МЧС предлагает законодательно обязать туристов приобретать страховку

Каждый год МЧС России участвует в спасении нескольких тысяч отдыхающих. Это и туристы, отправляющиеся в рискованные экспедиции по горным тропам, не имея ни специального оборудования, ни подготовки; и спортсмены – лыжники, сноубордисты, альпинисты – выбирающие предельно сложные трассы и маршруты; и рыбаки, которых каждую весну уносит в море на оторвавшихся льдинах. И каждая спасательная операция – это работа десятков профессионалов, нескольких вертолетов и самолетов, чье топливо становится год от года все дороже. Затраты по спасению ложатся на плечи государства. То есть все: некомпетентность гидов-проводников, безалаберность и самонадеянность туристов-экстремалов – оплачивается в конечном итоге из нашего кармана.

К примеру, лишь один случай поиска четырех сноубордистов из Санкт-Петербурга, пропавших в Хибинах в прошлом году, обошелся МЧС в 234 тыс. рублей (в течение пяти суток спортсменов искали 124 человека). В недавней операции по спасению российских туристов на реке Юрункаш в КНР участвовало более 8 тыс. человек, самолеты совершили 53 рейса и обследовали территорию в 25 тыс. кв. км. России спасательная операция обошлась более чем в четверть миллиона долларов (авиационные расходы составили $120 тыс., расходы на связь, проживание и на другие нужды спасателей – еще около $130 тыс.).

Отсутствие у туристов элементарных средств связи, невозможность подать сигнал о помощи, нежелание заранее сообщить маршрут приводят к тому, что, по данным управления информации и связи с общественностью МЧС России, только из путешествующих по категорийным маршрутам из 10 тысяч пеших туристов несчастье с тяжелым исходом поджидает в среднем 4 человек, из 10 тысяч лыжников – 5 человек, из 10 тысяч водных туристов – 15 человек и из 10 тысяч альпинистов – 24 человека. Для спортивных групп опаснее всего Кавказ, Южная Сибирь (Алтай, Саяны) и Урал – там происходит больше всего несчастий. Для туристов организованных маршрутов последовательность районов несколько иная: Кавказ, европейский центр, Южная Сибирь, Урал, Дальний Восток. На первые три из этих районов приходится две трети случаев тяжелого травматизма, на последние два – менее одной десятой.

То есть большинство несчастных случаев связано не со сравнительно малоосвоенными местами, которым принято приписывать повышенную опасность (такими как Кольский полуостров и Дальний Восток), а с районами, давно известных в туристическом отношении.

Представители МЧС говорят, что средств на такое количество спасательных операций у них недостаточно, и потому необходимо менять сложившуюся практику. Самый разумный выход из создавшегося положения – воспользоваться услугами страховых компаний и обязать как клиентов туроператоров, так и самодеятельных туристов приобретать страховые полисы. Подобные правила должны действовать и для российских любителей экстремального спорта, отправляющихся за границу.

Сотрудничество со страховщиками позволило бы более оперативно начинать спасательные работы, так как все финансовые условия и механизмы действий в чрезвычайных ситуациях были бы описаны в договорах заранее. Представители страховых компаний инициативу МЧС поддерживают.

Эксперт МЧС полагает, что изменения в законодательстве необходимы, но они не должны быть "кабальными или запрещающими", потому как чем больше запретов, тем больше желающих их нарушить. Однако в новых законодательных актах необходимо обязать туристов пользоваться средствами связи (которые сегодня, по его словам, доступны и достаточно дешевы), создать системы передачи опыта (организовать клубную работу), сформировать "защиту от дурака" – ограничить "беспредел" безалаберных людей и, главное, предусмотреть страховое покрытие, позволяющее компенсировать затраты на спасательные операции. Однако на сегодняшний день, по признанию Андрея Легошина, подобный законопроект еще не подготовлен.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.