7 чудес России: неожиданные результаты

Не так давно подведены итоги всероссийской акции "Семь чудес России". 25 миллионов человек выбрали семь символов, которые наверняка должен знать "в лицо" каждый. А вот в список новых, всемирно значимых "Семи чудес света" ни один русский объект не попал… Означает ли это, что Россия перестала быть узнаваемой и интересной страной?

Говорить о привлекательности России, об особом ее образе было важно всегда. Но в нынешние, кризисные времена, наверное, важнее – и с экономической точки зрения (вопрос привлечения туристов и инвестиций в рекреационную недвижимость), и с политической (образ державы в непростое время – с чем его будут ассоциировать в мире?). Говоря проще, пора уже шагнуть за рамки имиджа, созданного еще в советское время, – "медведи, водка и матрешки". Способна ли на это современная Россия? Это и обсуждалось вчера, 24 июня, на круглом столе "Нужны ли России чудеса?".

Политолог Николай Злобин подчеркнул, что сейчас идет жесточайшая борьба брендов, и это в том числе борьба за туристов. России же продолжает мешать старый стереотип, основанный на том, что ее "аршином общим не измерить", что страна не такая, как все, и в ней продолжается извечный конфликт народа с властью. "Это страна со звездной болезнью, – считает Злобин. – Можно ее посмотреть, но лучше по телевизору… Кроме того, в привлекательность России должны поверить сами россияне!"

Генеральный директор ООО "РусЧудо" Дмитрий Коровин заявил, что для поддержания и укрепления имиджа России немаловажной остается поддержка СМИ, в том числе сетевых изданий и блогов: "Назовите Англию, Францию – любой человек сможет назвать всемирно известные достопримечательности, находящиеся там. Россия же главным образом известна озером Байкал и некоторыми московскими объектами, например, Кремлем".

Однако СМИ могут работать разве что на укрепление имиджа страны внутри нее самой. Как же завлечь сюда иностранцев? До сих пор, по данным президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, приезжающих в нашу страну с целью туризма граждан очень мало. В прошлом году захотели взглянуть на российские красоты 2,3 млн человек, что меньше, чем даже в 1997 году. При этом 11 млн наших граждан посетили другие страны в качестве туристов…

Может быть, действительно, прежде чем зазывать гостей, стоит сделать страну интересной собственным гражданам? Примечательно, что из семи чудес-"финалистов" одно было ранее практически никому не известно. Это Столбы выветривания на плато Маньпупунер в республике Коми (Северный Урал). Теперь благодаря акции эту природную достопримечательность стремятся посетить сотни туристов. Для развития тамошней инфраструктуры (в частности, строительства домиков для туристов) было выделено 150 тысяч долларов. Неизвестно, достаточно ли этого будет: добираться до плато пока возможно только на вертолетах.

В связи с этим нельзя не упомянуть две главные проблемы, препятствующие развитию туризма в России: это транспортная доступность и дороговизна. Так, один час аренды вертолета Ми-8 стоит около 80 тысяч рублей… Поэтому такой туризм остается недоступным в прямом и переносном смысле. А ведь далеко не все любят посещать общедоступные музеи и храмы, хочется и настоящей экзотики, экстрима…

Другая проблема – отсутствие информации об интересных памятниках, объектах. Много ли россиян знают, что можно посетить Дербент – город с 5-тысячелетней историей, остров Врангеля, Саяны, зоопарк в Большеречье Омской области (по словам Сергея Шпилько, он интереснее и богаче знаменитого Московского зоопарка), Аркаим и многое другое?.. Большинство таких достопримечательностей знакомы либо местным жителям (и то не всегда), либо настоящим, заядлым туристам, путешественникам и искателям приключений.

Надеяться только на интернет в глобальном распространении информации о замечательных уголках нашей страны довольно наивно: только 33% россиян пользуются интернетом, а ежедневно – только 20%. При этом основная часть пользователей сконцентрирована "в столицах", а в Дальневосточном округе, например, с интернетом знакомы лишь 4% населения (данные фонда "Общественное мнение", март 2009 года)! При этом нет надежды и на телевидение – в последние годы оно транслирует множество передач о путешествиях, но практически все они посвящены зарубежью.

Да и как, например, тому же жителю Камчатки посетить Дербент, если он даже узнал о нем из газетной статьи? Такое путешествие обойдется тысяч в 50… Точно так же не все жители европейской части России могут себе позволить полюбоваться на камчатские сопки – слишком дорого! Что уж говорить об иностранцах… Довольно часто они увозят с собой впечатления о России как об очень красивой, дорогой и при этом крайне неблагоустроенной стране.

Правда, отчаиваться не стоит. В конце концов, если московский Кремль не вошел в список "Новых чудес света", это еще не значит, что о нем никто не знает: в финальный список не попали даже Стоунхендж и Эйфелева башня… А в ряду синонимов России среди советских "матрешки, водка, медведи" сегодня еще появился Путин. Это хотя бы означает, что старая эпоха точно закончилась.

P.S. В список "Семи чудес России" вошли: Долина гейзеров, озеро Байкал, храм Василия Блаженного, Петергоф, Мамаев курган (памятник "Родина-мать"), Столбы выветривания, Эльбрус. 

Алевтина Максимова





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.