Население Пасхи

Перепись населения 1992 г. показало численность в 2770 человек. Наблюдается увеличение на 43,1% (834) в отличие от 1982 г. вполне возможно одна треть этого населения - временные жители, которые являются государственные служащими со своими семьями, нанятые в вооруженные силы и различные общественные учреждения. Остальные - уроженцы Рапа-Нуи и их семьи, некоторые из которых родились на материке в Чили, название "Ел Сонти", или в другом месте. Несколько сотен рапануйцев с острова, живут, преимущественно, в других частях Чили, а также и в Северной Америке, и в Европе и приблизительно сто человек на Острове Таити. Начиная с переписи в 1982 г., более 100% -ое увеличение числа зданий на острове, от 530 до 1065, в значительной степени благодаря чилийскому правительству, субсидировавшему программы размещения. Испанский язык является государственным языком на Рапа-Нуи. Восточный полинезийский язык, относящийся к островам Кука Маори, является средством ежедневного общения большинства рапнуйцев. Вследствии обширных контактов и важности туризма, некоторые рапануйцы для обслуживания туристов, говорят на английском, французском и немецком языках.

Историческая демографическая ситуация на острове, откровенно, не радует. Во время культурного расцвета на острове Пасхи в 16-17 веках, население составляло около 15000 человек. Из-за экологической катастрофы, разразившейся в результате антропогенного фактора, а также столкновений между жителями численность населения ко времени прибытия первых европейцев сократилось до 2—3 тысяч человек. К 1877 году в результате вывоза местных жителей в Перу для каторжных работ, эпидемий, экстенсивного овцеводства численность населения ещё более сократилась и составила 111 человек. К 1888 году, году аннексии острова Чили, на острове проживало 178 человек.

В начале 20 века значительная часть населения Рапа-Нуи (преимущественно молодых рапануйцев) переселилась на материковую часть Чили. Только в 1950-х годах, когда повысился уровень жизни, произошли некоторые улучшения в демографической ситуации острова. К 1960 году на Рапа-Нуи уже проживало более 1 тысячи человек.

По переписи 2002 года на острове проживало 3791 человек (к примеру, в 1988 году — 1938 человек). При этом 200—300 рапануйцев жили на материковой части Чили, Таити и в США[8]. Рост произошёл в значительной степени благодаря переселению части чилийцев с материковой части на остров Пасхи. Изменилось соотношение коренного и приезжего населения. Если в 1982 году число рапануйцев на острове составляло 70 %, то в 2002 году — только 60%. Остальные 39% были чилийцами, 1% — другие народы.

В середине XIX века на Рапа-Нуи существовали 6 постоянных поселений: Анакена, Тонгарики, Ваиху, Винапу, Матавери и Ханга-Роа. В настоящее время практически всё население проживает в Ханга-Роа, административном центре острова Пасхи. Матавери и Моероа на юго-западе часто рассматриваются как одно поселение.

Жители преимущественно католики. По одной из версий, чрезмерная активность населения стала причиной вырубки лесов. Подсчитать количество доисторических жителей острова Пасхи очень трудно. Подсчёты в основном приблизительные. Во время первых визитов европейцев удалось получить более точные данные: Роггевен в 1722 году оценивал население в «тысячи», однако его команда высадилась на берег лишь на один день. Гонсалес в 1770 году думал, что их девятьсот или тысяча – одному испанцу сказали, что эта земля не выдержит больше, и когда эта цифра была достигнута, то при рождении нового человека убивали одного из тех, кому за шестьдесят.

Кук, спустя лишь четыре года, оценил население в 600 – 700 человек, а его натуралист Форстер насчитал 900 человек. Однако, поскольку все эти люди видели всего несколько женщин и детей, представляется, что большая часть населения была скрыта от них, возможно, в своих подземных убежищах: Гонсалес действительно упоминал, что большинство островитян живут в подземных пещерах с узкими входами, в которые они иногда заползают вперед ногами. Когда Форстер стоял на холме около Ханга Роа, он «не видел наверху 10 или 12 хижин, хотя вид позволял оглядеть большую часть острова».

Лаперуз, прибывший сюда в 1786 году, отметил намного лучшую ситуацию – островитяне, «которые выползли из своих подземных жилищ», в количестве, достигавшим 2000 человек. Лисянский, видел 23 дома вблизи берега в 1804 году. Он предположил, что на острове живет около 1800 человек. Бичи в 1825 году обнаружил около 1500 человек. Салмон, который прожил на острове много лет, рассказал Томсону, что население в период между 1850 и 1860 годами составляло около 2000 человек. Так же известно, что население в 1862 году выросло до 3000 человек - перед массовым вывозом людей работорговцами в Перу в 1862 – 1863 годах.

В 1872 году на острове Пасхи насчитывалось всего 110 человек. К 1886 году население выросло до 155: 68 мужчин, 43 женщины, 17 мальчиков и 27 девочек до 15 лет. К 1915 году было 250 человек. С тех пор население прибавилось, поскольку существенный вклад оказал приток населения из Чили, к которому остров был присоединен с 1888 года. К концу 1990-х годов население составляло 3837 человек, живущих, в основном, в главной деревне Ханга Роа.

Несмотря на низкие цифры, сообщенные первыми европейскими мореплавателями, посетившими остров Пасхи, вероятно, что подсчеты Лаперуза, который говорил о 2000 человек, вполне реальны. Таким образом, мы имеем нагруженную первыми поселенцами лодку в первые столетия нашей эры и 2000 человек спустя 1400 лет. Что же случилось с населением за это время? Обычный процесс, характерный для полинезийских островов, таков: население росло быстро и постепенно, пока не достигало уровня, который способна выдержать окружающая среда, с некоторыми колебаниями. В случае с островом Пасхи можно сказать, что население удваивалось каждые 150 лет, некоторые ученые даже высказали предположение, что, пользуясь простейшими садоводческими технологиями и «живя в богатой пищей окружающей среде, не зная эпидемий и хищников, в том числе и людей», население могло удваиваться и утраиваться в каждом поколении, пока люди не стали покидать эту землю. Очевидно, на острове Пасхи что-то случилось, и система пришла в упадок.

Роггевен подсчитал, что на острове могло жить гораздо больше народа, чем жили в 1722 году. Лаперуз обнаружил, что лишь десятая часть острова использовалась для населения в 2000 человек. Команда Кука упоминает, что значительная часть внутренней территории свидетельствовала о том, что в прошлом эта земля обрабатывалась, хотя даже в 1770-е годы существовало лишь несколько видимых свидетельств исчезнувших полей, а сегодня их и того меньше.

Какой же численности достигло доисторическое население? Местные жители рассказывали миссис Рутледж, что их предки были «многочисленными, как трава», ей также поведали, что на половине острова могли расти бананы и сладкий картофель, а если каждая семья из 5 – 7 человек владела двумя сотками земли, население могло достигать 37 500 – 52 500 человек теоретически. Скорее всего, такой высокой цифры население не достигло. Используя плотность населения Таити, Метро насчитал здесь 13,7 человека на км2. Таким образом, население могло составить 3000 – 4000 человек.

Археологические исследования показывают, что доисторическое население могло достигнуть 6000 – 8000 человек. Есть теории, что население достигало от 10 до 20 тысяч. Подобные вычисления усложнены неравномерным распределением жителей: в основном, они селились вдоль побережья и реже – во внутренних районах из-за отсутствия орошения.

Недавние исследования около большей части Рапа Нуи показали, что на этом маленьком острове сконцентрировано более 20 000 археологических объектов, и это лишь то, что видно на поверхности. Лишь на одном юго-восточном побережье на протяжении всего 3 км стоит 17 платформ. Такая плотность населения, возможно, отражает высокую сельскохозяйственную производительность южной и восточной частей острова, а распространение основных платформ в XV веке на южном побережье указывает на наплыв людей из других частей острова вкупе с периодом продолжительного роста населения. Исследования показывают, что уровень населения оставался достаточно низким до 1100 года, после чего удваивался каждое столетие, начав снижаться лишь после 1400 года; снижение достигло своего максимума после 1600 года.

Пещеры и каменные заслоны являются археологическими данными, указывающими на рост населения. Они использовались для защиты от ветра и использовались не очень часто до 1400 года, когда их интенсивное применение указывает на увеличение использования морских ресурсов. Это свидетельствовать об увеличения численности людей, которых надо было накормить, и об уменьшении продуктивности земельных ресурсов, вызванном активной вырубкой леса и выщелачиванием.

Похожий ответ на загадку увеличения и падения роста населения острова Пасхи лежит в исследовании обсидиана, взятом в местах проживания людей. Обсидиан - это однородная стекловидная вулканическая порода темных тонов. Ещё его (обсидиан) называют "вулканическим стеклом". Анализ показывает, что использование обсидиановых источников выросло в период с 1300 по 1650 год, а затем уменьшалось в следующие 50 лет, чтобы затем увеличиться вновь. Вывод: увеличение скорее всего было связано с ростом населения, а снижение – с падением его.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.