Алтайские дневники. Часть третья: вверх по течению

Алтайские дневники. Часть 2-я

Турбаза Кату-Ярык расположена на самом берегу реки Чулышман: стоит только выйти из дома, пройти пару десятков метров, и вот ты уже на льду — рубишь прорубь или катаешься на идеально гладком льду. По правому берегу реки вьётся укатанная дорога, и мы решили сперва пойти по ней — дальний берег, усыпанный камнями, не вызывал особого доверия. Дорога уходил от базы всё дальше и дальше, а берег из пологого спуска постепенно превращался в крутую стенку. Километра через два-три мы уже были на пару метров выше уровня воды. Интересного в этом мало, и мы спустились на лёд.

Прибрежные деревья под склоном сплетались в сложные ломанные узоры, а их корявые корни уходили под лёд. Тут и там матовую поверхность замерзшей воды прорезали трещины. Некоторые — тонкие, лезвие ножа не войдёт, другие — широкие, уходящие в толщу льда. Кромки этих миниатюрных каньонов украшали прихотливые снежные узоры.

В некоторых местал лёд намерзал не монолитной толщей, а слоями. Иногда между отдельными ледяными пластинами оставались высокие воздушные пазухи. Когда ты наступаешь на такой тонкий наст, он начинает тихонько поскрипывать и трещать. Стоит перенести весь вес, как тонкая ледяная платина лопается, и нога проваливается на несколько сантиметров вниз. Коротких мгновений вполне достаточно, чтобы не на шутку перепугаться.

Мы продолжили идти вверх по течению и очень скоро вышли к первой стремнине. Лёд рядом с открытой водой не казался таким уж надёжным, и мы решили повернуть назад — дойти до первого надёжного места и перейти реку там. Признаться, я до сих пор ни разу не переходил горную реку по льду, и каждый шаг к противоположному берегу делал с опаской. Прежде чем поставить ногу, я несколько раз тыкал ледяную корку длинной палкой. Напряжение ушло только тогда, когда я встал на камни противоположной стороны реки.

К тому моменту, как мы дошли до стремнины по другому берегу, начало вечереть. Свет перетёк со стенок ущелья на далёкие шапки гор и отражался в текущей воде. Было что-то особенное в этом состоянии засыпающей природы: мороз, бахрома мелких сосулек на мощных ледяных плитах и шум мощного потока, вырвавшегося из ледяного плена. И на всё это молчаливо смотрели алеющие вершины заснеженных гор. Что-то подобное я неоднократно видел в альбомах маститых фотохудожников и мечтал увидеть такую картину своими глазами. И вот моя мечта сбылась.

В поисках ракурса я подходил к проталине всё ближе и ближе, пока не остановился за полметра до ледяной кромки. Иногда из подо льда доносились гулкие удары и треск, а потом в потоке проносилась массивная льдина. За первой стремниной оказалась вторая — настоящий каскад миниатюрных водопадов, бегущих по ледяным уступам.

Все эти красоты мы увидели выше по течению. На следующий день мы решили отправиться в поисках интересных сюжетов вниз по Чулышману.

Алтайские дневники. Часть 4-я

Дополнительно

Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.