Туристический рынок в ожидании перемен

Туристический рынок ждут серьезные перемены. Грядущие изменения в законодательстве, скорее всего, приведут к очередному переделу рынка и его монополизации. Что неизбежно скажется на ценах.

Отмена лицензирования туристической деятельности с января 2007 года подтолкнула Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) к поиску путей сохранения влияния на турбизнес. Поначалу было заговорили о законе "Об обязательном страховании турфирмами ответственности перед третьими лицами" (этакий туристический аналог "автогражданки"). Но на разработку и принятие закона потребовалось бы не менее двух лет, и поэтому в Ростуризме остановились на идее внесения изменений в действующий закон "Об основах туристской деятельности в РФ".

Варианты этих изменений были рассмотрены 10 апреля на расширенном заседании комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности.

Как объяснила на заседании одна из авторов изменений заместитель руководителя Ростуризма Надежда Назина, туристическая отрасль полностью вписывается в рамки закона о защите прав потребителей, хотя турбизнес это и отрицает.

По словам госпожи Назиной, предложения федерального агентства направлены на "повышение качества и безопасности туристских услуг", а также на защиту интересов российских туристов "через механизмы финансовой и административной ответственности туристических компаний".

Такими механизмами могли бы стать банковская гарантия или страхование ответственности (для туроператоров) и разработка единых правил, ответственность за нарушение которых должно предусматриваться Кодексом об административных отношениях (для турагентов). "Большинство туристических компаний – это представители среднего и малого бизнеса, – заявила Надежда Назина. – Зачастую у них нет даже средств для компенсации клиентам в случае невыполнения обязательств или причинения ущерба. Поэтому мы и предлагаем введение финансовых гарантий туроператоров".

По словам Надежды Назиной, банковское и страховое сообщество признали предлагаемую Ростуризмом схему приемлемой. По ее мнению, банки готовы работать только с крупными туроператорами, имеющими кредитные истории, серьезные активы в банках или недвижимость. Остальных, в том числе и тех, у которых "10 рублей на счету и арендованный компьютер", с распростертыми объятиями ждут страховые компании, которым интересен весь рынок туризма.

Как предлагают в Ростуризме, при заключении договора турфирма будет обязана информировать клиента о том, кто предоставляет ему финансовые гарантии. Эта информация должна быть размещена и на сайте турфирмы.

Ростуризм намерен также внести соответствующие изменения в Кодекс об административных правонарушениях и заключить договоры с милицией и налоговыми органами.

По мнению председателя комитета ТПП Юрия Барзыкина, предлагаемая схема выгодна и удобна всем: и потребителям, и операторам, и банкирам, и страховщикам.

Однако присутствовавшие на заседании представители турбизнеса, не возражая против того, что должны нести ответственность перед клиентами, с предлагаемыми новациями были не согласны.

"Никто не против института финансовых гарантий, – заявил президент Российского союза туроператоров Сергей Шпилько. – Но против конкретных механизмов у нас много возражений.

Банки не станут рисковать своими средствами и согласятся выдавать гарантии только под депозит, а турбизнесу не выгодно замораживать свои средства.

Наибольшую выгоду получат страховые компании, до сих пор ограничивавшиеся страхованием жизни и здоровья по18 центов в день. Теперь появляется возможность получать 3% от сделки, и за такой рынок будет драка. Но даже страховщикам, не говоря уже о банках, не интересны мелкие туристские компании. Вместе с водой мы выплеснем ребенка – малый бизнес, который занимает свою нишу.

Крупный бизнес в эту нишу не пойдет, и, в конечном счете, пострадает потребитель".

По мнению директора центра делового сотрудничества "ТКБ-Сервис" Николая Спиридонова, непонятнее всего выглядит ситуация с турагентами. Все, что было сказано выше о финансовых гарантиях, относится к операторам, а агенты, согласно выдвинутым Ростуризмом предложениям, финансовой ответственности не несут. Они должны будут выполнять некие правила, а операторов обяжут их контролировать. По замыслу Ростуризма, туроператоры будут отбирать агентов и заключать с ними договоры или развивать свою фирменную сеть.

По мнению представителей турбизнеса, операторы не станут связываться с малоизвестными небогатыми агентами и предпочтут создавать собственные сети, а это неизбежно приведет к монополизации рынка.

"Сейчас в России зарегистрировано около 12 000 туристических компаний (в Москве – 4 964), – заявил "Газете. Ru" Николай Спиридонов. – И относятся они, в основном, к малому и среднему бизнесу. В результате нововведений большинство из них окажутся на улице, на плаву останутся не более 2--3 тысяч. А закономерным результатом монополизации рынка станет весьма ощутимый рост цен".

Неизбежность роста цен заложена и в самом механизме финансовой ответственности туроператоров.

"Проект изменений не проработан ни в социальном, ни в экономическом, ни в налоговом плане, – считает финансовый директор компании "Марлис Трэвел" Тамара Муравьева. – Операторы не получают никаких налоговых льгот, на них взваливается обязанность по проверке агентов да еще и вся финансовая ответственность. Понятно, что турфирмы тут же переложат эту ответственность на потребителей".

При этом маловероятно, что предложенные изменения серьезно защитят потребителя. Не очень понятно, кто в новой схеме взаимоотношений какие услуги оказывает и кто за что отвечает. По замыслу Ростуризма, перед потребителем будет отвечать вся цепочка – агент, оператор, банк. Следовательно, никто. И клиентам, желающим получить компенсацию, придется обращаться в суд еще чаще, чем сегодня.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.