Сюник

Сюник
Сюник, Сисакан (арм. Սյունիք, Սիսական) — историко-географический регион Армении, название которого восходит к названию 9-й провинции Великой Армении.

Статья: Сюник

Сайт: Википедия

Античность. Великая Армения

Согласно античному преданию, область Сисакан/Сюник получила свое название от имени Сисака — правнука легендарного прародителя армян Хайка. Династия Сюни, которая правила Сюником в течении многих столетий, происходила, согласно преданию, от Хайкида Сисака. Предание пересказано в «Истории Армении», написанной историком V века Мовсесом Хоренаци.
В VIII веке до н. э. племена, населявшие Сюник, начали постепенно вовлекаться в сферу политического влияния царства Урарту. В 782 году до н. э. власть Аргишти I распространилась до северо-западных берегов Севана. Сардури II присоедил к Урарту всё побережье Севана. Сюник/Зангезур наряду с другими областями Восточной Армении был одним из центров формирования армянской нации. В конце VI—IV вв. до н. э. Сюник сначала был частью 18-й сатрапии Ахеменидской Персии, а затем входил в состав Айраратского царства Ервандидов. С 189 года до н. э. Сюник находился в составе Великой Армении, которой правили представители династии Арташесидов, а в I—IV веках — династии Аршакидов. Следует отметить, что некоторые ученые считают вполне вероятным, что область Фавена, которую, согласно Страбону, основатель Великой Армении Арташес I (189—160 гг. до н. э.) отвоевал у мидицйев (атропатенцев), — это провинция Сюник. Если это так, то к началу II в. до н. э. (после падения Айраратского царства?) Сюник был захвачен Атропатеной.
На территории Сюника обнаружены надписи царя Арташеса I. Начиная с этого времени в Сюнике правили князья из рода Сюни. В 301 году Сюник, как и вся Армениия, был обращен в христианство.
Сюник являлся одним из сильнейших нахарарств Армении. Согласно Зоранамаку, во время войны провинция Сюник выставляла конницу, насчитывающую до 19 400 всадников, а согласно Гахнамаку, сюнийский князь занимал первый ранг среди армянской аристократии при царском дворе.
После раздела Великой Армении в 387 году Сюник остался частью вассального Армянского царства. Сo второй половины 390-ых годов в гаварах Ернджак и Гохтн провинции Сюник великий армянский просветитель и ученый Месроп Маштоц осуществлял просветительскую деятельность, а после создания армянского алфавита (406 год) с помощью князей Вагинака и Васака Сюни он открыл здесь первые школы, в которых обучал учеников новой армянской письменности.
Вслед за тем он выехал в край Сюнакан, граничащий с (Голтном). Там с боголюбивой покорностью принял его ишхан Сюника, по имени Вагинак. Большую помощь получил он (Маштоц) от него в осуществлении поставленного перед собой дела, пока не объездил все пределы Сюника.
С 428 года после ликвидации Армянского царства Сюник входил в состав Армянского марзпанства. В 440-х годах сюникский князь Васак Сюни стал марзпаном (правителем) всей Армении.
VI—IX века
В 571 году Сасаниды присоединили Сюник к Атропатене. Такое состояние сохранялось до 640-гг. С наступлением периода арабского владычества в начале VIII века Сюник вошел в состав наместничества Арминийя (Первая Арминийя). С 821 года большая часть Сюника принадлежала сюзеренному князю Васпуаракана Васаку Сюни. В том же году Сюник был подвергнут атакам арабских войск, однако князю Васаку при помощи Бабека удалось очистить край от арабов. После смерти Васака Сюником правили его сыновья Пилипос (западным Сюником) и Саак (восточным Сюником и Вайоц Дзором)— основатель рода Хайказуняц.
В 826—827 годах в результате нашествия войск хуррамитов подверглись разрушению гавары Балк и Гегаркуник. В 831—832 годах Сюник участвовал в восстании против арабского востикана Хола. В 853 году провинция подверглась нашествиям арабского военачальника Буга, а сюникские князья Васак Ишханик и Ашот были арестованы и высланы в Самарру.
Багратидская Армения. Сюникское царство
После восстановления армянского государства в 886 году Сюник входил в состав Багратидской Армении. Византийский император Константин Багрянородный свои официальные письма адресовал «князю Сюника — в Армению, князю Вайоц Дзора — в Армению». В начале X века сюзеренные князья Сюника вели борьбу с целью присоединить к своим владениям гавар Нахчаван, что привело в 903 году к крайнему обострению их отношений с царем Смбатом I (890—914). Однако в 904 году для того, чтобы ослабить царство Васпуракан, Смбат I передал Нахчаван Сюнику. По побуждению Арцрунидов (владетелей Васпуаракана), эмир Атрпатакана Йусуф в 909 году напал на Армению и, подвергнув разрушениям селения и крепости по всему Сюнику, аннексировал гавар Ернджак. В эпоху Ашота II побережье озера Севан, расположенное на севере Сюника, было присоединено к владениям Анийского царства. К началу X века владения Сюника были разделены на две княжества. Князь Смбат получил западный Сюник — Вайоц Дзор и Шаапонк, а его брат восточную часть — область Балк, вдоль реки Акера. С 70—80-гг. X века политический центр области начал перемещаться на юг Сюника в гавар Балк, а сюзеренные права были переданы князю Смбату I. Последний, используя ослабление централизованного армянского государства, в 987 году объявил Сюник царством, хотя сразу же в 988 году вынужденно признал вассальную зависимость от Анийских Багратидов. В 991—992 годах гавары Вайоц Дзор, Чахук и Цхук отделились от Сюника и вошли в состав Анийского царства.
В XI столетии после падения Анийского царства (1045 год) Сюник стал суверенным. В середине XI века с началом вторжения сельджукских войск под предводительством Алп-Арслана провинция Сюник вместе с Таширом остались одними из немногочисленных областей Армении, которые не подверглись завоеваниям. После смери Григора I царем Сюника становится Сенекерим, власть которого была признана сельджукским султаном Мелик-шахом. Уже в 1103 году сельджуки под командованием Чортмана разрушили столицу царства город Капан. В 1104 году последние захватывают крепость Воротан, а через год — Бген. В конце 1120-ых годов Капан и гавар Аревик Сюника подвергаются разрушению войсками Харон амира. До вторжения сельджуков в Сюнике насчитывалось около 1000 деревень, тогда как к концу XIII века эта цифра снизилась до 677[25] (по другим данным из 1 400 селений начала XII века к концу XIII века осталось лишь 682). В 1166—1169 годах Шамс ад-Дин Ильдегиз присоединяет к своим владениям крепости и замки Грам, Гехи, Какаваберд и Ккноц. В 1170 году был захвачен Багаберд, и было сожжено более 10 тысяч армянских рукописей. Падением Багаберда заканчивается история Сюникского царства.
Княжество Сюника. Орбеляны, Хахбакяны
Отныне здесь обосновываются 2 княжеских дома — Орбеляны и Хахбакяны (Прошяны). Основателем династии Орбелянов Сюника становится Липарит сын Эликума, а Хахбакянов — Васак, происходящий из соседней армянской области Хачен. Орбеляны становятся одним из влиятельных княжеских домов Армении, a oсвобождение от сельджукской гегемонии способствует культурному развитию края. В 1230-гг. Орбеляны и Хахбакяны вынужденно признают владычество монголов. Смбат Орбелян получает от монгольского двора права инджу. Эти права позже были сохранены при хане Хулагу и после него. Благодаря такой неприкосновенности в этой части Армении появляются сравнительно терпимые условия, что способствует улучшению экономической и культурной жизни области, ставшей главным бастионом национально-государственного устройства на территории всей исторической Великой Армении. Владения Смбата Орбеляна доходили до пределов Нахичевани. В 1250 году в Сюнике начинается крестьянское движение. Владения Тарсаича Орбеляна (1273—1290), преемника Смбата, охватывали весь Сюник, включая Вайоц Дзор и Гегаркуник. При Эликуме III (1290—1300), в отличие от остальных частей Армении, в Сюнике был относительный мир. Его наследник князь Буртел (ок. 1300—1344) правил более четырех десятилетий, способствуя также культурному развитию области.
В 1380-гг. хан Тохтамыш уводит в плен из Сюника, Арцаха и Парскаайка десятки тысяч армян, а в 1387 году Сюник подвергся нашествиям Тамерлана. Тем не менее к концу XIV-го — началу XV века Сюник еще принадлежал к числу сохранившихся армянских полуавтономных княжеств. Признание феодальных прав Орбелянов и их вассалов из рода Прошян способствует культурному развитию Сюника в XIV веке. Тимуриды также сохраняют власть сюникских князей Орбелянов и Прошянов (владетели Вайоц Дзора). В 1403 году сюникские князя Смбат и Буртел Орбеляны были арестованы и высланы в Самарканд, однако вскоре были освобождены и утверждены в своих владениях. В 1410 году предводитель туркоманских племен Кара-Коюнлу Кара Юсуф конфисковал владения Смбата Орбеляна. Последний с сыновьями Иванэ, Бешкен и Шах был вынужден уйти в Грузию. В 1417 году Иванэ и Бешкен вновь были утверждены в своих владениях. Сын Бешкена Рустам, служащий при дворе кара-коюнлу Искандера сумел восстановить права Орбелянов над Сюником. Однако во время третьего похода Шахруха Сюник был разрушен, а Башкен с 6 тыс. подданными вынужденно эмигрировал в Грузию получив от своего тестя царя Александра армянский округ Лори. В середине XV века правитель государства Кара-Коюнлу Джаханшах признает княжеские права ишханов Сюника и Вайоц Дзора.
В 1555 году после Амасийского договора Сюник отошел к Сефевидскому Ирану, в 1590 году Османской империи, в 1639 году после договора Каср-э-Ширина вновь к Сефевидам. В XVI—XVII веках, несмотря на тяжелые политические условия и утвердившиеся здесь мусульманские этнические племена, в Сюнике продолжали свое существование армянские феодальные владения — меликства[48]. Наиболее значимы из них были владения Мелик-Шахназара в Гегеркунике, Мелик-Айказа в Кашатаге, Мелик-Сафраза в Ангехакоте и другие.
Новое время
Сюникские мелики приняли участие в Эчмиадзинском собрании 1677 года, имевшем своей целью освобождение Армении. Сын сюникского мелика Исраеля мелик Исраэл Ори в 1700-гг. организовал национально-освободительное движение, в котором Сюник и Нагорный Карабах (Арцах) играли важную роль.
В 1720-гг. армяне Сюника восстали против персидского ига. Восстание возглавил Давид Бек, сумевший освободить юг области, в том числе и город Капан. Он вёл также успешные бои против османских войск, пытавшихся захватить область в 1725—1727 гг. Особо важное значение сыграла битва при Галидзоре (1727). В 1727 Сефевиды признали власть Давид Бека с правом чеканить монеты. Борьба продолжалась вплоть до 1730 года, после чего завершается упадком. В 1730-гг. пришедший к власти Надир-шах признал полуавтономный статус меликов Сюника и Карабаха.
Территория исторического Сюника в течение XVII—XVIII веков входила в пределы разных административно-территориальных единиц: побережье Севана было в границах вилайета Чухур-Саад, во второй половине XVIII столетия Вайоц Дзор, Чахук, Шаапонк и Ернджак сначала вошли в Тебризское, а затем Нахичеванское ханства, Цхук, Агаечк и Абанд находились в составе Карабахского вилайета, а Дзорк, Балк и Аревик — Тебризского вилайета. Со второй половины XVIII века побережье Севана находилось в границах Эриванского ханства, южная часть Сюника — в передалах Карабахского ханства.
XIX — начало XX века
В 1805 году после Кюракчайского договора Зангезур отошел к Российской Империи. С этой же времени под фактическим контролем Российской империи находились также области к северу и востоку от озера Севан (юридически с 1813 года после Гюлистанского договора). После русско-персидской войны 1826—1828 гг. вся Восточная Армения отошла к России. В 1830-гг. западные области Сюника (Гелакуник, Сотк, Вайоц Дзор, Чахук, Шаапонк, Ернджак) были включены в границы Армянской области, восточные области (Цхук, Агахечк, Абанд, Дзорк, Балк, Аревик) — в границы Карабахской провинции. В момент 1830-гг. армяне продолжали составлять твёрдое большинство населения Сюника/Зангезура.
В 1849 году после образования Эриванской губернии области Сюника —— Гелакуник, Сотк, Вайоц Дзор, Чахук, Шаапонк, Ернджак, Дзорк, Балк, Аревик и часть Ковсакана, входили в его состав. Цхук, Абанд и остальная часть Ковсакана в составе Шемахинской губернии. В конце XIX —- начале XX века области западнее Сюникских гор в составе Эриванской губернии, восточнее — Елизаветпольской (Зангезурский уезд).
По данным ЭСБЕ, в 1890-х гг. в Зангезурском уезде было 123.997 душ обоего пола (армян, татар и курдов), проживавших в 326 селениях. Фабрик и заводов было 217, с 1288 человек рабочих, из которых видное место занимали медеплавильные заводы. Из кустарных промыслов отмечались производство деревянных изделий и посуды, выделка шерстяных тканей и ковров, заготовка угля; из отхожих промыслов — перевозка соли. В уезде было 97 армянских церквей и 9 монастырей, 33 мечети, а также 1 православная и 1 раскольничья церкви.
После падения Российской империи
В 1918—1920 годах Зангезур был местом ожесточенных армяно-азербайжанских столкновений. С 1918 годах область находилась под фактической властью Андраника Озаняна, расположившего свой штаб в Герюсах (Горисе), где был создан Армянский Национальный Совет Зангезура. В сентябре 1919 г. руководителем обороны южной части Зангезура — Капана был назначен Гарегин Нжде, руководителем обороны северной части — Сисиана — Погос Тер-Давтян. В ноябре под Герюсами они сумели остановить наступление азербйджанцев, после чего перешли в контрнаступление и разгромили ряд азербайджанских селений. 10 августа 1920 года между РСФСР и Республикой Армения было заключено соглашение, по которому спорные области, включая Зангезур, занимались Красной Армией. Нжде и Тер-Давтян этого соглашения не признали и вели партизанскую борьбу против Красной Армии и союзных ей турок (Тер-Давтян вскоре погиб, и Нжде сосредоточил в своих руках командование в Зангезуре). В начале октября в Зангезуре началось массовое восстание, и к концу ноября Зангезур был полностью освобождён. 25 декабря 1920 года съезд, состоявшийся в Татевском монастыре, провозгласил «Автономную Сюникскую республику», которую фактически возглавил Нжде, принявший древний титул спарапета (главнокомандующего). Впоследствии Нжде распространил свою власть также на часть Нагорного Карабаха, соединившись с действовавшими там повстанцами. 27 апреля 1921 года находящееся под его властью образование было провозглашено Республикой Горная Армения, а Нжде возглавил её в качестве премьер-министра, военного министра и министра иностранных дел. 1 июля Нагорная Армения приняла название Республики Армения, как продолжение Первой Республики; её премьером был объявлен премьер последней Симон Врацян, а Нжде был объявлен военным министром. Однако вскоре войска Красной Армии перешли в наступление, и 9 июля Нжде с оставшимися повстанцами ушёл в Иран.
Советская и постсоветская эпоха
После падения повстанческой республики, Зангезур был включен в состав Армянской Советской Социалистической Республики; территория гаваров Чахук и Ернджак — в составе Нахичеванской Автономной Республики.
В 1991 году после восстановления независимости Армении на армянской части территории исторического Сюника были образованы 3 марза — Сюник, Вайоц Дзор и Гехаркуник.
Культурная жизнь
Сюник являлся одним из культурных центров средневековой Армении. В конце IV-го и в V веке здесь просветительскую деятельность развивал Месоп Маштоц. В V веке была основана Сюникская семинария (с VIII века располагалась в монастыре Макеняц в гаваре Сотк), являющяяся одной из наиболее известных во всей Армении. С V века известен поэт-гинограф Степанос Сюнеци (первый), в VI веке здесь жил Петрос Сюнеци, в VII веке Матусаха, в VIII веке — Степанос Сюнеци. Важную роль в истории Армянской церкви играло Сюнийское епископство, которое со времен католикоса Нерсеса IV получило статус митрополитства, имея в своем подчинении 12 епископств. В 895 году была основана высшая школа при монастыре Татев, который впредь становится важным культурным центром всеармянского значения. С 1280-гг. славится Гладзорский университет в гаваре Вайоц Дзор, достигший наибольшего процветания в начале XIV века в годы правления князя Буртела Орбеляна[39]. Здесь учились историк Сюника, автор «Истории области Сисакан» Степанос Орбелян, архитектор Момик, миниатюристы Торос Таронаци, Аваг и другие. В XIII—XIV веках в гаваре Вайоц Дзор развивалась художественная школа, представленная памятниками архитектуры и резьбы по камню, которая также славилась иллюминированными рукописями. В Татеве развивается школа армянской миниатюры, известной как Татевская. Одна из древнейших иллюстрированных рукописей из Сюника — Евангелие 989 года, написанное в монастыре Нораванк. Татевский монастырь был одним из интеллектуальных центров средневековой Армении, где содержалась также большая библиотека. В 1373 году ученик Гладзорского университета Ован Воротнеци основывает Татевский университет, где жил и творил один из видных средневековых ученых Армении — Григор Татеваци (XIV—XV вв.).
Из архитектурных памятников наиболее известны Татев (895—906 гг.), Нораванк (XIII—XIV вв.), Ваганаванк (911 г.), Макеняц (X в.), Бхено-Нораванк (XI в.), Сисаван (VII в.), Воротнаванк (IX—XI вв.), Зорац (XIV в.) и др.