Алтайские дневники. Часть вторая: дорога жизни

Поездка на каменные грибы Аккурума стала достойным началом моих алтайских приключений. Но впереди было ещё четыре дня в долине реки Чулышман — немало для того, чтобы познакомиться с красотами местной природы. Начать это знакомство мы с Женей решили с небольшой разведки. А всем известно, что лучше всего разведывать местность с какой-нибудь высокой точки. А здесь нечего долго думать — прямо от домиков туристической базы по склону Улаганского плато вилась дорога на перевал Кату-Ярык — дорога жизни, как пару дней назад назвал её наш водитель Саша.

За весь день свет падает в долину только ранним утром, да и то минут на двадцать-тридцать, не больше. А малиновый закатный свет и вовсе достаётся только дальним заснеженным вершинам

Рано утром мы собрали рюкзаки и вышли к подъему на перевал. Всей дороги впереди только три с половиной километра крутого подъема. На базу мы забрасывались в кромешной темноте, и не могли видеть всех красот долины. Но теперь, при свете дня, замерзший Чулышман, домики и деревца-спички можно было рассмотреть во всех подробностях.

Я уже приготовился к паре часов утомительного подъема, как горы преподнесли нам неожиданный сюрприз. Снизу, из долины на дорогу въехал самосвал, и начал неспешно карабкаться по крутой дороге. Мы прижались к краю дороги, пропуская могучий «Урал». Но, поравнявшись с нами, водитель остановил машину прямо на склоне, выглянул из кабины и добродушно спросил: - Куда идёте? - На перевал — ответили мы.- В кузове поедете? — с хитрой ухмылкой спросил водитель.Ещё бы не поехали! Мы наскоро покидали вещи и забрались в кузов, где увидели несколько здоровенных пластиковых фляг с водой, надежно прикрученных к бортам стропами.

«Урал» взревел и продолжил свой путь. Мы сидели в кузове громыхающей машины и с восхищением смотрели на пейзаж долины. По мере того, как самосвал поднимался всё выше и выше на перевал, картина менялась, открывались новые, до того скрытые горными складками детали — проталины в казавшемся сплошным ледяном панцире Чулышмана, малюсенькие домики одиноких летников и расческа поваленных деревьев.

Самосвал доехал до самого перевала и остановился — конец дороги. Водитель Серёга рассказал, что сейчас строят новую дорогу в долину, и его отправили за водой для рабочих. Позже, в подтверждение его слов мы увидели небольшую площадку, на которой сгрудилась спецтехника — экскавтор, самосвалы и бульдозер. Недостроенная дорога грязной ниткой уходила куда-то в долину.

Мы начали бродить по небольшой площадке на плато в поисках интересных ракурсов. В один момент мне показалось, что с одного холмика может открыться интересный вид на Чулышман вниз по течению. Вот только горы меня в который раз обманули. Издали подъем казался пологим и простым. И я практически не обманулся, за одним небольшим исключением: снега на этом подъеме навалило по колено. В придачу в этому пушистый покров коварно прикрыл заросли колючего кустарника, плети которого так и норовили зацепиться за ногу. До нас по этому склону бродили разве что лошади, протоптавшие в снегу узкие тропинки. Женя попыталась сфотографировать грациозных животных, но те оказались пуганными и близко к себе не подпускали.

Вскоре мы поняли, что смысла штурмовать склон нет, и спустились вниз на небольшой скальный выступ. И вот с него-то и открылась величественная панорама долины. Когда я ехал на Алтай, я мечтал увидеть горное ущелье с высоты, и именно в этот момент моя мечта сбылась.

Закат

На обратном пути я обратил внимание на мандариновую корку, которую выбросил кто-то из туристов. Снег вокруг корки был истоптан здоровенными, не меньше десяти сантиметров в длину, птичьими следами. Должно быть, пернатый воздухоплаватель с высоты заметил яркую рыжую точку и решил рассмотреть её поближе.

Пока мы бродили по плато, свет начал мягчать, и из контрастного дневного постепенно превратится в золотистый вечерний. Тень гор постепенно закрывала дальнюю стену долины. За весь день свет падает в долину только ранним утром, да и то минут на двадцать-тридцать, не больше. А малиновый закатный свет и вовсе достаётся только дальним заснеженным вершинам. Мы побродили ещё немного и отправились в обратный путь. Спускались с перевала мы уже в сумерках. На обратном пути мы обогнали бригаду рабочих, которые посыпали трассу песком. Дорога жизни не подведёт.

Алтайские дневники. Часть третья

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.