Технологии и снаряжение

ОСНАСТКА ПЛОТА

При плавании по небольшим рекам, где глубина не превышает 1 м, а скорость течения -0,5 м/сек успехом можно управлять саликом, отталкиваясь от дна шестами. Наилучшие шесты изготавливаются из сухостойной ели диаметром у комля 5 см с малым конусом к вершине. Длина шеста от 2,5 до 4 м. Нижнюю часть (комель) ошкуривают, а если он слишком толст, то и слегка протесывают до нужной толщины, а конец заостряют и обугливают с поверхности на костре. "Прокаливание" повышает прочность, и конец не так быстро мочалится на камнях. Если сухостойного материала нет, шест можно сделать из сырой ошкуренной ели или березы, просушив ее в течение нескольких часов над костром. На каждом салике необходимо иметь пару запасных шестов, так как шест, особенно на быстром течении, легко может вырвать из рук.

На быстрых и глубоких реках плот оснащается гребями - так называются весла, установленные вдоль продольной оси плота и служащие для поперечного перемещения его в потоке. По своему строению гребь напоминает вальковое весло, т. е. она имеет утолщение у рукоятки, чтобы уравновесить вес лопасти на длинном рычаге. Как и у весла, у греби различают рукоятку, валек, шейку лопасти и лопасть. При плавании по порожистым рекам, чтобы придать плоту большую маневренность, пользуются гребями значительной длины. На малых саликах она равна длине плота, а при соответствующей конструкции подгребиц и тщательном изготовлении может превышать ее на 15 - 20% Греби длиннее 10-12 м имеют плохой строй: они тяжелы, сильно гнутся, ими трудно работать. Поэтому на очень больших плотах предпочитают ставить по две и даже по три греби на носу и корме.

Общий вид греби и этапы ее изготовления показаны на рис. 15. Материалом для греби обычно служит сырая, ель; применяют и березу, но она тяжелее. 3аготовку- выпиливают из бревна с диаметром у комля, немного большим ширины лопасти. Бревно должно иметь малую конусность к вершине. На используемой части его не должно быть больших веток и сучков.

Заготовку ошкуривают и кладут на две подкладки с предварительно вырубленными выемками. При помощи шнура, вымазанного углем, делают разметку греби в горизонтальной плоскости. После этого древесину, подлежащую снятию, пропиливают через каждые 35-45 см на глубину, не доходящую примерно на 1 см до линий разметки, и срубают топором от вершины к комлю. Этим приемом пользуются и в других случаях, когда требуется снять много древесины, например при изготовлении стрел.

Положив заготовку плашмя, размечают и вытесывают лопасть, веретено и валек. При окончательном вычесывании лопасти и веретена, согласно сечениям, указанным на чертеже, лопасть необходимо заклинить в вертикальной прямоугольной выемке в одной из прокладок. Конец лопасти делают овальным или стреловидным. Такая форма уменьшает вероятность поломки при касании о дно и камни на мелководье.

Отделку ручки и места посадки греби на опору производят при установке греби на плот. Удобна рукоятка вертикальным штырем (на рис. 15,б, справа),но для ее изготовления нужен дополнительный инструмент - бурав. Нельзя делать штырь на передней греби, так как е часто приходится вытаскивать из воды на плот, и она может штырем за что-нибудь зацепиться.

На каждый плот требуется три греби (одна запасная), потому что при поломке греби на пороге ее приходится менять немедленно. На очень сложных реках, особенно текущих в каньонах, следует иметь две запасные греби.

Греби устанавливаются на плоту на специальных опорах- подгребицах. Высота последних должна быть такой, чтобы рукоятка нормально установленной и сбалансированной греби находилась у пояса работающего. Носовую подгребицу обычно делают на несколько сантиметров ниже кормовой. Высота опорной точки греби над поверхностью плота определяется соотношением:

Где: l длина греби,

a - высота до пояса работающего,

d - расстояние от конца лопасти до точки опоры.

Расстояние d можно с достаточной степенью точности определить, положив гребь на какую-либо опору в положение равновесия, так чтобы лопасть немного перетягивала (рис. 16). Более подробно балансировка греби описана ниже.

На рис. 17 - 19 показаны различные виды подгребиц. Наиболее проста подгребица со штырем, изготовленная из березового или елового бревна толщиной 25-- 30 см, верхняя часть которого подпиливается на расстоянии 15 - 20 см от края и срубается так, чтобы в середине остался штырь диаметром около 5 см (рис. 17, слева). Нижнюю часть бревна затесывают по форме ласточкиного хвоста. Заранее, еще до связывания плота, в среднем бревне става делают пазы, размерами и формой соответствующие затесанному концу подгребицы. Пазы запиливают на расстоянии 40-50 см от ронжин или стрел с внутренней стороны плота на глубину 2/3, толщины бревна. Угол наклона паза около 75°. 1Iодгребиц расклинивают в пазу при помощи двух плоских березовых клиньев. Гребь в месте опоры (только снизу) стесывают и в ней долбят отверстие по диаметру штыря.

Так же крепят на плоту и подгребицу, изготовленную из развилка березового бревна (рис. 17, в круге). Если заготовка имеет достаточную толщину, то при помощи пилы, топора и долота в развилке можно выбрать прямоугольный паз. Делать это надо осторожно и на небольшую глубину, иначе подгребица будет ослаблена и может расколоться. Форма паза, по возможности, должна приближаться к описанным ниже (см. стр. 33). Крепление подгребицы этого вида (как, впрочем и предыдущего) можно усилить за счет растяжек или распорок.

Описанные виды подгребиц требуют нечетного числа бревен в ставе; кроме того, среднее бревно, как и крайние, должно иметь наибольшую толщину.

Следующий вид подгребиц представляет собой не полные козелки (рис. 18, внизу). Подушка (бревно, на которое кладется гребь) делается из сухой ели диаметром 25 - 35 см и имеет длину на 50 см меньше ширины плота. У более тонкого конца бревна, отступив от края на 30 см, запиливают два паза, имеющих сечении по форме ласточкиного хвоста, под углом примерно 30° один к другому. Длина ножек должна быть такой, чтобы подушка образовала угол с поверхностью плота 25 - 30°. Более тонкие концы ножек затесывают по форме пазов, забивают в них и расклинивают встречным клином. Козелки устанавливают так, чтобы подушка прижималась к ронжине или стреле спереди, т. е. по ходу плота.

На нижнем конце подушки делают зарубку и притягивают его к ронжине или стреле при помощи кольца из веревки или вицы, закручиваемого палкой, которая контрится клином, забиваемым в продольный надруб в подушке. Выемку для греби - пяту - располагают по продольной оси плота по его середине. Иногда, чтобы иметь возможность работать гребью, длина которой намного больше длины плота, выемку пяты располагают у верхнего конца козелков, примерно в 30 см от ножек, а козелки ставят ножками к разным бортам. При этом рукоятки гребей, перекрываются в середине плота. Такое расположение пяты недопустимо при плавании по бурным рекам, так как в этом случае рукоятка греби легко выходит за пределы плота и может сбросить работающего в воду.

В Сибири часто встречается подгребица с горизонтальной подушкой (рис. 18, вверху). Подушка обоими концами лежит на еловых кругляшах, имеющих на нижней стороне выемку для ронжины или стрелы, а с верхней - для подушки. На концах подушки также делают небольшие выемки, в которые заводят кольца из веревки или вицы, охватывающие одновременно и ронжину или стрелу и конец подушки и закручиваемые палкой.

Более сложно изготовить подгребицы с наклонными подголовниками (рис. 19). Со стороны носа, т. е. по ходу плота, к стрелам или ронжинам приваливают еловые бревна диаметром около 30 см и длиной примерно на 50 см меньше ширины плота. На них кладут подголовники - бревна вдвое тоньше и длиной, равной 2/5 длины одноставного плота. Верхние, более тонкие, концы подголовников затесывают и на них насаживают подушку с пазами в форме ласточкиного хвоста. Вышедшие из подушки концы подголовников расклинивают березовыми клиньями. Пазы в подушке вырубают на расстоянии не менее 1 м один от другого и вод таким углом, чтобы нижние концы подголовников лежали в выемках между двумя крайними бревнами става. Бревна става в месте, где лежат комли подголовников, подрубают на глубину нескольких сантиметров так, что бы образовался упор и подголовник не мог сдвинуться к середине плота. Небольшие углубления делают так же в опорном бревне, там, где на нем лежат подголовники.

Опорные бревна, подголовники и подушки тщательно подгоняют к своим местам, устраняют перекосы и качания. После тщательной проверки вся конструкция скрепляется со ставом при помощи четырех колец из виц. Два кольца, которые охватывают подголовники, опорное бревно и стрелу или ронжину, закручивают палкой, которая контрится клином на подголовнике. Два других кольца, которые охватывают комли подголовников и вторые от края брёвна става, затягивают таким же образом. Кольца из виц утапливают в канавках, вырубленных заранее на нижней стороне основных бревен и подголовниках. Необходимо также заранее сделать проходы для виц и в других местах между плотно прилегающими друг к другу бревнами става.

Сверху в подушке выбирают выемку - пяту, в которой сидит гребь. Самое узкое место пяты должно равняться ширине греби в месте ее посадки. Створ делают таким, чтобы рукоятка имела ход в обе стороны примерно на длину вытянутой руки, но не доходила до крайнего бревна става. Наклон дна пяты должен быть таким, чтобы гребь с полностью погруженной лопастью лежала только на внутреннем ребре выемки. Для придания ребру более острого угла внутреннюю сторону подушки стесывают в вертикальной плоскости на несколько сантиметров. Дно пяты тщательно выравнивают при помощи топора или долота. Глубина пяты должна быть такой, чтобы снаружи выступало не более 1/5 бруса греби.

Требования к пяте и посадке греби у других подгребиц подобного типа аналогичны.

Сравнивая описанные виды подгребиц, можно заметить, что первые два из них имеют минимальный вес. Это особенно важно, когда оснащаются маленькие салики с ограниченной грузоподъемностью. Подгребица со штырем наиболее проста в изготовлении, но ей присущ ряд серьезных недостатков: ослаблена В месте опоры гребь, угол поворота греби не ограничен и ее нельзя быстро вытащить на плот. Описанные подгребицы не защищают плот от валов и волн, а точка опоры гребей заметно сдвинута к середине плота, что в свою очередь часто ограничивает возможную максимальную длину гребей. От некоторых перечисленных выше недостатков свободна конструкция подгребицы из развилки.

Наиболее совершенна, хотя и тяжела по весу, подгребица с наклонными подголовниками. Это очень прочная конструкция, образующая своего рода волнолом, который защищает экипаж и груз от лобовых ударов вала и не дает воде при зарывании носа и кормы распространяться по всему плоту. Есть возможность без существенной переделки подгребиц отрегулировать в широких пределах установку гребей по высоте и обеспечить вынос точки опоры гребей к торцовым срезам плота (подушка обычно расположена в 10-20 см от среза, и выносить ее за габариты плота не следует: она будет принимать на себя лобовые удары о скалы). Кроме всего прочего, между подголовниками образуется очень удобное и надежное место для груза.

Остальные виды подгребиц по своим качествам занимают промежуточное положение.

Подгребицы со штырем имеют весьма ограниченное применение, в основном, на равнинных реках. Конструкция из развилка пригодна для малых саликов при плавании по таежным и небольшим горным рекам. Для плавания по горным рекам, особенно при прохождении крупных порогов, лучше подгребицы с наклонными подголовниками. В этих условиях габариты плота и его грузоподъемность определяются уже не наличным грузом, а масштабами реки и характером порогов на ней.

После того как сделаны подгребицы, греби ставят на место, окончательно подгоняют и балансируют. Правильно отрегулированная гребь должна перевешивать в сторону лопасти настолько, чтобы в свободном состоянии примерно 1/2 площади лопасти была погружена в воду (рис. 16). При нажиме на рукоятку вниз лопасть должна подниматься над водой на 30-50 см без заметного пригибания работающих на задней греби; на передней греби пригибаться можно сильнее. Отпущенная из поднятого состояния лопасть под силой своей тяжести должна полностью погружаться в воду. При резком рывке за рукоятку при погруженной лопасти гребь изгибается, причем не должно быть заметно мест с крутым перегибом. Изгиб плавно нарастает о рукоятки к лопасти. Гребь должна работать, как пружина, а не как хлыст.

Выравнивают баланс и изгиб греби, постепенно стесывая в нужных местах древесину. Рукоятки гребей на плоту должны отстоять друг от друга не менее чем на 1 м. Когда гребь будет сбалансирована, на ее нижней стороне делают риску и затесывают опорный зуб, ограничивающий выход греби для предотвращения ее заклинивания в пяте (рис. 20). Ограничительный зуб лучше делать на второй день плавания, когда экипаж окончательно определит правильное положение гребей.

Чтобы греби не выбивались из пяты, их необходимо закрепить. Некоторые виды крепления показаны на рис. 21. Наиболее простое из них крепление - кольцом из виц, накрест охватывающим гребь и подушку (рис. 21,а), однако при вытаскивании сломанной греби кольцо может попасть в пяту и помешать нормальной установке запасной греби. Накладка из изогнутой ветки (рис. 21,6) должна иметь высоту, позволяющую завести под нее лопасть греби. Замена греби на ходу при таком креплении возможна только, если последняя короче плота. 0граничение двумя штырями (рис. 21,в) требует наличия бурава и согласования размера между концами штырей и толщи ной гребей в разных местах. Вообще говоря, пригодно любое крепление, если оно позволяет свободно продвигать в пяте гребь взад и вперед, а при надобности быстро сменить ее (в условиях прохождения порога, когда поломка греби наиболее вероятна).

Для защиты вещей от воды в середине плота или на корме сооружают грузовые площадки. Простейшая грузовая площадка показана на рис. 22, вверху. Она состоит из четырех сухостойных бревен диаметром 15-20 см, образующих раму и прикрепленных к стану кольцами из виц. На верхние бревна кладут настил из сухих кругляшей диаметром около 5 см. Концы кругляшей полезно стесать с одной стороны, чтобы они не раскатывались под грузом.

Если плот оснащен подгребицами с наклонными подголовниками, то грузовую площадку соорудить очень просто. В комлях подголовников вырубают выемку; в нее закладывают сухую жердь диаметром 510 см, которую закрепляют тем же кольцом из виц, что и подголовник. Другую такую же жердь кладут вдоль внутренней стороны опорного бревна. Сверху на них помещают кругляши, а иногда и листы коры. Заслуженный мастер спорта В. М. Абалаков рекомендует при небольшом количестве груза и полном отсутствии упаковочных средств подвешивать рюкзаки на раме.

При плавании по большим равнинным рекам на плотах иногда ставят палатки. Помост для них сооружают так же, как и грузовые площадки, только перекрытие делают более частым. На помост настилают лапник. На таких плотах устраивают и очаг: вяжут и закрепляют на плоту одно звено сруба, внутрь которого насыпают камни, гравий и песок. При плавании по таежным и горным рекам очаг на плоту не сооружают. Если же возникнет необходимость быстро организовать костер на плоту, берут полено диаметром примерно 30 см и раскалывают его пополам. Половинки закладывают в смежные выемки между бревнами става, и на них разводят огонь, как показано на рис. 22, внизу.

Для сталкивания плота с мелей на нем необходимо иметь несколько ваг (по числу членов экипажа) - бревен толщиной 10-15 см и длиной 2 - 3 м. Конец для швартовки плота, особенно на горных реках, должен быть очень прочным. для этих целей наиболее пригоден конец основной альпинистской капроновой веревки длиной не меньше 30 м. Усилия на разрыв при швартовке бывают очень большими, так как даже небольшой салик весит несколько тонн.

Значительно реже туристам приходится применять плоты для плавания в водоемах без течения. Поэтому методика постройки таких плотов разработана слабо. На рис. 23 показан озерный плот. Главное отличие его в том, что он оснащен веслами, которыми работают так же, как и на лодке. Весла укрепляют на уключинах, одинаковых по конструкции с подгребицами, а на маленьких саликах, состоящих из двух бревен, можно грести и двухлопастным веслом типа байдарочного. Такое, весло нетрудно изготовить из сухого бревна.

Плоты большой грузоподъемности делают из двух и более ставов. Ставы располагают вплотную один за другим и скрепляют гибкими связями. Ширину ставов подбирают таким образом, чтобы обвод плота не имел выступов. Если этого сделать не удается, можно допустить, чтобы корма переднего става была несколько шире носа става, следующего за ним. В противном случае при наваливании плота бортом на камень задний став может быть оторван.

Ставы крепят друг к другу при помощи колец, охватывающих ронжины или стрелы смежных ставов (рис. 24). Число колец зависит от прочности связывающего материала (прочная веревка, вицы или стальной оцинкованный трос) и характера реки. Двухставный плот, двигаясь через порог, зарывается в воду значительно меньше, чем одноставный равной длины, так как второй став, проходя слив, давит тяжестью своих бревен на корму первого и этим задирает его нос. Иногда для усиления крепления со става на став кладут сверху пару жердей из сырой березы, концы которых закрепляют на соединяемых ставах. Однако такая связь менее подвижна, что не всегда желательно, например при преодолении порогов с очень крутым и коротким перепадом - падунов.

Оснащают многоставные плоты гребями. Подгребицы на них делают почти исключительно с наклонными подголовниками. Грузовые площадки располагают на заднем ставе.

При подготовке раздела использованы материалы из книги
Ю.Б.Пржиемского "Плот в туристском путешествии"





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.