Типы хозяйств

Продолжая сопоставление принципов социального устройства, характерных для Древнего Египта и Древней Месопотамии, остановимся на типах хозяйств, являющихся основой экономической жизни. Здесь также налицо и явное сходство, и определенные различия. Наиболее существенным из них является отсутствие зафиксированных в древнеегипетских источниках упоминаний об общинных хозяйствах. Исходя из общих соображений, можно предположить, что община составляла основу социальной жизни в Египте до возникновения государства, однако в государственной структуре Древнего Египта она, скорее всего, играла весьма незначительную роль. Основными типами хозяйств являлись царские, вельможные и храмовые. Характер отношений между фараоном и вельможами, фараоном и правителями номов, фараоном и храмами, сама структура хозяйств менялись от эпохи к эпохи, но тем не менее мы можем выделить во всем этом процессе некоторые общие черты.

Царские хозяйства

В Древнем царстве земледельческие работы осуществлялись специальными отрядами, которые могли по мере надобности перебрасываться с места на место и занимались самой разнообразной деятельностью2. В Среднем царстве таких отрядов не зафиксировано, но некоторым их аналогом являлись царские работы, бывшие одной из повинностей «слуг царя». Для выполнения этих работ хемуу отрывались от своих привычных дел, свозились в специально охраняемые лагеря и получали здесь конкретные задания, связанные с ирригацией, строительством, копанием каналов и траншей, а также поливом вручную государственных садов и огородов, недоступных для естественного орошения.

Имущественный статус «слуг царя» зависел от вида деятельности. Если положение земледельцев было весьма скромным, то ремесленники достигали иногда относительного материального благополучия. До нас дошли каменные плиты с надписями и изображениями и надписанные изваяния, принадлежащие рядовым ремесленникам таких профессий, как прачечник, горшечник, пивовар, медник и т.д. Наряду с этим мы обладаем многочисленными памятниками, поставленными разнообразными мелкими служащими. В оставшихся на них надписях их владельцы объявляют себя благодетелями родного города, а также приписывают себе другие заслуги, акцентируя внимание на успехах, достигнутых «собственной рукой», и воинской доблести. Так что древнеегипетское общество эпохи Среднего и Нового царства обладало весьма сложной и неоднородной структурой, но, к сожалению, из-за скудости источников мы не в состоянии получить об этой структуре адекватного представления.

Хозяйства вельмож и храмовые хозяйства

В эпоху Древнего царства, как это следует из анализа источников, ведущее место в экономике государства занимали хозяйства вельмож, структура которых восстанавливается по многочисленным документам. В вельможном хозяйстве четко осознавалось и постоянно подчеркивалось различие между людьми и имуществом, принадлежащими самому вельможе, составляющими его «плоть» или «тело», и государственным имуществом, получаемым «по должности» во временное пользование3. Штат «собственного дома» вельможи возглавлял управляющий, который осуществлял общее руководство личным хозяйством сановника и управлял подотчетными ему чиновниками, в число которых входили хранитель ведомостей, писцы, измерители и учетчики зерна. Судя по имеющимся данным, писцов было очень много, что позволяло вести добросовестный учет и контроль.

Владения вельможи составляли «дворы» и «селения», к которым на землях, выделенных для поминальной службы, присоединялись еще «дворы двойника». Вообще, отметим, что процессы, связанные с поминальным культом умерших родственников, а также с подготовкой для себя достойного загробного существования, были одним из важнейших элементов жизни древнего египтянина. Поминальные жрецы, а также ремесленники, связанные с поминальным культом, являлись наиболее обеспеченными среди людей, близких им по социальному статусу.

Во главе «дворов» и «селений» стояли государственные чиновники, ответственные непосредственно перед вельможей за сбор урожая и сохранность скота. Как показывают изображения, вельможа особенно не церемонился со своими управляющими, палками наказывая их за просчеты.

Наряду с земельными угодьями и людьми, их обрабатывающими, в хозяйстве вельможи часто имелись и крупные ремесленные мастерские. При этом в текстах зафиксированы как «совместные» цеха, в которых одновременно работали представители разных специальностей (медники, ремесленники, обрабатывающие золото, драгоценные камни, мастера по изготовлению каменной посуды и ожерелий и т.д.), так и мастерские «по специальностям» (кожевенные мастерские, мастерские по обработке дерева, мастерские каменной посуды и т.д.). В цехах встречаются и элементы разделения труда — некоторые изделия изготавливаются сразу несколькими мастерами. Так, бусы делали одни работники, а в ожерелья их собирали другие — чаще всего, карлики, обладавшие маленькими и тонкими пальцами. Особое положение занимали ткацкие цеха, в которых преобладал женский труд и которые назывались даже «дом ткачих», а не «дом ткачей». Однако во главе мастерских стояли исключительно мужчины, не принимающие непосредственного участия в работе, но осуществляющие общее руководство, ведущие учет и контроль.

Как уже отмечалось, работники вельможных хозяйств не имели в личном пользовании земли и были почти лишены личной собственности. Работали они за паек, и некоторые изображения фиксируют процесс кормления рабочих ремесленных мастерских: правитель одной из областей отправляется в «совместную» мастерскую к живописцам и ваятелям, а за ним несколько носильщиков вносят сумки и сосуды с едой и питьем. Затем показывается содержимое сумок и сосудов: мясо разных видов, хлеб, лук и большой кувшин с вином или пивом.





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.