — от 4 тысяч. Хотя в Москве или Питере в турмагазинах за те же деньги можно купить куда более качественную вещь фирм «Salewa», «Tatonka» или «Lowе Alpine», да и выбор там намного богаче. Очень качественные и интересные рюкзаки у российского «Баска», но они довольно дорогие. Увы, эти изделия в Норильск не возят, потому что их стоимость с «норильской» наценкой взлетит до небес. Можно заказать рюкзак в Интернете, но только если аналогичную модель ты уже видел у друга, мерил и остался доволен.

При покупке рюкзака надо обязательно проверить, как он «сидит». Настраивать рюкзак нужно загруженным, только так можно оценить его «поведение» на спине. Надев рюкзак, застёгиваете и подгоняете пояс. Он должен опираться на бёдра так, чтобы выступающие концы тазовых костей оказались примерно посередине крыльев пояса. Затягивать пояс надо достаточно плотно, чтобы он держал груз, но не мешал дышать и двигаться. Затем подтягиваете лямки так, чтобы вес груза распределился между лямками и поясом более или менее равномерно. Точка крепления лямок к рюкзаку должна при этом оказаться примерно на уровне середины лопаток или чуть выше. Если это место оказалось заметно выше или ниже, необходимо переставить плавающую подвеску или подобрать другой рюкзак по росту. В последнюю очередь подтягиваете верхние плечевые оттяжки до положения, при котором не ощущаются колебания рюкзака вперёд и назад. И помните, если рюкзак неудобен уже в магазине, в походе будет ещё хуже. Светлана ГУНИНА. // gazetazp.ru







Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.