2.700 км на вёслах по Волге

Прошёл 8 из 9 плотин (на всех плотинах, кроме первой, есть ГЭС) и увидел все водохранилища. Начал маршрут близко к осени, поэтому застал морозные ночи и сильные ветра в низовьях. Плыл под парусом и против ветра, когда волны перекатывались через нос. Дважды плыл круглосуточно. Попал в ночной шторм и отогревался у рыбацкого костра. Ужинал на борту работающего сухогруза и плавал на моторке. За 11 дней прошёл самое большое в мире водохранилище Куйбышевское. Пересекал 30-километровую акваторию. Видел жару, холод и лёд. Забирался в пещеры в верховьях Волги. Был записан как нарушитель при переброске через Нижегородскую ГЭС. Несколько раз ночевал у местных жителей. Ел белые грибы, судаков и рыбацкую уху. За всё плавание подарил реке только шорты и зубчик чеснока. Упёрто ходил в сланцах на босу ногу, даже перебираясь через дамбы, даже при нуле. Чаще всего меня спрашивали: «Почему один?» или «Где остальные?». И больше всего мне понравился кстовский ржаной хлеб, из, наверное, двадцати перепробованных видов.

Раз в три-четыре дня выбрасывался к продуктовым магазинам, оставляя байдарку у лодочных станций или вытаскивая на берег, закупал хлеб, крупы, сахар

Волга проходит через 14 областей — Тверская, Московская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Нижегородская, Марий-Эл, Чувашия, Татарстан, Самарская, Ульяновская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская. Протяжённость — 3530 километров. Волга река внутреннего стока, она не впадает в Мировой океан. Общее падение воды — 256 метров, устье на 28 метров ниже уровня мирового океана.

Как обходил ГЭС, схемы обхода всех ГЭС на Волге

На Волге 9 плотин, на 8 из них работают ГЭС. Обход всех волжских плотин на байдарке предельно прост — на спутниковой карте ищу самое узкое место дамбы, пытаюсь определить тип причала и выбираю лучший, на месте учитываю ветер и наличие волн. Только на двух дамбах из девяти общался с охраной (Верхневолжский бейшлот и Нижегородская у Городца), остальные полностью открыты для перехода. Метод переброски через дамбу — чалюсь, вытаскиваю байдарку, выгружаю вещи, тремя порциями перетаскиваю в границах видимости. Байдарку не сдуваю. На каждый перевал уходит около часа.

- Верхневолжский бейшлот у посёлка Селище

Самый короткий и простой переход, около 50 метров, но возможны проблемы с охраной, считающие свою плотину стратегически важным объектом. Народная тропа натоптана в 20м справа от водосбросных ворот. Перед плотиной бакены с надписями «запретная зона». Причал неудобный на землю и валуны, отчаливание на валуны с сильным течением. Если охрана запретит переброску, возможно обойти рыбацкими тропами по правой стороне, около 200м. Бейшлот — единственная волжская плотина без ГЭС.

- Иваньковская ГЭС у Дубны, Иваньковское водохранилище

Угличская ГЭС

100 метров перетаскивания. Ориентир — памятник Ленину и ветряки. Нужен самый дальний участок дамбы между ветряками и водосбросными воротами. Удобный причал на мелкую гальку, подъём по булыжникам и стальным кольцам-крепям, через а/д, спуск по скользким булыжникам, неудобное отчаливание.

- Угличская ГЭС, Угличское водохранилище

Переброска через центр дамбы, как можно ближе к спускным воротам, в таком случае будет легче спускаться с противоположной стороны. Путь около сотни метров. В будке рядом со зданием ГЭС сидит безопасный охранник, в обязанность которого входит, в т.ч., предупреждать всех перебрасывающихся байдарочников, что это объект национальной важности и находиться здесь нельзя. Самая неудобная переброска на всей Волге — причал на большие скользкие валуны, в случае волнения чревато последствиями, лично я погнул стабилизатор; отчаливание с таких же валунов.

- Рыбинская ГЭС, Плотина у Рыбинска, Рыбинское водохранилище

Рыбинская ГЭС

Курс на самую правую часть дамбы. Удобное причаливание на песчаную отмель для плоскодонок и не очень удобное для килевых лодок. Весь путь около 450м. Не стоит пытаться срезать — найдёте крутые каменистые склоны, поросшие колючками. Сначала по долгой отмели, небольшой подъём, однопутная редкопользуемая ж/д, автодорога, спуск по тропинкам, а потом по относительно удобным колотым цепким булыжникам. Спуск на воду из-за острых булыжников не безопасен, но можно пройти ещё около 100м вдоль правого берега до окончания каменного склона и спуститься по траве, земле и камышам. Единственная ГЭС на Волге с разнесёнными шлюзами, водосбросными воротами и машинным залом — между соединением основного русла и потока из ГЭС восемь километров. Рыбинская ГЭС существенно снижает мощность на выходные, река встаёт, а вода значительно отходит от берега. Рыбинское водохранилище первое, в котором заметил значительное снижение уровня воды, благодаря этому береговая линия постоянно меняется и не происходит заиливания пляжа.

- Нижегородская ГЭС у Городца, Горьковское водохранилище

Нижегородская ГЭС

Первая бетонная, а не земляная плотина. Причал на наклонные бетонные скользкие(!) плиты. Трудности с ориентированием, так как только за пару километров можно разобраться в строениях на дамбе. Место переброса — часть дамбы, длиной всего 500 метров с правой стороны, в километре от сливных ворот. Переваливал при сильном севером ветре, гнавшем волну по всей акватории, на бетонные плиты буквально выбросило, выпрыгнул, поскользнулся, байдарку развернуло и стало бить волнами, только с третьей попытки удалось зацепиться за воздух и вытащиться. Почти сразу подъехала милиция, предупредили, что объект режимный, записали как нарушителя. Причаливание и отчаливание, если не считать скользкости, очень удобные. Городецкая ГЭС тоже снижает мощность на выходные, но не так капитально, как Рыбинская. Уровень Горьковского водохранилища не меняется после весенних паводков, из-за этого причал на плотину и стал скользким.

- Чебоксарская ГЭС, Чебоксарское водохранилище

Самая простая и неохраняемая плотина, хоть палатку на самой макушке ставь. С хорошим фонарём можно проходить и ночью. Причал на пляж с круглыми булыжниками (по высокой воде на наклонные бетонные плиты). Примерно на километр левее сливных ворот, ближе к ним не имеет смыла, иначе спускаться по колючкам ежевики и облепихи. Много плавника и кусты, надо соблюдать осторожность. Весь переход около 250 метров. После а/д спуск по тропинкам, немного острых булыжников, отчаливание с песчаной отмели. Внизу, в сотне метров от дамбы, можно заночевать на тур.стоянке.

- Жигулёвская ГЭС, Куйбышевское водохранилище

Жигулёвская ГЭС

Несмотря на то, что Жигулёвская плотина подпирает самое большое в Евразии водохранилище, это самая неохраняемая дамба на моём пути. Заметил постоянное и значительное снижение уровня воды, рядом с Казанью из-за этого образовались 300-метровые отмели, а на середине одной из гигантских акваторий, когда до ближайшего берега было пять километров, выбрался из байдарки, чтобы постоять на твёрдом песчаном дне.

Удобное причаливание на наклонные бетонные плиты — целиться на правую часть дамбы, между водосбросными воротами и створами ГЭС, примерно на 500м левее строений ГЭС. Затем подъём по плитам, парапет, канава, две линии ж/д, автодорога с парапетом, склон из впритык уложенных булыжников, поросших соснами, локальная а/д, заливной луг, удобное отчаливание с мелкой гальки, смешанной с песком. Весь путь около 350м. Уровень воды после дамбы постоянно меняется, колебания чувствовались вплоть до начала Саратовского водохранилища, около 50км. ГЭС работает в постоянном режиме, не снижая мощность в выходные.

- Саратовская ГЭС, Саратовское водохранилище

Саратовская ГЭС

Обход с байдаркой Саратовской ГЭС около города Балаково относительно прост. Цель — самая правая часть дамбы, рядом с небольшой водокачкой. По большой воде причал на наклонные бетонные плиты, я же причалил на приятный песчаный пляж. Далее подъём по маленькой железной лестнице у водокачки через парапет, линия ж/д, выхожу к а/д, пересекаю её и иду вправо, до прогала в левом бетонном парапете, после по тропинке к песчаному пляжу. Балковская ГЭС снижает мощность на выходные, скорость течения падает, а вода отходит от берегов.

Автономное питание

Раз в три-четыре дня выбрасывался к продуктовым магазинам, оставляя байдарку у лодочных станций или вытаскивая на берег, закупал хлеб, крупы, сахар.

В течение дня чёрный термосный чай без сахара, заправленный с утра, и ржаной хлеб. В жару выпивал по два с половиной термоса (2л) за день, когда похолодало, хватало одного термоса. Обычно делал два-три перекуса, лишь в редких случаях выгружаясь для этого на берег, потому что выгрузка отнимала больше времени и сбивала ритм. То есть достаточно часто проводил в байдарке по десять часов в день.

Бензин выпрашивал на лодочных станциях, у рыбаков и туристов, возможности выбраться к заправочной станции не было ни одной. Лишь раз купил бензин, в остальных случаях люди отказывались брать деньги

По вечерам готовил быструю еду — овсянка (100 гр.) или макароны (200 гр.), чай с сахаром и хлебом, в редких случаях запаривал лапшу б/п из аварийного запаса (120-180). Утром — гречка (150 гр.), горох (200 гр.), или рис (150 гр.). Гречку и горох замачивал на ночь, рис минуту проваривал, благодаря этому гречка и рис готовились 5 мин, горох около 10-15. В макароны, овсянку, гречку и рис добавлял по 2 ст.л. сахара и соль, в горох только соль. В сутки съедал около килограмма хлеба.

Иногда закупал на один привал сыр, творог или сосиски. Овощи, пока была такая возможность, выпрашивал у местных жителей. Как НЗ держал несколько плиток козинака для перекусов, если не удавалось раздобыть хлеб. Периодически ел молочные конфеты, тёмный шоколад или сгущёнку.

Аккумуляторы и батарейки

Были нужны батарейки для: навигатора (2*ААА), основного фонаря (3*АА) и палаточного (3*ААА). Всего понадобилось 3 комплекта для навигатора (среднее время работы 10мин/день или 3 опорных точки/день), два комплекта для малого фонаря (использовал в палатке) и один комплект для основного (использовал для поиска ночлега, если не успевал засветло; и для периодической подсветки при ночных плаваниях).

Аккумуляторы для фотоаппарата заряжал с помощью экспресс-зарядки за 20мин в деревенских домах и лодочных станциях, мог заряжать на кораблях, в тур.посёлках и магазинах.

Навигация

Для навигации распечатал 110 листов А4 спутниковой карты Яндекса, масштабом от километра до семи. Первые недели карта лежала в специальном герметичном планшете на носу лодки для быстрого доступа. По вечерам наносил маршрут, направление ветра, технические отметки, координаты стоянки и дневной пробег. Сначала пробег считал курвиметром в конце дня (по эмоциям это напоминало взвешивание монет в Форте Байяр), потом стал ставить опорные точки навигатором и складывать расстояние между ними. Прямолинейность маршрута позволяла обходиться пятью точками в день. Спутниковые снимки сильно облегчали ориентирование, практически всегда мог точно определить местонахождение, только дважды плутал (как по карте Гремлина в Сьянах) — разлив с Сурой и разлив выше Саратова. Конечно, спутниковые снимки не отражают реальную картину, но, включив фантазию, можно догадаться о мелях, песчаных косах, характере берега.

Кухня

Походная кухня

Всю пищу готовил на бензиновом примусе, но также имел газовый баллон для непредвиденных ситуаций. Расход бензина — 1литр на 10дней. Бензин выпрашивал на лодочных станциях, у рыбаков и туристов, возможности выбраться к заправочной станции не было ни одной. Лишь раз купил бензин, в остальных случаях люди отказывались брать деньги. За весь маршрут сжёг 7 литров бензина и баллон газа.

Посуда: чайник на 0.7литра, литровая кастрюля с тефлоновым покрытием, миска, термокружка, столовая и чайная ложки.

Сахар покупал по килограмму, хранил в толстом пакете, для текущего использования пересыпал в удобную 0.5л пластиковую банку. Основной запас соли хранил в 0.25л герметичной пластиковой банке, текущий запас в 0.05л баночке. Вся еда, кроме хлеба, хранилась в отдельном 40л гермомешке, хлеб в силу большого объёма плыл в самом верхнем заднем рюкзаке.

Питьевая вода

В корме и носе лодки разместил две 5-литровые канистры, этого запаса с лихвой хватало на утро и вечер, иногда мог обойтись одной канистрой на ночёвку, но в этом случае не варил горох, на его промывку, замачивание и варку уходит около 2л.

До Казани воду набирал из родников, иногда в деревнях, а вот после только из реки — родники пропали, а деревни поднялись на высокий берег. Волжская вода поразила чистотой, ожидал увеличение загрязнение ближе к устью, а оказалось наоборот — верховья более грязные.

Байдарка Щука

Выбранная байдарка Щука не предназначена для плавания по гигантским волжским акваториям с ветрами и волнами, но я выбрал именно её, чтобы показать доступность Волги даже для такой лодки.

Байдарка Щука, спуск на волны. Куйбышевское вдхр.

Средняя скорость составила 5.5км/ч, минимальная 1км/ч (при пересечении Волгоградского водохранилища в районе Саратова), максимальная 10км/ч (под парусом из весла и плаща на Иваньковском вдхр.)

Для того, чтобы избавиться от недостатков плоскодонной байдарки, прикрепил к корме стабилизатор. Кроме основной функции удержания прямого курса, стабилизатор заменял плавучий якорь: при сильном ветре лодка могла дрейфовать носом по волне. Но стабилизатор добавлял особенности управлению: сильный ветер мог встречать только носом, небольшой угол и лодка разворачивалась, на исправление курса требовались большие силы. При средней скорости ветра и перпендикулярном ему курсе, необходимо было работать веслом только с одной стороны. У меня даже родилась присказка — «лениво подгребать одним веслом», когда дул не сильный боковой ветер.

В тёплое время, проникающая внутрь байдарки вода, через швы и верхнюю ткань, не доставляла особых хлопот, но при опускании температуры воды до 6 градусов, а воздуха до нуля и ниже, стала бичём для этой лодки. При плавании по высокой волне, особенно встречной, достаточно было двух часов, чтобы набрать около десяти литров воды. Такая особенность делает чрезвычайно утомительным плавание на ветер: вода прибывает быстро, а на вычёрпывание нет времени, брошу вёсла и разворот неизбежен.

За всё время плавания не произошло ни единого прокола, лишь единожды произвёл небольшой 30-минутный ремонт истёршегося крепления стабилизатора.

Выброска на берег

Обязательным требованием к выброске был песчаный либо каменистый причал. Грязные причалы и причаливание по волне избегал по максимуму, поэтому иногда вставал на ночлег в полной темноте с фонарём, или весь ходовой день проводил в байдарке.

Чалился носом, вылезал, подтягивал лодку, брался за кормовую ручку, поднимал и разворачивал на 180 градусов. Нос при этом оказывался в 1-2 метрах от воды.

Чистота волжской воды

Чистая вода и перепад глубин. Чебоксарское вдхр.

Первые 30-40 км Верхневолжского водохранилища — визуально абсолютно чистая вода. Далее вода темнеет и приобретает специфический речной привкус. Наибольшее загрязнение заметил после Нижнего Новгорода и принятия Оки, но уже через 130км, в протоках разлива Волги и Суры удивился легко просматриваемым дном, правда с однообразной картиной — топляк и редкие водоросли. Ещё через 200км, у Казани, полностью перешёл с ключевой воды на волжскую, отчасти из-за отсутствия родников, либо их физической недоступности. Замена источника никак не отразилась ни на организме, ни на вкусе приготавливаемой пищи.

О течении на Волге глазами плывущего по ней осенью засушливого года

Волга — это цепочка из девяти водохранилищ, течение как таковое присутствует на участках от Верхневолжского до Иваньковского водохранилища 300км, от Рыбинского до Горьковского около 200, 4 участка по 50км между другими водохранилищами и наиболее быстротечный участок — дельта от Волгограда до Каспия 550км. Текущий год засушливый, ни одна из плотин не работает в режиме постоянного сброса воды, ГЭС снижают мощность на выходные, скорость течения при этом падает почти до нуля. Суммируя: 1250км — русло течением, 2250 — акватории стоячей воды от малых до гигантских размеров.

Особенности волжских водохранилищ

Волжские водохранилища — это области, где не работают речные законы, здесь может с большой силой дуть ветер, поднимая высокую волну, делая невозможным плавание на гребных лодках. Иногда ветер поднимается ночью, среди дня или резко меняет направление, поэтому дважды в день проверяю прогноз, наблюдаю небо, иногда корректирую курс и так выбираю места стоянок, чтобы ветер не выморозил ночью и не запер утром.

6-километровый мост в Ульяновске. Куйбышевское вдхр.

Первые долгие плавания от берега до берега начались на Горьковском водохранилище: 10км за два часа. А рекорд на Куйбышевском после Ульяновска — 23км за 5 часов.

Самые долгие отрезки пути

В первый же день путешествия поднялся сильный встречный ветер, стихший к вечеру, чтобы наверстать время, решил плыть всю ночь и весь день — 90 км за 20 часов, две выгрузки на берег. Второй раз — 115 км за 36 часов, тоже только с двумя выгрузками. Остальные дни стандартны — как можно более ранний подъём, световой день в байдарке, ближе к заходу начинаю искать место под бивак. В начале маршрута привалился на берегу, но позже привык к байдарке и уже не выбирался для перекусов на твёрдую почву.

Протокол

Малый протокол с помощью универсального стакана, большой протокол только на берегу, хотя есть теоретическая возможность совершить его в лодке. В случае сильных встречных волн малый протокол превращался в питстоп Формулы-1.

Ложка дёгтя

Хоть и стремлюсь везде найти позитив, а негатив не заметить, не могу не рассказать об этом:

Возвращаюсь из плавания, ожидаю обратный поезд около суток на вокзале. Милиционеры потребовали показать паспорт около десять раз. При этом я был относительно чистым, а одежда не истёрлась от времени.

Машинист пассажирского тепловоза везёт свой поезд дальнего следования в нескольких десятках метрах от меня на крутом каменном берегу, а я приветственно машу в сторону кабины, знаю, что они заметили меня. И в ответ слышу двойной гудок. Я путешественник, моя жизнь дорога и их жизнь тоже — дорога

Возвращаюсь из Владивостока в 2008 году, достаточно много времени провёл в аэропорту и железнодорожном вокзале, и только один раз показал паспорт — удивлённым встрече туристам из Японии. При этом я был буквально просолен тысячами километров дороги, майки и водолазки изодрались, обувь доживала последние дни, шевелюра была как у профессионального Робинзона.

Болезни

Копчик. Язвочка в начале маршрута из-за неудачной сидушки, понадобилась её доработка до анатомической формы.

Руки. Допустил ошибку, не меняя руки первые сорок дней, в итоге травмировал суставы левой кисти, на разработку ушло около месяца. Водянок и кровяных мозолей не было из-за постоянного контроля ладоней, но случались обычные бытовые раны, доставлявшие дискомфорт несколько дней.

Особенности экипировки

В дополнение к стандартному набору экипировки несколько гермочехлов: для палатки и пенки, для продуктов, для одежды и электроники, для фотоаппарата, для телефона, для дневника, для спального мешка.

Отдельно об укладке. В трюме две канистры по 5л для воды и гермомешок с палаткой, закрученной в пенку, выполняющие роль сиденья. В переднем наплыве насос bravo 7m (не рекомендую), гермомешок с одеждой и электроникой, один термос и привальная еда, фотоаппарат в гермочехле. В заднем наплыве герма с едой, спальник, литровая фляга бензина и бензиновая ёмкость от примуса, ботинки в отдельном пакете, два резервных термоса. На заднем наплыве 100-литровый рюкзак с не боящимися воды вещами — ремкомплект, фурнитура, верёвки и стропы, хлеб и НЗ еды — лапша б/п и козинаки. Также в верхний рюкзак убирал продукты после закупки, чтобы позже на стоянке разложить по своим мешкам. На самой макушке прикреплял маленький 10л рюкзак для самого важного — дневник, навигатор, деньги, паспорт, текущие путевые листы, фонарь, средства гигиены — мыло, зубная паста/щётка, салфетки, туалетная бумага.

Корабли на Волге

Трёхпалубный теплоход «Афанасий Никитин». Угличское вдхр.

Самое первое Верхневолжское водохранилище протяжённостью 100 км полностью доступно для катеров и небольших яхт. Далее около 350 км до Твери русло богато перекатами, стремнинами и мелями, соблюдая осторожность можно пройти максимум на моторке в т.ч. в межень. В 10 км выше Твери начинается Иваньковское вдхр. и официальное судоходство, высота мостовых пролётов 10 метров, встречаю сухогрузы с осадкой до полутора метров и прогулочные двухпалубные корабли.

В следующем, Угличском, третьем по счёту водохранилище, встречаю четырёхпалубный круизный корабль, а несколькими днями позже самый большой грузовой корабль — танкер типа «Волгонефть» длиной 130 метров. Кроме этих кораблей, встретил множество других: трёх, двухпалубные прогулочные, на подводных крыльях, на воздушной подушке, сухогрузы, баржи и буксиры, паромы, землесосы и землечерпалки, буровые, траулеры. И множество частных моторок, катеров и гребных лодок, из-за осени их было не очень много, пиковое количество приходилось на выходные.

О чём же я думал, пока плыл?

Думал о ресурсе байдарки, не ошибся ли с выбором весла, размышлял над тем, что побудило байдарочников разместить лопасти весла в разных плоскостях, когда и где заряжать аккумуляторы, какую еду закупать, что есть утром и что вечером. Думал, что раньше сотрётся — весло или руки? Руки стёрлись раньше. Думал, оторвёт ли стабилизатор на верхневолжских перекатах? Не оторвало. Не сотрутся ли тапочки? Тапочек хватило на всю Волгу и вот уже три месяца хожу в них дома. Думал, успею ли до заката доплыть вон до того берега? Если не успевал, то место под ночёвку выискивал с помощью фонаря. Зацепит ли меня этот ливень? Этот не зацепил, но сорок других зацепили. Ещё думал о том, что за фал свешивается с кормы круизных пароходов? Оказалось, так моют швабры. Думал о рыбаках, о моторках, людях на кораблях, о сообщении для сайта, о погоде, о времени и почему же сломался первый фотоаппарат. Думал, думал, думал... И иногда разговаривал сам с собой.

Искренние благодарности

Водители, вёзшие меня от Осташкова до Волги — на пазике, микроавтобусе и продуктовом грузовике. Владимир Ларионов из Вороново. Продавщица из сельмага в Мосеевцах на берегу Стержа. Москвичи из посёлка Волга. Игорь Панков, его семья и друзья. Тверчане в посёлке Большой Борок. Друзья-туристы на Иваньковском водохранилище напротив Щёлково. Рыбаки на Иваньковской ГЭС. Сторож с лодочной станции у Кимр. Тренер по греко-римской борьбе из Электростали. Галина Алексеевна из деревни Юршино. Андрей из Рыбинска. Александра Ивановна из Красного Бора. Николай и бабушка Анна из дачного посёлка близ Костромы. Евгений Кулик из Маурихи. Коллеги на катамаране Мартин. Дальние туристы с острова Большой Татинец. Рыбак-нижегородец Леонид Юрьевич Кротков. Священник с женой и детьми из Троице-Посадского, где Волга сливается с Ветлугой. Нина и Геннадий из деревни Волна. Команда сухогруза Орехово-Зуево, Ульяновск-Криуши. Андрей из Самары. Рыбаки из Новокашпирского под Сызранью. Иван и Ирина из Балаково. Саратовцы на Прогрессе. Саратовцы-туристы в протоках разлива. Алексей и Денис строители из Энгельса. Сергей, Алексей, Юрий, Ирина, Алёна, Татьяна Ивановна, Виктор Владимирович — Саратовцы. Галина и Геннадий из Белогорского. Водитель автобуса Иловатка-Волгоград...

Сторожа с лодочных станций, туристы и рыбаки, снабжавшие бензином для примуса. Позитивные люди, поддерживавшие добрым разговором, те, кто махал с берега или просто провожал взглядом... Капитаны кораблей, отдававшие гудки...

Машинист пассажирского тепловоза везёт свой поезд дальнего следования в нескольких десятках метрах от меня на крутом каменном берегу, а я приветственно машу в сторону кабины, знаю, что они заметили меня. И в ответ слышу двойной гудок. Я путешественник, моя жизнь дорога и их жизнь тоже — дорога.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.