Иордания — белый цвет угоден Богу

Иордания — белый цвет угоден Богу.
Иордания, страна пусть тоже арабская (скорее бедуинская), но она, пожалуй, одна из немногих в регионе со всеми по-настоящему дружит и ни с кем не воюет… И даже позиционирует себя как вторая Швейцария (здесь, к слову, как в Давосе – нередки международные экономические форумы)…

Статья: Иордания — белый цвет угоден Богу.

Сайт: Путешествия@Mail.Ru

Это страна, где можно совместить, казалось, несовместимое – побывать паломником, туристом, а еще подправить здоровье на Мертвом море… Мне возразят, что есть и другие,подобные места, скажем, лежащий через святую речку Израиль. Да, но там идет хроническая перманентная война со всем арабским миром.

Иордания, страна пусть тоже арабская (скорее бедуинская), но она, пожалуй, одна из немногих в регионе со всеми по-настоящему дружит и ни с кем не воюет… И даже позиционирует себя как вторая Швейцария (здесь, к слову, как в Давосе – нередки международные экономические форумы)…
Белый цвет угоден Богу
Первое впечатление в аэропорту Аммана: толстенная старуха у туалета, как регулировщик, приветливо махающая рукой, кому куда – вот там направо, мужской… В местном “дьютике” цены на некоторые товары примерно на треть ниже московских. Например, бутылка виски “Ред Лейбл” стоит 12 с половиной долларов. В Домодедово такая же продается за 18 евро.
…Амманцы утверждают: утром дымка над их светлым городом – как белый фимиам Аллаху. Король Абдулла Второй запретил строить в столице что-либо не из местного белого кирпича. Поэтому встретить здесь здания других расцветок, кроме серо-желто-белой, и выше 4 этажей трудно.
«Нашами» с береттами
За 7 лет в стране было украдено 7 машин. Причем две взяла “покататься” гуляющая компания, а потом просто бросили.
Но в связи с последними событиями в мире в Иордании тоже усилены меры безопасности. Везде у входа в гостиницы — люди в униформе с автоматами и пистолетами “беретта” итальянского производства. Каждого входящего пропускают через “рамку”, проверяют сумки.
Военных и особенно пограничников фотографировать запрещается. Могут потребовать засветить пленку, стереть флеш-память. К примеру, главная мечеть города Аммана закрыта для туристов и запрещена для фотографирования, только потому, что к ней примыкает воинская часть.
Но если, ну очень хочется сняться на память с “душками-военными”, есть волшебное слово: “Nashama”! Так король приветствует свою армию на парадах и прочих бойцовских официальных праздниках. Означает оно: “молодцы, храбрецы!” И сразу делает людей в форме более покладистыми и улыбчивыми.
Вообще, быть военным в Иордании – большая удача. Они имеют кучу льгот, привилегий (25% скидки на все товары, машины без таможенной пошлины) и при этом ни с кем сейчас не воюют. Всего 16 лет службы, а потом заслуженная почетная пенсия…
Еда и менталитет
По святым законам гостеприимства бедуин не должен отпускать от себя случайно зашедшего к нему целых три дня. Поесть в приличном национальном ресторане стоит 10 – 12 долларов (это 7 динар, доллары берут везде, а вот у евро – курс плохой). Причем, обычно платится только за мясное блюдо (собственное свежее мясо стоит дороже замороженного импортного: соответственно 10 и 5 долларов за килограмм), кучу закусок подают к нему бесплатно.
Так, что если вы в компании – можно наесться только ими.
Сытный ужин в забегаловке, состоящий из салатов, баранины, вареной в лабане (арабское кисломолочное яство), местного супа, риса и кофе с местными сластями может обойтись в 1,5-2 доллара. Посидеть за чашкой чая с мятой или кофе стоит меньше доллара. Чай местные жители варят, добавляют в него травы, пьют целыми днями в жару, с сахаром и без, и называют “бедуинским виски”.
Урдуни и урдунии
…Иорданские мужчины утверждают, что их пригожие девушки очень разборчивы. Поголовно ждут богатого принца, на простых иорданских парней ноль внимания. В крупных городах по вечерам сидят в кафе – красивые, высокомерные, никого к себе не подпускают… Пришлось, говорят, даже королю вмешаться, высказаться на эту тему – дескать, будьте снисходительнее, а то всех иностранки разберут… И еще за урдунию (иорданку, то бишь) нужно платить калым.
Среди мужского населения высока концентрация красивых смуглых бедуинов с оливковым цветом кожи и словно нарисованными чертами лица, и черкесов, тоже смуглых, голубоглазых блондинов или жгучих брюнетов. Надо сказать, что ухажеры они весьма застенчивые. Деталь… В мужских туалетах будет очередь в кабинки, при этом открытые писсуары – свободны. Здесь, конечно, как везде на Востоке, глава семьи – муж. И если случается развод и жена выходит вторично замуж – детей всегда отдают отцу.
«Это самый лучший брак — ты действительно как за каменной стеной», — делится наша соотечественница, имеющая здешнего супруга и троих детей, которых отдала учиться в христианскую (весьма уважаемое меньшинство) школу. Сама же она стала мусульманкой – обряд простой: надо прочитать молитву и понять-принять, что Мохаммед был последний и самый правильный пророк… Кажется, известен только один случай брака наоборот – иорданки с русским (и то – потому, что она училась в России и привезла его оттуда). И они уже 20 лет в счастливом браке, дочка взрослая, тоже, к слову, работает с российскими туристами…
Мертвое море без газеты
«Русские ничего не боятся, – с таким криком один наш турист-герой «нырнул» в Мертвое море. Потом два дня глаза промывал… Набившие оскомину варианты с газетой – почему, болтаясь на поверхности как поплавок, непременно надо ее читать? Осталось загадкой, почему вдруг здесь, настолько ниже уровня «моря», иногда дует ветер и идет реальная такая волна…
Запаситесь грязью, чтобы продолжить в России такие благотворные для кожи и общего самочувствия, “помазания”. Оная, так же, как и соль Мертвого моря, расфасованная в красивые пакетики, продается везде. Но можно купить «за доллар у бич-боя» литровую герметичную пластмассовую банку или самому набрать – на пляжах отелей стоят кувшины с грязью, которую довозят и разводят морской водой в течение всего дня.
Паломник или турист?
В стране Иордании на пару дней или хотя бы часов каждый, будучи отвезенным к символичному месту «крещения» и на гору Моисея «Небо», может почувствовать себя паломником-пилигримом…
«…Вокруг, пока мы ехали к месту, стада овец с самым вкусным мясом, палатки то ли для овец, то ли для самих палестинских бедуинов, изгнанных с Голанских высот… Дорога к храму идет в можжевеловой роще, невысокой, но дающей тень (44 градуса в этой самой тени переносятся легко) и обалденный запах”.
Пограничник через гида делает замечания, чтобы не приближались к израильской территории. А это шаг влево, шаг вправо – вся река чуть больше пяти метров. Для купания сделаны специальные мостки. В зеленоватой, цвета жизни, воде можно даже осторожно поплавать. Все вылили просто питьевую воду, чтобы набрать сей святой воды, игнорируя слова скептиков, о том, что “вода современного Иордана далеко не святая и может быть опасна для здоровья…»
Три голубя, которые по преданию, появляются, когда здесь находятся праведники, пока мы купались, не прилетели.
Петра
Какая бесподобная тяга к творчеству, к приукрашательству мира! Со всех сторон несется с придыханием: «Май Гот», «Мон Дье». Действительно — «Боже мой!» Красота, которую нужно видеть!!! Природа создала немыслимых расцветок скалы. Здесь есть розовые, желтые, красные, белые, синие и фиолетовые слои. А древние набатеи вырубили в них прекрасные фасады, умело компилируя и заимствуя культуру греческих эллинистических царств, Египта, местных племен.
Для себя строили просто дыры, а для гробниц – дворцы. Главное – строили, создавали этот город, который разный в разное время суток! И совсем другой ночью… Когда путь освещен только свечами, и возможно луной. Ночью здесь особенно сильно ощущение вечности.
Здесь многим хочется молиться. Расстелил коврик около красной скалы в каньоне мусульманин. Вот немцы крестятся около «Казны-сокровищницы», вероятнее всего, представляющей собой Гробницу Набаттейского Царя Аретаса Третьего, созданную в I веке до Нашей Эры. Вот европейцы-буддисты медитируют на самой верхотуре (куда подняться, уже – очищение от грехов) около «монастыря» «ad-Deir»…
Красная пустыня Вади Рам
Сюда приезжают после Петры (в самом цейтнотовом варианте «Она» до обеда), но ощущения, тем не менее, идут лишь по возрастающей. Вади Рам настраивает на другие формы восприятия и точки отсчета. Пески здесь действительно и сиреневые, и розовые, и желтые, и оранжевые, и даже нежно-зеленые. Много странных наскальных рисунков – что-то типа членистоногих пастухов…
Петра совсем рядом – может быть, здесь люди не решились посоревноваться с произведениями искусства природы? Многие горы, которые когда-то были морским дном (показывают фильм, как все тут было раньше) – ну, очень напоминают индуистские храмы.
А еще, это и марсианский ландшафт, который «портят» кочки растительности, иногда с ярко-ярко зеленой травой. Грандиозные задники к фантастическим фильмам.
Пристанища для туристов здесь нескольких категорий: со всеми удобствами вплоть до горячей воды, и просто палатки на выбор – они выставлены на всеобщее обозрение.
После поездки по самым знаковым здешним местам на старых, но внушающих уважения японских джипах, туристов обряжают в национальные костюмы. Начинаются праздники у костра с танцами, пивом и шампанским, проводами садящегося светила.
Фришопный город Акаба
И вот после всех красот и святых мест вы на Красном море… Скоро, скоро здесь будет грандиозная курортная зона, окаймляющае такое малосоленое, после Мертвого, родное Красненькое… Но пока посередине города порт и маленькие пляжики даже у пятизвездочных отелей.
Что можно увидеть между омовениями и последним солнечным «мейкапом» перед отлетом?
Билет в местный музей и крепость стоит 50 центов (там же есть симпатичный, но дорогой магазин сувениров). Билет в аквариум – 1 доллар для не иорданцев.
Самый демократичный по ценам ресторан – «Капитан» (улица позади «Мовенпика»), хорошие рыбные рестораны – Флока и Али-Баба. Все — рядом. Цены на спиртное в амманском аэропорту на пару долларов ниже, чем в Акабе. Правда, хорошее оливковое масло здесь будет точно дешевле (3,6 бакса за литровую бутылку). И еще город славится отменными орехами и сухофруктами.
Что делать
1. Везти с собой или брать на ресепшен переходник. В отелях обычно есть два вида розеток. Простые, «двухштырьковые», и тройные. Именно последние, как правило, не отключаются, когда вы уходите из номера. Важно для тех, кто везет собой много фото- и видеоаппаратуры.
2. Посмотреть Иорданию с высоты птичьего полета. В Акабе есть развлекательный центр «Gate Way» с кинотеатром, где вы будто «летите» над страной на ковре-самолете. Рекомендуется напоследок. Стоит 6 динаров.
Чего НЕ НАДО делать
1. Нырять в Мертвое море.
2. Посещать бедуинские жилища в пустыне в отсутствии главы дома. Скорее всего, именно туристам ничего не будет (они в стране как священные коровы в Индии). Но вот если такое сделает другой иорданец – может пролиться кровь… Все же рисковать не стоит, вдруг в вас туриста сразу не распознают…
Минимальная стоимость билета на регулярный рейс колеблется от 430 до 600 долларов. Чуть дешевле можно попробовать купить в компании Спейс-Тревел.
Виза ставится в аэропорту прибытия и стоит 17 долларов.