Россия опережает Канаду в освоении Арктики

В борьбе за лидерство в сфере грузоперевозок в Арктике Россия одерживает верх над Канадой, заявил представитель Франции по вопросам международных переговоров по Арктике и Антарктике Мишель Рокар.

По словам дипломата, в начале 90-х годов возглавлявшего французское правительство, российский Северный морской путь имеет больше перспектив, чем альтернативный Северо-Западный проход, контролируемый Канадой.

"Дорога на восток вдоль берегов Сибири менее ветрена, там меньше островов [что облегчает навигацию] и, наконец, ходить по ней менее опасно, она прямее, хоть и немного длиннее".

Рокар заявил об этом в интервью агентству Франс пресс по итогам путешествия по Северному Ледовитому океану на канадском ледоколе "Амундсен" на прошлой неделе.

Ученые в последние годы предсказывают быстрое таяние льдов в Арктике, что значительно упростит и удешевит судоходство в этом регионе.

На днях американский Национальный центр данных по снегу и льду заявил, что в июле площадь арктических ледников достигла минимальной отметки за 32 года спутниковых наблюдений.

Некоторые американские ученые прогнозируют, что уже к 2030 году Арктика полностью освободится от ледяного покрова.

Маленькая страна?

 

"У меня такое впечатление, что Канада отказалась от борьбы за то, чтобы привлечь большую часть грузопотоков на свой арктический путь в ближайшие 25-30 лет", - сказал Мишель Рокар.

По его мнению, Канада "слишком маленькая страна", чтобы самостоятельно развивать инфраструктуру Северо-Западного прохода, в то время как у России несколько мощных ледоколов, включая четыре новых атомных ледокола.

Он также добавил, что в одном из самых северных поселений Канады - эскимосской деревне Резольют - проживает 280 человек. В российских же северных портах - Мурманске и Архангельске - проживают 300 тысяч и 350 тысяч человек соответственно.

Кроме того, в 2012 году Россия ожидает увеличения грузооборота по Северному морскому до пяти миллионов тонн, заявил 8 августа в интервью "Российской газете" секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. К 2030 году, сказал он, объем перевозок по водной артерии должен достичь 85 миллионов тонн.

Канадские эксперты, комментирующие высказывания Мишеля Рокара, отмечают, что дело не в "маленькой стране", которая не в состоянии сама финансировать свое развитие.

Проблема в политической и экономической воле развивать Северо-Западный проход, считает профессор Университета Калгари Роб Губерт.

"Мы все еще не определились, хотим ли мы, чтобы иностранные суда проходили по нашим водным путям, - отметил он в интервью газете Vancouver Sun. - Арктика по-прежнему покрыта льдом, а значит, нет и экономических аргументов в пользу арктического судоходства".

Эксперт в области международного права из Университета Британской Колумбии Майкл Байерс в интервью Vancouver Sun признал, что ледяной покров Северного Ледовитого океана становится с каждым годом тоньше. Однако добавил, что судоходство поднимает вопросы о загрязнении вод и о возможном росте преступности в регионе.

Споры о "точке невозврата"

Между тем некоторые ученые считают, что прогнозы о полном исчезновении льдов в Арктике к 2030 году сильно преувеличены.

Команда датских исследователей под руководством доктора Свенда Фандера из Музея естествознания Дании осуществила в последние годы несколько экспедиций в Арктику и пришла к выводу, что ее льды таяли уже несколько раз.

Причем примерно восемь тысяч лет назад арктический ледяной покров, как предполагают ученые, был меньше наполовину.

Это опровергает распространенную ныне гипотезу о том, что при таянии льдов может наступить "точка невозврата", когда полное исчезновение ледников уже неизбежно.

По мнению исследователей, на протяжении последних десяти тысяч лет площадь арктических льдов постоянно менялась. Причина этого не только в периодическом потеплении климата, но и в ветровом режиме Арктики, уверены ученые.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.