Древнеегипетские космогонии

Мы не будем в этом разделе подробно излагать содержание космогонических мифов, остановимся лишь на общих особенностях дошедших до нас текстов, содержащих их описание.

Отметим прежде всего, что эти тексты не являются космогониями в привычном для нас смысле этого слова, т.е. самостоятельными произведениями, созданными специально для того, чтобы объяснить устройство мира и происхождение сложившегося на земле и на небе порядка. Все они входят в более обширные сочинения, служащие для иных, чаще всего магических целей. Кроме того, сами космогонии сохранились в небольшом количестве списков, причем сравнительно поздних, и пол«ый текст плохо реконструируется. Тем не менее мы можем попытаться выделить в них некоторые характерные черты.

В центре всех космогонии мы обнаруживаем бога-демиурга, творящего мир «собственными силами», не используя никаких подручных материалов. Обычно в начале процесса мир представляет собой бесконечный первобытный океан, неупорядоченный водный хаос, в котором затем возникает первобытный холм — одна из ипостасей бога-демиурга.107 После этого начинается процесс творения богов и мира. Его можно проиллюстрировать на примере уже упомянутого гелиопольского сказания: Ра-Атум создает бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут, те — бога земли Геба и богиню неба Нут, а последние, в свою очередь, производят на свет Исиду, Нефтиду, Осириса и Сета. Затем из слез бога Ра создаются люди.

Еще одной особенностью, на которой необходимо остановиться, является огромная роль слова в космогонических текстах. Эта роль наиболее отчетливо выражена в мемфисской космогонии, в которой слово и мысль становятся основными инструментами творения мира богом. Но опора на «игру слов», за которой стоит вовсе не игра, а вера в творящую силу речи, заметна и в других описаниях. Приведем два примера. В гелиопольс-ком сказании фраза «Я еще не изрыгнул Тефнут» опирается на созвучие «тефни» — «я изрыгнул» и Тефнут; процесс начала творения передается в этом тексте звуковыми ассоциациями между «Хепра» — бог Солнца, «хепер» — существовать, «хепру» — «существования». Кажется, что здесь само произнесение имени приводит к порождению сущности, названной им. Этой творящей, магической роли имени в мировосприятии древнего египтянина мы еще коснемся позднее.

Творение человека не имеет в египетской мифологии столь же отчетливого обоснования, как в культуре Древней Месопотамии, например, где люди специально создаются богами для того, чтобы выполнять за них тяжелую работу. В египетской традиции они или изготавливаются богом Хнумом на гончарном круге, или, как мы уже упоминали, происходят из слез бога Ра (опять фонетическое созвучие: rmt — люди и слезы), или возникают из тела бога-творца как его подобие. При этом их создание не подчиняется какой-либо осознанной цели.

Существует в Древнем Египте и миф об истреблении людей богом Ра, обидевшимся на них за нечестивое поведение, но потом простившем их, однако этот миф тоже не реконструируется отчетливо и многие смысловые мотивы в нем остаются загадкой.

Магия в Древнем Египте

Остановимся теперь более подробно на магических представлениях древних египтян. Магию можно рассматривать как одно из проявлений «мышления в комплексах». Сама идея комплекса предполагает наличие каналов, связывающих различные его части между собой и допускающих воздействие на одну часть через другую. Подобные попытки неоднократно зафиксированы в дошедших до нас источниках.

Наверное, наиболее уязвимым для магического воздействия объектом является в египетской культуре имя. Подлинное имя человека или бога — сокровенная тайна, которую нельзя раскрывать даже в самых критических ситуациях. Это утверждение хорошо иллюстрирует миф о Ра и Исиде. Исида, стремясь узнать подлинное имя бога Солнца, сотворила змея, который ужалил Ра. Спасти Ра от гибели может только произнесенное богиней заклинание, но для этого она должна назвать его настоящее имя. Ра пускается на всевозможные ухищрения для сохранения тайны и выдает ее лишь под угрозой неминуемой смерти. Интересно, что свое признание он облекает в следующую формулировку: «Да обыщет меня Исида, и да выйдет мое имя из моего тела в ее тело». Очевидно, что имя здесь мыслится как материальная субстанция, обладающая способностью перемещения.108

Другим хорошо известным примером магического использования имени являются так называемые «черепки проклятий». Известно, что для уничтожения вождей враждебных Египту племен и правителей небольших государств изготавливались статуэтки с их именами, а на специально сделанных глиняных сосудах писались магические заклинания. Сосуды и статуэтки затем предавались проклятию, а сосуды еще и разбивались. Считалось, что подобные действия магическим образом уничтожат врагов фараона.

Магические заговоры такого рода применялись и в повседневной жизни древних египтян, зафиксировано даже их использование против самих фараонов. Например, в некоторых сохранившихся папирусах эллинистического периода для уничтожения врагов советуется изготовить их восковые статуи и затем сжечь в огне по определенному ритуальному канону.

Огромный пласт магических представлений, распространенных в Древнем Египте, проявляется и при анализе верований, связанных с потусторонним миром, но об этом мы будем говорить чуть ниже.





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.