Новый год: под пальмой или в аэропорту?

Потоки российских туристов, отправляющихся за рубеж в поисках новых впечатлений и ощущений, ежегодно возрастают. Количество устремляющихся к теплым морям и заснеженным горам особенно увеличивается с началом новогодних и рождественских праздников. Наиболее популярны среди теплолюбивых россиян Таиланд, Египет, Эмираты, Гоа и Индонезия. По данным Росстата, в 2006 году только в Египте набирались сил почти полтора миллиона российских граждан (почти на 30% больше, чем в 2005-м), а 2007 год обещает побить новый рекорд.

Но, готовясь к зарубежной поездке, опытные путешественники задаются вопросом: а не повторится ли на новогодние праздники безобразная ситуация, которая возникла осенью с туристическими поездками в Египет? Тогда тысячи россиян (по оценкам экспертов, 20% от всего египетского потока) из-за беспечности и безответственности некоторых отечественных туроператоров и их партнеров в Египте оказались если не на улице, то в чудовищно убогих отелях. Рассказы пострадавших россиян, подавших жалобы в турагентства и в суд, о "номерах", куда их "пачками запихивали", напоминают описание ночлежек в пьесе Максима Горького "На дне". Уважающие себя и своих клиентов турагентства отнеслись с пониманием к проблеме испорченного отдыха, но некоторым оказалось недосуг. Вот одна из типичных историй.

"Недавно мы решили коллективно отдохнуть на теплых берегах египетской "Ривьеры" — в Шарм-Эль-Шейхе, — поведал "Росбалту" менеджер одной из солидных московских фирм Андрей Таран. — Поддавшись на рассказы сотрудников московского туристического агентства "Элис-тур" (в договоре они значатся как ООО НТЦ "ЭЛИС" НИАТ) о рае земном в четырехзвездной гостинице Domina Gardenia Plaza, мы выложили около 327 тысяч рублей. Нам обещали, что в наш отдых будет "все включено".

На самом деле оказалось практически наоборот — "все исключено". Проделав немалый путь от Москвы до вожделенного рая, более 20 человек три часа сидели в холле гостиницы в ожидании заселения. Затем началось очевидное-невероятное – российских туристов объединяли группами по три и втискивали в один номер (при том, что для каждого был заказан одноместный — с соответствующей, разумеется, ценой). Но и это были только цветочки.

"То, что мы увидели в "номерах", достойно кисти авангардистов, — говорит Андрей Таран. — Абсолютно все они находились в безобразном состоянии, мебель и зеркала – покорежены и разбиты. На столах и повсюду — мусор, пепельницы с окурками, оставшиеся, видимо, от прежних постояльцев. На кроватях недоставало одеял, а грязные подушки были вообще без наволочек, остальное постельное белье было грязным и мятым, на нем тоже уже кто-то спал, в ванных – такие же грязные, использованные кем-то ранее полотенца. Кондиционеры в большинстве номеров издавали шум, сравнимый с работой КамАЗов". Место, куда попали москвичи, больше смахивало на бомжатник, а не на обещанную агентством четырехзвездную гостиницу. Все эти и другие претензии отдыхающие предъявили встречающей стороне. Им пообещали "завтра" все исправить, убрать и вообще — заменить отель соответствующим оплаченному уровню.

"Но это прекрасное "завтра", — говорят пострадавшие, — так никогда в Египте для нас и не наступило. Представитель принимающей стороны, выслушав наши претензии, пообещав все исправить, больше не появился в поле нашего зрения. Хваленая менеджерами "Элис-тур" система "все включено", за которую мы выложили кругленькую сумму, на поверку тоже оказалась обманом. Всюду на территории отеля надо было платить заново. К слову, посуда, на которой нам подавали еду, была с обратной стороны липкая и с остатками пищи. Это вызывало просто физическое отвращение, поэтому нам приходилось покупать еду в киосках на территории отеля". В общем, отдохнули по полной программе.

Вернувшись домой, группа в составе более 20 человек обратилась с письменной жалобой на имя директора турагентства, полагая, что серьезная компания, которая дорожит своей репутацией, немедленно разберется с этим безобразием – хотя бы для того, чтобы другие клиенты не пострадали. Но не тут-то было! Сейчас юристы фирмы готовят документы для судебного иска. Шквал жалоб соотечественников на испорченный отдых в Египте заставляет россиян, даже несмотря на заверения в печати представителей Российского союза туриндустрии и министра туризма Египта Зухейру Гарана о том, что ситуация нормализуется, проявлять максимум разборчивости при выборе туристического агентства, гостиницы и авиаперевозчика.

Это актуально особенно сейчас, когда наступает период новогодних и рождественских каникул. И не только в отношении Египта. По оценкам разных экспертов, количество желающих провести зимние праздники за рубежом в этом году увеличилось от 9 до 15%. По данным Российского союза туриндустрии, в новогодние праздники на отдых за рубеж собирается отбыть не менее миллиона российских туристов. И это, полагают они, может автоматически привести к уже ставшими в России традиционным трудностям – задержкам авиарейсов.

"Я считаю, что и в этом году ситуация не изменится, — сказал "Росбалту" председатель "Клуба защиты прав туристов" Дмитрий Давыденко. — Поток желающих отдохнуть за рубежом увеличивается, а количество самолетов уменьшается. Скорее всего, массовые задержки с вылетами возникнут 25-27 декабря, в пик предновогодней нагрузки в аэропортах. Полагаю, что не обойдется и без серьезных задержек рейсов – на 18 часов, а то и на сутки". По мнению Давыдова, основные проблемы могут возникнуть на таких популярных направлениях, как Египет, Таиланд, Индонезия, Индия, Китай.

В министерстве транспорта Росси проявляют больше оптимизма. Здесь считают, что введенные осенью новые федеральные авиационные правила, которые узаконили санкции к авиакомпаниям за задержки рейсов, станут для них отрезвляющим фактором улучшения сервиса. Правила действительно очень жесткие – вплоть до отзыва лицензии на перевозку пассажиров. "Росавиация" по итогам работы последней летней чартерной программы укоротила зимнюю для авиакомпаний "ВИМ-АВИА", "KrasAir" и "Оренбургские авиалинии" именно из-за нарушений.

Но, по мнению Дмитрия Давыденко, ужесточение правил — это хорошо, однако вовсе недостаточно. "Главная проблема заключается в том, что нет летчиков и самолетов. Поэтому никакими правилами или законами количество парка не увеличить", – заявил он в интервью "Росбалту". По его словам, один из перевозчиков – компания "Трансаэро" — в прошлом году задержала рейс с туристами на 30 часов. "Это даже стало причиной слушаний в Госдуме и Общественной палате, а также обращения нескольких десятков жертв авиапроизвола в суд, который был, в результате, выигран".

Очевидно, потенциальным отечественным вояжерам перед покупкой тура не помешает обозреть "черный" список компаний, который вывешен на сайте российского "Клуба защиты прав туристов", чтобы попытаться хоть в некоторой степени обезопасить себя от недобросовестных турагентств и авиаперевозчиков. Ну а уж если случилось, что отдых безнадежно испорчен, а турагентсво на жалобы не отрагировало, надо идти в суд. Чем больше путешественники будут преподавать нерадивым туристическим агентствам уроки равенства перед законом, тем больше будет надежды, что, заплатив свои "кровные" за путевки, Новый год мы встретим не в "четырехзвездном" бомжатнике или переполненном аэропорту, а там, где душе нашей угодно.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.