Культура Туниса

Жители Туниса могут считаться образцом арабского народа средней численности, где процесс национальной консолидации зашел наиболее далеко.

Народ Туниса прошел чрезвычайно сложный путь развития и сложился из разнообразных этнических элементов. Поэтому антропологические типы тунисцев весьма разнообразны: нередки светлолицые северные европеоиды, чаще встречаются более смуглые, темноволосые и кареглазые средиземноморцы, негроиды; примерно половина арабоязычных тунисцев и большинство берберов принадлежат к берберскому типу.

Берберы, наиболее аборигенная этническая группа в стране. Они живут на о-ве Джерба и в горах Центрального и Южного Туниса (например, в селении Сенед). Всего их в стране - около 50 тыс. Значение берберов в современной жизни страны невелико.

Крестьяне и рыбаки долины р. Меджерда, района Бизерты, мыса Эт-Тиб и Сахеля - это потомки пунического и римского крестьянства, которое арабизировалось и исламизировалось в VIII-XII вв. У них кое-где сохранилась восходящая к античности система земледелия. Поле пашут сохой, запряженной парой волов или ослов. Пшеницу и ячмень жнут серпом, а затем обмолачивают при помощи деревянного орудия джаруш (толстая доска, одна из сторон которой утыкана гвоздями или осколками кремня) и каменного орудия каррита (каток), которые волокут по току волы, ослы или верблюды; эти орудия описаны еще римскими авторами. Сады орошаются с помощью водочерпальных колес далу, которые приводят в движение животные.

Современные тунисцы - это в основном потомки арабов-бедуинов, переселившихся сюда с Востока в XI и XIII вв. и оседлых арабов и кочевых берберов. Большинство бедуинов перешли к оседлости в период французского протектората. Сейчас лишь несколько тысяч бедуинов еще ведут кочевой образ жизни на юге Туниса. Но, нередко, с телевизорами и другими приметами современной жизни в шатрах.

В городах часть потомков бедуинов утратила свои говоры, психологию, особенности сельского быта, общинно-родовые связи; другие, недавно мигрировавшие в города, пополняют собой маргинальные слои.

Каждая тунисская деревня составляет отдельную общину, которая делится на родовые группы-арш, которые живут в отдельных кварталах деревни.

В центре поселения обычно находится могила местного святого - вали; здесь устраиваются ежегодные праздники в день его рождения, а также церемонии по особым случаям.

Обитатели разных деревень часто имеют определенные репутации и прозвища. Например, крестьяне общины Аккуда (в Сахеле) известны своей образованностью, но крестьяне других деревень считают их хитрецами и говорят: "Тысяча евреев, но ни один аккуди" (житель Аккуды).

Деревня Хергла-одна из наиболее изолированных в Сахеле, здесь сохранилось много древних римских обычаев, в частности виноделие, а местные женщины якобы пользуются значительной сексуальной свободой.

Община Моксине считается исламски консервативной, женщины здесь неграмотны и закрывают лицо.

Такие обстоятельства, вызывая определенную неприязнь, препятствуют заключению браков между жителями разных деревень.

Особые этнографические группы очень древнего происхождения составляют жители оазисов Габес, Арад, Гафса, Джерида, Нефзы и Джефары.

Значительную по численности и влиянию в жизни страны этнографическую группу составляют андалусцы, переселившиеся в Средние века из Испании в район Бизерты, в долину нижнего течения р. Меджерда и в города.

Внутри тунисского общества сохранилось несколько небольших по численности этноконфессиональных групп. Все вместе не превышают 1% населения. Среди них две мусульманские: бербероязычные ибадиты на о-ве Джерба и на границе с Ливией (область Джефара) и арабоязычные ханафиты-потомки турок, христиан-ренегатов и мамлюков. Ханафиты живут преимущественно в столице, среди них преобладают государственные служащие и люди творческих профессий.

Старейшая в стране этноконфессиональная группа - арабоязычные (на о-ве Джерба - бербероязычные) североафриканские евреи и потомки сефардов, изгнанных из Испании в XV в., После второй мировой войны большинство евреев переселились из Туниса в Израиль и Францию. В 1946 г. в стране проживали 71,5 тыс. тунисских евреев, сейчас эта община насчитывает менее 20 тыс. человек. Они заняты в основном в торговле, предпринимательской деятельности, в традиционном ремесле (ювелирном, сапожном, жестяном, портняжном и др.).

Нынешние тунисские христиане - не потомки древних жителей страны, а иностранцы. К ним ближе всего по языку и культуре - мальтийцы. Большая часть проживающих в Тунисе иностранцев - это арабы-мусульмане (отчасти берберы-мусульмане) из Алжира, Марокко, Ливии, Палестины и других арабских стран. Их общая численность - свыше 150 тыс. человек.

Традиционные жилища тунисских крестьян - представляют собой однокамерные постройки с одним отверстием, служащим входом, соломенной крышей и земляным полом. Они складываются из сырцовых кирпичей или камня. На юге встречались хижина киб и гурби-шалаш из веток и пальмовых листьев. (Теперь их почти не осталось). Дома зажиточных жителей деревни - городского типа, нередко двухэтажные.

Мужская крестьянская одежда состоит из белой рубахи, штанов, шерстяного бурнуса с капюшоном и шапочки. Женщины носят головной платок, длинные цветные платья тахлила, а поверх них особую одежду хайек, покрывающую всю фигуру с головы до пят. В разных деревнях цвет и фасон женской одежды отличаются: в Хаммам-Сусе тахлилы-красные, в Сиди-Амер-синие; хайек в Сусе и его окрестностях-черные, в районе Монастира-белые. Особенно богаты т разнообразны женские свадебные наряды.





Дополнительно


Copyright © 2010-2019 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.