Туристы сядут за парты

Депутаты Госдумы выяснили, что в высокой смертности россиян во время их отдыха за рубежом виноваты нечистоплотные туроператоры, некомпетентные медики и сами путешественники. Туристическую грамоту граждан чиновники решили повышать с помощью статей в газетах и на уроках ОБЖ.

Для туристов из России бархатный сезон стал черной полосой: за последнее время на самых популярных среди россиян курортах Турции, Египта и Греции произошло сразу несколько крупных аварий, одно массовое отравление и ставшие уже привычными задержки обратных рейсов.

О последнем ЧП стало известно накануне: в Египте разбился автобус с 37 иностранцами, четверо россиян погибли. Именно эту аварию во вторник утром перед началом рабочего заседания обсуждал с одним из коллег генеральный директор Центра защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников Дмитрий Давыденко. "Там сборная солянка из иностранцев была. Четверо россиян. Ужас, конечно", – вполголоса сокрушался Давыденко. Назначенное на 10 утра в Госдуме заседание центра, куда вошли члены комитета Госдумы по информационной политике, было организовано стихийно, так как, по мнению депутатов, "ситуация с российским туризмом рискует выйти из-под контроля".

Первым делом участники заседания отметили, что "туризм – это самый главный повод массового выезда россиян за границу".

По подсчетам Центра защиты и помощи гражданам за рубежом, к 2015 году число путешествующих россиян достигнет аналогичного показателя по Германии и составит 25–30% населения страны.

Однако, как считают депутаты, радоваться тут нечему: необходимость в получении юридической помощи возникает в одном случае из пяти тысяч, за медицинской помощью приходится обращаться каждому сотому туристу. Правда, сами участники рабочего заседания признались, что в этих цифрах имеется определенная погрешность, так как многие россияне просто предпочитают не тратить свое время на общение с юристами и медиками без крайней необходимости.

Как выяснили депутаты на заседании, причина всех бед российских туристов кроется в нечистоплотности страховых компаний, туроператоров и погрешностях в законодательстве – как российском, так и зарубежном. "Очень часто после гибели россиянина за рубежом его родственники в России месяцами не могут получить тело покойного, так как существует ряд бюрократических барьеров, а также "не совсем ясно, кто должен финансировать данную процедуру", – привел пример проблемы в законодательной сфере Давыденко.

Его коллега Роман Бобылев и вовсе заявил, что смертности российских туристов способствуют зарубежные медицинские учреждения.

"Они набирают некомпетентных азербайджанцев, которые получили образование в России – кстати, вполне вероятно, что высококачественное, – но не имеют лицензии", – прокомментировал сотрудник центра. По словам Бобылева, такие специалисты часто ставят неточный диагноз, после чего другие врачи, когда турист попадает на родину, вынуждены проводить диагностику заново, что отнимает много времени и подвергает жизнь пациента риску. Он также отметил, что многие страховые компании, пытаясь сэкономить, пользуются услугами "дешевых и второсортных" медицинских компаний. "Ясно, чем это зачастую кончается", – подытожил Бобылев.

Отдельно Центр защиты и помощи гражданам за рубежом выделил проблему банкротства туроператоров. "У нас нет никаких финансовых гарантий для людей, которые купили путевки, а потом, когда обанкротился туроператор или авиакомпания, остались без денег и билетов в чужой стране", – развел руками Бобылев. Он отметил, что на российских консулов в других странах надеяться уже не приходится, так как из-за обилия происходящих в этом году с туристами ЧП они не справляются с таким наплывом больных, оставшихся без денег или не заселившихся в гостиницы россиян.

"Нам необходимо наладить финансовый и правовой механизмы, которые будут реально работать, смогут гарантировать сохранность наших граждан за рубежом и разгрузят консулов. А то получается один рецепт для туристов: "Бери побольше денег и готовься к худшему", – резюмировал Бобылев.

"Ну, а теперь давайте попытаемся обсудить, что мы сможем со всем этим сделать", – предложил несколько озадаченный пессимистичными настроениями коллег президент центра депутат-единоросс Сергей Марков. Первым свое предложение высказал Давыденко. "Думаю, вполне здраво будет создать некое объединение туроператоров, поскольку с нынешним существует проблема: одни туроператоры не хотят платить за ошибки других туроператоров, поэтому взаимодействия не получается. Нужно как-то это устранить", – сказал коллегам Давыденко. "Еще нужно как-то отдельно выделить продажу путевок, уменьшить риски. А то сейчас покупка турпутевки – то же самое, что покупка мебели", – отметил он.

По мнению Давыденко, российские туристы сейчас "бросаются на самые дешевые путевки тех туроператоров, которые уже завтра могут разориться". Поэтому "нужно организовывать союз крупнейших и проверенных туроператоров", которые будут связаны определенной нормативно-правовой базой, гарантирующей доставку туриста на родину, а также оказание ему медицинской помощи при любых обстоятельствах.

"Пока же все зависит от добросовестности туроператора: работает он с настоящей страховой компанией, а не фиктивной, сотрудничает с дешевой клиникой или с хорошей. Нам нужны те, кому действительно важна их репутация", – поддержал идею коллеги Бобылев.

В связи с этим рабочая группа решила заняться разработкой единого закона, который свяжет воедино все, что имеет отношение к туриндустрии и страховым компаниям. Вопрос поручили члену Комитета по информационной политике Борису Резнику, который на заседании не присутствовал.

Правда, о сроках проекта участники рабочей встречи говорить не стали, предположив, что готов единый закон будет "все-таки нескоро, хотя Резник, безусловно, справится". Итог полуторачасовых обсуждений оказался неожиданным: представители центра пришли к выводу, что и сами российские туристы бывают виноваты в своих проблемах. "Ну, они же ничего не читают: ни памяток о том, как себя вести, ни брошюр с адресами, куда обращаться, ни правил с запретами", – заметил другой участник рабочего заседания член правления Общества защиты прав российских граждан за рубежом Олег Некрасов.

По его словам, необходимо в каждом самолете вместо художественных фильмов показывать трехминутные видеоролики о той стране, в которую он везет туристов.

"А что, хорошая идея. Я думаю, к 27 сентября, когда будет День туриста, мы сможем подготовить массовый выход туроператоров к школьникам", – оживился Марков. Рабочая группа тут же решила связаться с Департаментом образования и, "если не во всех, то хотя бы в парочке школ" организовать серию уроков при участии представителей ведущих турфирм, которые расскажут детям о том, как обезопасить себя во время туристической поездки. "А потом, через пару лет, можно будет начинать вводить уроки ОБЖ для туристов в старших классах. Россияне стали много путешествовать, а школа должна приучать детей к жизни в социуме, поэтому пусть привыкают", – развивал идею Марков. Кроме того, было решено создать рабочую группу, которая бы занялась массовым ликбезом среди российских туристов с помощью СМИ и Департамента образования. Главой группы выбрали Давыденко, который 27 сентября отчитается перед коллегами о проделанной работе.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.