История Аляски

По мнению ученых, Аляска была открыта сибирскими охотниками - прародителями большинства туземных американских индейцев, которые в Ледниковый Период мигрировали на север в поисках мамонтов - основного животного, на которое охотились люди Каменного века.

Древние люди мигрировали на Американский континент через Берингов пролив, который в те времена являл собой 1600-километровый ледяной природный мост между двумя континентами. Когда климат изменился, и наступило потепление, лед растаял, и уровень воды мирового океана поднялся, затопив этот мост и разделив Сибирь и Аляску Беринговым морем.

Раскопки исследователей и ученых на территории Аляски открыли нам интересные факты: были найдены предметы из обихода человека, которые применялись в его хозяйстве 12 тысяч лет назад - то есть еще за несколько веков до окончания Ледникового периода. По-видимому, прародители эскимосской нации появились еще за 6 тысячелетий лет до нашей эры.

Побережье Северо-запада Америки когда-то принадлежало владениям Принца Вильгельма. Индейцы, которые заселяли эти земли северной Калифорнии, тоже постепенно мигрировали на север, привнося на эти земли и свою культуру. Север был богат рыбой: лосось, камбала, треска, сельдь, съедобные виды моллюсков и морских млекопитающих в изобилии водились в прибрежных водах Аляски. На благодатной почве этих земель произрастали тысячи видов растений, пригодных в пищу, а в лесах водилось множество животных. Поэтому земли Аляски были так привлекательны для людей.

Три туземные народности стали основателями и первыми жителями этих мест: Тлингит (Tlingit,) Хайда (Haida) и Тсимшиан (Tsimshian). Люди этих племен заселили юг Аляски.

Самым многочисленным было племя Тлингит. Они основали множество поселений на этих землях. Тлингит имели свой язык, который ученые относят к внутренней американской группе языков индейцев племени Атабаски. Поскольку Тлингит были самым многочисленным племенем, именно они, как хозяева данной территории, первыми вступили в контакты с русскими путешественниками и землепроходцами, которые пришли на эти земли в 1741 году.

Народ племени Хайда жил на землях Британской Колумбии, на островах Королевы Шарлотты и в южной части Аляски - на островах Принца Уэльского. Традиционно считается, что народы Хайда начали переселяться на север около 1 700 лет назад.

Люди племени Тсимшиан населяли юго-восточное побережье и ближайшие острова в районе нынешнего Форта Симпсон, что находится в округе Британская Колумбия. Этот форт был основан в 1834 году, как следствие деятельности Британской компании в заливе Гудзона (Hudson's Bay Company). А в 1887 году большая группа индейцев племени Тсимшиан под предводительством миссионера англиканской церкви Вильяма Дункана (William Duncan) заселила остров Анетт близ побережья Аляски.

Жили индейцы этих племен в больших домах, в которых, как в общежитиях, жили всей деревней, традиционно считая всех ее жителей - одной семьей.

Социальные отношения в этих племенах строились по принципу матриархата. Свою родословную вели по линии матери. Однако, в племенах Тлингит и Хайда были запрещены браки между родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами. Также у Тлингит существовали кланы, в которых социальные отношения прослеживались от первых легендарных прародителей. Предки прародителей составляли особую аристократию кланов: вождей, старейшин, хозяев и рабов. Однако эти классовые различия постоянно подвергались своего рода переменам и не носили статичного характера.

Каждый клан и каждое племя обычно имело политическую независимость от других племен. Всю добычу от охоты делили в кругу одной семьи-клана, в котором распоряжался свой вождь или старейшина. Каждый клан имел свое божество, своего вождя, свое персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Божествами индейских кланов выступали животные, которые служили главной добычей охоты, а также - силы природы, отвечающие, по мнению индейцев, за длину человеческой жизни и плодородность земли. Индейцы были язычниками и наделяли волшебным духом все живое, всю окружающую природу.

Политическое лидерство достигалось путем соревнований престижа. Если мужчина клана стремился к лидерству, он должен был быть самым удачливым охотником, от которого зависело бы благоденствие всего племени.

Атабаски вели кочевой или полукочевой образ жизни, переходя из одного района в другой в поисках добычи для охоты и рыбалки. В речках ловили форель и щуку, в лесах охотились в основном на кабаргу, зайцев и полярных куропаток. Орудия для охоты и рыбалки использовали те же, что и все индейцы североамериканского континента. И хотя Атабаски много охотились на животных и птиц, однако, периоды, когда их племена голодали, были в жизни Атабасков нередки.

Варианты построек своих домов-вигвамов они конструировали в зависимости от грядущего сезона. Все Атабаски строили свои дома из дерева и жердей с таким расчетом, чтобы в них, помимо семьи могли поместиться так же домашние животные и птица. Кочевые группы индейцев сооружали более легкие жилища. Индейцы таких племен народа Атабаска, как Ингалик (Ingalik), что жили на реке Юкон или племя Каскоквим (Kuskokwim) обычно на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку перемещались в биваки- "лагеря". Зимние же дома они строили по принципу эскимосских землянок.

У Атабасков существовали очень простые социальные деления общества. Большее время года они проводили в кругу маленьких групп соседских семей. Сходство между ними существовало в том, что они исповедовали принципы матриархата и родственники поддерживали близкие отношения, соблюдая все обязательства членов одной семьи. Член семьи должен был найти супругу не среди близких родственников, а в другом племени.

Когда природные ресурсы позволяли, несколько племен объединялось для совместной охоты. Несмотря на то, что охотились все вместе, мужчины индейцы соревновались друг с другом за право быть лидером в охоте, на основании чего мужчина мог стать одним из вождей племени. Также вождем племени мог стать индеец, проявивший себя смелым воином в межплеменных конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если однажды удача отвернулась от вождя, он больше не мог претендовать на лидерство в племени.

У Атабасков существовали традиции и церемониалы, в которых, например, племя встречало и одаривало подарками своих гостей. Также семейная трапеза устраивалась, когда умирал кто-то из членов племени. Когда Атабаски стали участвовать в торговом обмене с "бледнолицыми", они стали чаще устраивать обще-племенные трапезы в честь своих новых партнеров, тем самым моделируя отношения и традиции отношения к "бледнолицым" для племен всего северо-западного побережья Американского континента.

Индейцы устраивали пиры в ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого похода, удачной мести или нового похода. Мужчина, собирающийся жениться, должен был трижды устроить пир для своего племени. Также церемонии устраивались, когда племя принимало общее решение изгнать за провинность одного из своих членов - тот не мог получить никакой поддержки ни от одного из своих близких в течение минимум одного года.

Атабаски тоже были язычниками. Они жили в мире, населенном множеством духов. Они верили, что после смерти людские души переселяются в животных и использовали эти легенды в своих обрядах.





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.