«Булгарию» готовят к подъему

Директор порта Казани Рашид Сафин отправлен в отставку из-за грубого нарушения обязанностей. Выяснилось, «Булгария» совершила как минимум 5 рейсов, не имея лицензии на перевозку пассажиров. Хотя, вряд ли с ее получением возникли бы проблемы. В Волжском Речнадзоре уже собирались выдать документ, сам теплоход при этом никто не осматривал. Тела пассажиров «Булгарии» продолжают доставать из воды. Найдены 114 человек. Еще 15 ищут ниже по течению — водолазы сегодня закончили обследовать затонувшее судно. Его готовят к подъему.

Обследование «Булгарии» завершено на 100 процентов, водолазы МЧС осмотрели все помещения, каюты и технические отсеки. Сегодня днем судно передают генподрядчику — поднимать «Булгарию» будет «Росречподводстрой».

К операции теплоход готовят теперь уже военные водолазы, изучают состояние люков и иллюминаторов. Начинают герметизировать корпус. Но поисковые работы продолжаются. Шансы найти людей на судне минимальны, без вести пропавших ищут на прилегающей к «Булгарии» территории, в том числе обследуют дно.

«Водолазные работы не закончены. Активная фаза по спасению закончена. Сейчас переходим в другую фазу – готовим судно к подъему. Но спасательные работы продолжаются. Работаем параллельно, друг другу не мешаем», — говорит начальник Приволжского регионального отделения МЧС России Игорь Паньшин.

Операция по подъему намечена на вечер субботы. Подробности операции частично известны, но все зависит от погоды. В Сюкеево объявлено очередное штормовое предупреждение. Если все пойдет по плану и Волга будет спокойной, «Булгарию» сначала поставят на ровный киль, слегка приподнимут с помощью кранов и заведут специальные стропы, так называемые полотенца. К этому моменту должны быть заварены люки, из «Булгарии» планируют откачать воду, и подать воздух.

«Мы должны завтра, в районе 13-14 часов приступить к процессу самого выравнивания. Его надо выровнять, он же на боку лежит. А потом уже дальше надо будет очистить все, посмотреть еще раз. А потом там уже пойдет процесс его подъема», — объясняет технологию процесса первый заместитель министра Республики Татарстан Равиль Муратов.

Если шторм все-таки будет, «Булгарию» в буквальном смысле поволокут на берег. Но это крайний вариант. Тех, кто работает здесь четвёртые сутки подряд, под водой водолазы провели в общей сложности 877 часов, сегодня награждают. Республиканские медали «За доблестный труд» и благодарственные письма вручают спасателям МЧС и капитану, спасшему 79 жизней.

130 человек с места аварии увозят ровно на час, уже ночью водолазам снова погружаться.

«Есть такое выражение: конец — это веревка, связывающая водолаза с поверхностью, — это его связь с внешним миром. А когда водолаз работает в отсеке, где множество труб, множество крючков, полная теснота, — это, конечно, очень опасно для жизни», — отмечает заместитель начальника поисково-спасательной службы Удмуртской республики Валерий Старцев.

Работать с риском для жизни придется и военным водолазам.

Точный план подъема появится завтра утром. У водолазов впереди ночь. Шаг за шагом они должны описать свои действия, и только потом схема будет утверждена. Судно нужно поднять максимально аккуратно. «Булгарию» после подъема изучат, и только тогда станет понятно, что 10 июля в 13 часов 58 минут случилось на судне.

Ольга Скабеева