53-я Российская Антарктическая экспедиция

02.11.2007

53-я Российская Антарктическая экспедиция

Планируется, что в конце суток 5 ноября 2007 года, от причала Канонерского Судоремонтного завода Санкт-Петербурга в свой очередной, 27-й рейс, выходит научно-экспедиционное судно (НЭС) Арктического и антарктического НИИ Росгидромета «Академик Федоров». 210 суток экипаж судна во главе с капитаном Михаилом Сергеевичем Калошиным будет выполнять работы по программе 53-й Российской Антарктической экспедиции.

Планируется, что в конце суток 5 ноября 2007 года, от причала Канонерского Судоремонтного завода Санкт-Петербурга в свой очередной, 27-й рейс, выходит научно-экспедиционное судно (НЭС) Арктического и антарктического НИИ Росгидромета «Академик Федоров». 210 суток экипаж судна во главе с капитаном Михаилом Сергеевичем Калошиным будет выполнять работы по программе 53-й Российской Антарктической экспедиции. Всего из Петербурга убывает 70 человек экипажа судна и 102 члена экспедиции. В Кейптауне (ЮАР) к ним присоединятся еще 53 человека, прибывающих туда самолетом.

Рейс судна будет проходить в несколько этапов. На первом этапе (ноябрь 2007г.) судно проследует из Петербурга через германский порт Бременхавен в Кейптаун, откуда в начале декабря оно возьмет курс в Антарктику. Открыв сезонные полевые базы Молодежная и Дружная-4, судно осуществит доставку части материально-технического снабжения на станцию Прогресс, откуда, с помощью самолета БТ-67 «Басслер» будут проведены операции по смене персонала зимовочного состава и организация сезонных работ на станции Восток. Приняв на борт зимовщиков Востока 52-й РАЭ, судно направится на станцию Мирный, где в начале января будет выполнено основное снабжение этой станции и частичная смена ее зимовочного персонала.

Завершив эти работы в Антарктике, НЭС «Академик Федоров» 12 января планирует зайти в австралийский порт Мельбурн, откуда на Родину рейсовыми самолетами вылетят около 40 специалистов зимовочного состава 52-й РАЭ, а на судно таким же путем прилетят 30 ученых для продолжения сезонных исследований. После пятнадцатилетнего перерыва судно РАЭ будет выполнять работы в Тихоокеанском секторе Антарктики, где в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века были закрыты отечественные станции Ленинградская и Русская. Программой 53-й РАЭ предусматривается организация на этих станциях летних сезонных научных исследований, в том числе установка автоматических метеорологических и геодезических станций, работающих автономно в годовом цикле с передачей информации по спутниковым каналам связи в Петербург. Одновременно НЭС «Академик Федоров» выполнит комплекс океанографических и гидробиологических исследований в этом малоисследованном районе Южного океана. Завершив этот комплекс научных исследований, судно прибудет на российскую антарктическую станцию Беллинсгаузен, где будет организовано ее материально-техническое обеспечение на двухлетний период работы.

После этого, НЭС «Академик Федоров» в начале марта 2008 г. во второй раз зайдет в южно-африканский порт Кейптаун. К этому моменту рейсовыми самолетами на борт судна прибудет оставшаяся часть зимовочного состава новой смены полярников. Вместе с ними НЭС «Академик Федоров» вновь направится в Антарктику, где будет завершен комплекс сезонных исследований и работ на полевых базах Молодежная и Дружная-4 и полностью завершено снабжение станций Прогресс, Мирный и Новолазаревская на 2008 год. Возвращение НЭС «Академик Федоров» в Петербург запланировано через порты Кейптаун и Бременхавен 2 июня 2008г.

Судовые операции по программе 53-й РАЭ не ограничиваются рейсом НЭС «Академик Федоров». К их выполнению в начале 2008 г. присоединится НЭС Полярной и морской геолого-разведочной экспедиции (ПМГРЭ) Роснедр (г. Ломоносов) «Академик Александр Карпинский», которое будет выполнять комплекс морских геофизических работ в западной части моря Д, Юрвиля. Коллеги морских геологов из ПМГРЭ в январе-марте 2008 года будут осуществлять комплекс наземных и авиационных геолого-геофизических исследований в горах Принс-Чарльз с базированием на полевых базах Дружная-4 и Союз.

Полную картину сезонных операций по программе 53-й РАЭ невозможно представить без ее авиационной составляющей, которая состоит из организации межконтинентальных и внутриконтинентальных полетов. Первые обеспечиваются в составе международной программы DROMLAN, организованной одиннадцатью национальными антарктическими программами и выполняются на самолетах ИЛ-76 ТД на трассе Кейптаун - станция Новолазаревская - Кейптаун. Всего запланировано 11 таких перелетов. Вторые проводятся на арендованных самолетах БТ-67 «Басслер» между российскими антарктическими станциями Беллинсгаузен - Новолазаревская – Молодежная – Прогресс – Восток, а также на вертолетах МИ-8Т Петербургской авиакомпании «СПАРК+» и на самолете АН-2. В рамках работы самолета ИЛ-76 запланировано выполнение двух парашютных десантирований топлива в бочках, по 26 платформ из шести 200-литровых бочек на каждой, за один рейс.

Исследования 53-й РАЭ во многом определяются задачами проектов программы Международного Полярного Года 2007-2008 гг. Всего в этой экспедиции будут проводиться работы по одиннадцати проектам этой программы. Они направлены на изучение вопросов влияния глобальных климатических изменений на Антарктику и определение ее роли в этих изменениях, определение закономерностей биоразнообразия живых организмов Южной полярной области и их эволюции, а также исследований структуры геологического строения земной коры Антарктиды и омывающих ее морей. Среди новых направлений исследований можно назвать изучение особенностей геохимии и микробиологии вечной мерзлоты Антарктики. По-прежнему приоритетным направлением остаются отечественные исследования по продолжению глубокого бурения подледникового озера на станции Восток, с целью проникновения в его водный слой, которое осуществится в сезоне 2008-09 гг.

Всего в работах 53-й РАЭ принимают участие представители 27 научных и производственных организаций, представляющих Росгидромет, Роснедра, Роскартографию, Рособразование, Минобороны России, Минтранс России, Госкомрыболовство России. Общая численность экспедиции – 110 человек зимовочного состава, работающих на станциях Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, 120 человек сезонного состава, работающих на этих же станциях, а также на сезонных полевых базах Молодежная, Дружная-4, Союз, Русская и Ленинградская, и на бортах НЭС «Академик Федоров» и НИС «Академик Александр Карпинский». Кроме того, к ним присоединятся 170 прикомандированных специалистов из состава экипажей морских и воздушных судов, строительного отряда, работающего по возведению нового зимовочного комплекса на станции Прогресс, а также иностранные коллеги из национальных антарктических программ Австралии, Беларуси, Германии, Польши, Украины и Южной Кореи.

Начальниками 53-й РАЭ будут сотрудники ААНИИ: сезонной - Вячеслав Леонидович Мартьянов, а зимовочного состава экспедиции – Николай Иванович Фомичев. // ПарлКомм







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.