Методические рекомендации по организации и проведению учебных мероприятий по спелеотуризму



Методические рекомендации по организации и проведению учебных мероприятий по спелеотуризму Центральный совет по туризму и экскурсиям
Управление самодеятельного туризма Москва - 1976 Содержание

Введение

Организация школы предлагерной подготовки
- Назначение начальника и завуча школы
- Подбор тренерско-преподавательского состава
- Составление учебного плана
- Разработка учебного расписания
- Порядок согласования с местными советами и Центральным советом по туризму и экскурсиям
- Разработка методических материалов для лекционных и практических занятий
- Разработка памятки по безопасности во время учебных выходов на местность
- Оповещение туристов о наборе слушателей в школу
- Собеседование с желающими заниматься спелеотуризмом

Учебный процесс в школе предлагерной подготовки
- Начало учебного процесса
- Проведение учебного процесса
- Организация и проведение тренировок в рамках учебного процесса
- Завершение работы школы

Организация спелеолагеря первого года обучения
- Подготовка лагеря, распределение обязанностей
- Выбор места лагеря
- Особенности учебной работы в лагере
- Выработка тактических приемов прохождения пещер в опелеолагере первого года обучения
- Завершение работы лагеря

Приложения

Одобрено Управлением самодеятельного туризма Центрального совета по туризму и экскурсиям и рекомендовано для работников советов по туризму и экскурсиям, советов ДСО туристских клубов и туристских секций коллективов физической культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Спелеотуризм в последние годыразвивается такими темпами, что это требуетквалифицированно поставленной работы поподготовке кадров спелеотуристов.

Как при обучении спелеотуристовначального уровня - участниковспелеопутешествий, так и при подготовкеинструкторов и инструкторов-методистов,необходимы методические материалы.

В первой части методическихрекомендаций даются советы по организациинабора слушателей и проведению учебногопроцесса, рассказывается о работе начальникашколы и заведующего учебной частью, приводятсяобразцы методических разработок для проведениялекционных и практических занятий.

Во второй частя говорится о выбореместа и порядке проведения опелеолагеря, обособенностях работы инструктора с новичками впещерах, о распределении обязанностей в лагере ипостроении учебного процесса.

Настоящие методические рекомендациипредназначены как для инструкторов, так и дляспелеотуристов, не имеющих этого звания,участвующих в учебных мероприятиях.

ОГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЫПРЕДЛАГЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

Начальную подготовку спелеотуристовследует проводить в школах предлагернойподготовки (ШПП), организованных при секцияхспелеотуриэма местных советов по туризму иэкскурсиям. Предлагаем следующий порядокорганизации и проведения таких школ.

На первом этапе бюро секцииспелеотуризма должно:
назначить начальника и завуча школы,
утвердить тренерско-преподавательский состав,подобранный начальникам и завучем ШПП,
рассмотреть и утвердить учебный план (если онотличается от утвержденного Центральным советомпо туризму и экскурсиям) и учебное расписание.

Далее бюро секции должно получитьсогласие комиссии по кадрам местного совета потуризму и экскурсиям на проведение школы иутвердить на Президиуме совета по туризму яэкскурсиям. Эти документы посылаются насогласование с Центральным советом по туризму иэкскурсиям (с Центральной секцией спелеотуризмаи Центральной комиссией по кадрам).

Одновременно следует разработатьметодические материалы для лекционных ипрактических занятий и памятку по техникебезопасности.

Следующий этап работы бюро:
оповещение о наборе в школу,
организация начальником и завучем учебногопроцесса,
контроль за проведением учебного процесса.

Назначение начальника изавуча школы

Назначение руководства школы являетсяодной из самых важных задач бюро секции, так какот деловых качеств и организаторскихспособностей начальника и завуча зависит весьход учебного процесса. Руководители школы должныиметь кроме большого спелеологического опытаопыт организаторской работы и желательно, чтобыони имели звание инструктора спелеотуризма.Начальник и завуч школы в своих действиях должныруководствоваться разработанным и утвержденнымПоложением о школе (если такого Положения нет, тоего необходимо разработать и утвердить до началанабора в школу). Положение не должнопротиворечить документам, принятым в системеподготовки туристских (спелеотуристских) кадров.Ниже приводится пример Положения.

ПОЛОЖЕНИЕ
о школе спелеотуристов : областного совета потуризму и экскурсиям

1. Школа спелеотуристов являетсяпредлагерной и обязательной ступенью подготовкиновичков спелеотуристов. Организует и проводитшколу секции спелеотуризма... областного советапо туризму и экскурсиям.

Обучение в школе производится безобрыва от производства по программе,утвержденной Центральным советом по туризму иэкскурсиям. Слушателем школы может быть любойгражданин, достигший 18 лет и прошедшийсобеседование в приемной комиссии.

2. Школа спелеотуристов... областногосовета по туризму и экскурсиям состоит изотделений, во главе каждого отделения стоиттренер.

Норма занимающихся слушателейотделений школы - пять- семь человек на одноготренера.

3. Состав тренеров школы утверждаетсяна бюро секции спелеотуризма. Начальником,завучем и тренерами школы могут быть лица, неимеющие звания инструктора спелеотуризма.

Тренер, рекомендованный любой низовойсекцией, полностью подчиняется всем решениямтренерского совета школы и бюро секции совета потуризму и экскурсиям.

Тренер школы проводит семинарские ипрактические занятия согласно учебному плану ирасписанию занятий школы и обязан участвовать вовсех мероприятиях школы, в противном случае онотстраняется от работы с соответствующейзаписью в книжке спелеотуриста.

4. Слушатели школы обязаны выполнятьвсе решения тренерского совета, регулярнопосещать занятия и тренировки. Тренерский советимеет право исключать слушателей из школы запропуск пяти занятий, а также за грубые нарушенияправил распорядка школы.

Слушателям школы, прошедшим курсобучения и успешно сдавшим физнормативы иэкзамены по теории и практике, выдаетсяудостоверение единого образца. Окончившие школуспелеотуристов могут быть допущены кпрохождению спелеолагеря первого года обучения.Повторная сдача экзаменов разрешается в случаеположительного решения тренерского совета, но неранее чем через шесть месяцев.

Примечания: 1. Лица, не достигшие 18 лет,проходят подготовку в отделениях школы при Домепионера и школьника.

2. Экзамены проводятся поэкзаменационным билетам, утвержденным комиссиейпо кадрам... областного совета по туризму иэкскурсиям.

Положение утверждается комиссией покадрам и аттестации... областного совета.

Подбортренерско-преподавательского состава

От квалификации и инструкторскихкачеств тренерско-преподавательского составазависят качество обучения и уровень подготовкислушателей.

Тренерами следует назначитьинструкторов по спелеотуризму. Можно привлекатьв качестве тренеров опытных спелеотуристов, неимеющих квалификации инструктора.

В качестве преподавателей следуетпривлекать опытных спелеотуристов илиспециалистов, по роду деятельности связанных стемами учебного плана.

Кроме тренерско-преподавательскогосостава к работе в школе в качестве стажеровпривлекаются спелеотуристы, имеющие спелеоопыти проявившие интерес к инструкторской работе. Вэтих случаях начальник школы должен разработатьПоложение о стажерах.

Пример Положения о стажере.

ПОЛОЖЕНИЕ
о стажере школы предлагерной подготовки

Стажер - это будущий тренер, онявляется помощником тренера отделения.

Стажер прикрепляется к тренеруотделения с целью прохождения практикиучебно-воспитательной и методической работы.

При успешном прохождении стажировки вшколе, стажер получает право на прохождениестажировки в спелеолагере.

При работе со стажером тренеротделения обязан помогать стажеру и поручать (споследующей проверкой):

подготовку места для занятий, учебныхпособий;

проведение занятий с отдельнойгруппой или со всей школой;

показ того или иного техническогоприема;

проверку выполнения приемаслушателями;

проведение занятий с отделением;

оказание помощи в отработкепредложенного приема;

Проведение проверки конспектов;

пазбор домашних заданий (принепосредственном участии самого тренера);

ведение отдельного участка работы вотделении (с повседневной проверкой тренером).

Положение о стажере должно бытьутверждено местной секцией спелеотуризма, прикоторой организована ШПП.

Составление учебного плана

Учебный план и программа школыпредлагерной подготовки спелеотуристовутверждены Центральным советом по туризму иэкскурсиям (приложение 1). Утвержденные материалысодержат минимум необходимых требований кпредлагерному обучению спелеотуристов ипредусматривают знание слушателями основтуризма. В зависимости от местных условий,предполагаемого уровня подготовленностислушателей, каждая секция может увеличитьколичество часов по любой из тем или включитьдополнительные темы. Ниже приведены примерытаких тем.

Таблица 1 № п/п Наименование темы Количество часов всего в том числе лекций практических занятий в помещении на местности 1. Топография 17 2 1 14 2. Ориентирование на поверхности 9 1 - 8 3. Биваки 5 1 - 4 4. Преодоление водных препятствий 11 1 2 8 Разработка учебногорасписания

На основе принятого учебного планазавуч школы должен разработать расписаниезанятий. Можно не придерживаться строгопоследовательности тем учебного плана, нонеобходимо учитывать возможность преподавателяили тренера провести занятие в данное время.Расписание следует составлять таким образом,чтобы каждое занятие со слушателями школыопиралось бы на уже прочитанный ими материал(например, тему "Страховка и самостраховка"проводить вслед за темой "Снаряжениеспелеотуриста").

Расписание просматривает тренерскийсовет школы и передает бюро секции. Послеутверждения расписание становится директивнымпланом школы.

Порядок согласования сместными советами и Центральным советом потуризму и экскурсиям

Когда спелеосекцией подготовлены всенеобходимые материалы для официальногооформления школы:
выписка из протокола заседания бюро секции оназначении начальника и завуча школы;
выписка из протокола заседания бюро секции обутверждении тренерско-преподавательскогосостава;
дополнения к программе и учебному плану (если ониимеются);
утвержденное расписание,
то эти материалы согласуются с местным советомпо туризму и экскурсиям и официальнонаправляются этим советом на согласование вЦентральный совет по туризму и экскурсиям (срокотсылки материалов не позднее чем за два месяцадо начала работы школы).,

Разработка методическихматериалов для лекционных и практическихзанятий

Тренерско-преподавательский состав ируководство школы обязано разработать иутвердить на бюро секции методические материалына первые три-четыре занятия по расписаниюшколы. Это должно быть сделано до начала работышколы. Тренерский совет должен неукоснительнопридерживаться правила: ни одно занятие, ни одналекция не должны проходить без предварительногорассмотрения методики и объема учебногоматериала. Они должны быть хорошо подготовлены ипроработаны. Поскольку проведение практическогозанятия сложнее (по сравнению с подготовкой клекции), то ниже приведен пример практическогозанятия на тему "Магнитное склонение".

Место проведения - открытаяместность.

Количество обучаемых - шесть-семьчеловек.

Время - четыре часа.

Цель занятий - научить слушателейучитывать магнитное склонение в своейпрактической деятельности.

Материальное обеспечение - на каждогослушателя иметь: карту местности масштаба немельче 1:100000, планшет, визирную линейку, карандаш,транспортир, тетрадь, компас.

Занятие проводят тренер и стажер.

Занятия проводятся по следующемуплану:

Таблица 2 № п/п Содержание Время Способ подачи материала 1 Объявление цели и темы занятий 10 мин. Объявляется отделению на местности 2 Дается формулировка определения. Называется цифра магнитного склонения для данной местности 15 мин. 3 Восточное (+) и западное склонение (-) склонение Предлагается всем записать магнитное склонение данной местности 4 Значение магнитного склонения, в частности, для туризма. Компас - единственный прибор, с помощью которого точно определяются: стороны света, точка нахождения, направление движения 15 мин. Рассказ. Устное объяснение. Отдельным слушателям дается задание определить географическое направление на юг, север, восток, запад 5 Разница между азимутом географическим и магнитным. Значение этой разницы. Способы определения географического азимута на карте (транспортир, угломерный круг). Поправка при перенесении географического азимута на местность. 10 мин. Устное объяснение. Показ тренером. Определение истинного направления на запад (проверяется у каждого слушателя) 6 Формула записи азимута. Практическое применение склонения при определении направления на ориентир 10 мин. Тренер показывает ориентир, имеющийся на карте и на местности, и предлагает одному слушателю самостоятельно найти географический азимут и проверить, есть ли расхождение с магнитным азимутом 7 То же - на многие ориентиры с определением величины расхождения 20 мин. То же. Тренер дает каждому отдельный ориентир с той же целью 8 Практическое применение склонения при перенесении азимута с местности на карту и обратно по формуле: с местности на карту склонение прибавляется, ас карты на местность - вычитается 10 мин. Тренер дает слушателям ориентиры и отдельные местные предметы (на местности) и предлагает сначала определять расхождения, т. е. склонение магнитного азимута (а затем наоборот) географического азимута 9 Маршрутная съемка 60 мин. Тренер разбивает отделение по два-три человека и каждой группе предлагает сделать маршрутную съемку небольшого участка пути 10 Разбор-проверка исправленных азимутов 20 мин. По окончании съемки все записанные азимуты исправляются на географические 11 Движение (одиночное) по заданным географическим азимутам 30 мин. Тренер выдает каждому слушателю задание, записанное в географических азимутах и предлагает совершить маршрут. 12 Разбор занятия и ошибок. Подведение итогов. Контрольные вопросы 40 мин. Тренер проводит в виде беседы

Примечание. Занятиепроводится на местности на точке, котораяизвестна и имеется на карте. Тренер заранеезнакомится с местностью и подготавливаетконтрольные маршруты.

Разработка памятки побезопасности во время учебных выходов наместность

Любое мероприятие школы должнопроводиться только после ознакомленияслушателей с правилами безопасности. Особенноэто касается выходив слушателей школы наместность и занятий по технике спелеотуризма.

В начале занятий школы (а в отдельныхслучаях и перед практическим занятием) каждыйслушатель должен быть ознакомлен с памяткой побезопасности. Разработка и утверждение такойпамятки должны предшествовать началу учебногопроцесса.

Пример такой памятки приведен ниже.

ПАМЯТКА
по безопасности во время учебных выходов наместность

1. Точно и немедленно выполнятьраспоряжения тренеров и о всякой замеченнойопасности немедленно докладывать тренеру.

2. Посадку в поезд и выход на платформупроизводить лишь при полной остановке поезда.

В вагон садиться по одному отделениюна площадку. На ходу поезда дверей не открывать,из вагонов не высовываться.

3. На занятия приходить строго в тойформе и с тем снаряжением, которые указанытренером. Перед занятием проверять исправностьснаряжения и оборудования.

4. Приводить на занятия постороннихзапрещается.

5. На занятиях иметь паспорт илиудостоверение личности.

6. Соблюдать осторожность во времяпередвижений по лесу, трав и кореньев в рот небрать, незнакомых ягод и грибов в пищу неупотреблять.

7. О малейших признаках заболеваний,травм, утомления, потертостей своевременнодокладывать тренеру.

8. Без разрешения тренера не пить водыиз рек и водоемов, строго соблюдать питьевойрежим.

9. Запрещается употреблять спиртныенапитки и появляться в нетрезвом виде назанятиях.

10. На привалах за территорию лагеря безразрешения дежурного тренера не уходить.

11. Без разрешения тренера не купаться,переправ не устраивать.

12. Парубок деревьев не производить,тяжелых бревен и камней не перетаскивать.

При рубке сухих сучьев под деревьямине стоять. Без разрешения тренера лазить надеревья воспрещается.

13. Свечи и спички в палатках незажигать.

14. Горящих спичек и окурков в лесу небросать, костра без разрешения не разводить,горящих костров без присмотра не оставлять.

15. Огнеопасными веществами (бензином,керосином и т. д.) костры не разжигать.

16. Аккуратно обращаться с огнем икипятком. Ведра с горячей пищей ставить или усвоего костра, или далеко от костра в специальноотведенном месте.

Костровые принадлежности, топоры, пилыи другие режущие предметы упаковать в рюкзак, набиваке складывать в определенное место.

17. Каждый обязан выполнять все правиластраховки и самостраховки.

18. Производить перекличку передвыходом в поход, разведку и т. п. и по возвращении,перед перекурам и после него.

Оповещение туристов о набореслушателей в школу

Получив официальное разрешение напроведение школы, областная секция начинаетнабор слушателей. Способы оповещения выбираютсяисходя из местных условий. При выборе способаоповещения необходимо, чтобы о наборе былоизвестно как можно большей аудитории.

Собеседование с желающимизаниматься спелеотуризмом

При широком оповещении о наборе вшколу могут записаться люди, даже не имеющиепредставления о спелеотуризме, с различнымфизическим и психическим состоянием. Задачатренерского совета тактично провести беседу скаждым, выяснить причины, побудившие отозватьсяна объявление, выяснить противопоказания кзанятиям спелеотуризмом и т. п., а также объяснитьцель школы, учебный процесс и его завершение.Зачастую при такой беседе предполагаемыйслушатель понимает, что он поддался минутномупобуждению я указанный вид туризма ему не подуше. Этим достигается уменьшение отсева изшколы в ходе ее работы.

После собеседования будущий слушательдолжен подать следующие документы на зачислениев школу:

личное заявление, медицинскую справку,заполненную анкету, справки оспелеопутешествиях (если они были).

Ряд секций практикует заполнениеанкеты по определенной форме, в которойуказываются все данные, необходимые в дальнейшейработе. Пример анкеты дан ниже.

АНКЕТА
на слушателя школы предлагерной подготовки

1. Фамилия, имя, отчество

2. Год рождения

3. Партийность

4. Образование

5. Основная профессия

6. Общественная работа

7. Каким видом, спорта занимаетесь?

8. Инструкторское звание

9. Участие в учебных мероприятиях и вкачестве кого (в школах, на курсах, семинарах и т.п.)

10. Сколько лет занимаетесьспелеотуризмом?

11. Самые сложные пройденные Вамипещеры (год, в качестве кого)

12. Время, удобное для занятий

13. Домашний адрес, телефон

Подпись

Дата

После принятия документов слушателюсообщается день и час организационного занятия.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕПРЕДЛАГЕРНОИ ПОДГОТОВКИНачало учебного процесса

Когда набран контингент слушателей,тренерский совет на основании собеседований ианкет разбивает слушателей по отделениям.

Оптимальное для школы количествоотделений три-шесть. При наличии в школе от трехдо шести отделений назначается освобожденныйначальник или завуч школы, при количествеотделений более шести освобожденными являются иначальник, и завуч.

Распределение слушателей поотделениям желательно вести с учетом ихтуристской и общефизической подготовки для того,чтобы уровень слушателей в отделении былпримерно одинаков. Одинаковый уровеньподготовки слушателей в отделении позволяет сбольшей отдачей использовать опыт тренера. Числослушателей в отделении в начале учебы не должнопревышать 10-12 человек. Это обусловленонеобходимостью учитывать неизбежный отсев изшколы в процессе учебы. Принятое количествослушателей в отделении пять-семь человек. Вслучае, если количество слушателей в отделениистабилизируется вне этого предела, необходимолибо объединить отделения, либо создать новые.

На первом (организационном) занятии дослушателей доводятся программа и расписаниезанятий, порядок проведения занятий, требованияшколы. Слушателей знакомят с руководителямишколы. По школе отдается приказ о распорядке днязанятий, списочном составе отделений с указаниемтренера, стажера (если он есть) и старосты. Примерприказа приведен ниже.

ПРИКАЗ
по школе спелеотуризма... совета по туризму иэкскурсиям

Дата

§ 1

Поздравляю слушателей с началомзанятий.

§ 2

К занятиям школы приступить с(указывается дата).

§ 3

Сформировать из слушателей школы...отделений:

1-е отделение - тренер (фамилия, имя,отчество)

стажер (фамилия, имя, отчество)

староста (фамилия, имя, отчество)

слушатели: 1. ...

2. ... и т. д.

2-е отделение - ...

3-е отделение - ... и т. д.

§ 4

Дежурным по школе назначаю 1-еотделение. Дежурным тренером - ...

§ 5

Лекционные и семинарские занятияпроводить по (указывается дата) в (указываетсяместо). В случае переноса места и времени занятийслушатели будут предупреждатьсязаблаговременно.

Тренировочные занятия проводить по(указывается дата) в (указывается место).

Начальник школы______________.

После общего (организационного)занятия проводятся занятия по отделениям. Назанятиях по отделениям тренер представляетсяслушателям, а слушатели сообщают необходимыеданные о себе: фамилию, имя, отчество, род занятий,туристский опыт и т. л. Кроме этого тренерзнакомит слушателей с требованиями школы в частидисциплины, о порядке дежурства и обязанностяхдежурного отделения, форме одежды при проведенииучебных выходов и тренировочных занятий и т. п.

Желательно, чтобы каждый тренеротделения вел самостоятельный журнал отделения.Ниже приводится перечень граф журнала:

1 страница: фамилия, имя, отчество; датаи год рождения; партийность; домашний адрес;образование; телефон; личное снаряжение, котороеесть у слушателя школы; спелеоопыт; учетпосещаемости;

2 страница: учет посещаемости;

3 страница: учет успеваемости.

Проведение учебного процесса

Учебный процесс должен проводиться встрогом соответствии с разработанным иутвержденным расписанием.

Учебный план школы предлагернойподготовки охватывает 15 тем. Эти темы можноразделить на три группы:естественно-географическую, техническую испециальную подготовку.Естественно-географическая подготовка-это с 1по 7 темы, техническая - с 10 по 14 и специальная - 8,9 и 15 темы.

Занятия по первым семи темам носят восновном лекционный характер. В процессе чтениялекции необходимо рекомендовать слушателямобращаться к специальной литературе. Лекции по3-7 темам ознакомительные и дают общиепредставления. Детальное изучение этих темнеобходимо поручить слушателям. Практика работышкол показывает, что слушатели с большиминтересом самостоятельно расширяют свои знанияпо темам (после лекций), если школы регулярновыходят в походы в воскресные дни и тренерыотделений обращают внимание слушателей на те илииные явления природы.

Проверке слушателей на пониманиеотдельных вопросов способствуют домашниезадания. Примерный перечень домашних заданий пообщетуристской тематике изложен ниже.

1. Туристские возможности родного края.

2. Подготовка похода (в ролируководителя, завхоза, завуча).

3. Обязанности руководителя в походе.

4. Обязанности завхоза в походе.

5. Расчет питания на группу.

6. Описание маршрута похода (в которомуже были).

7. Меры безопасности в походе.

В ходе учебного процесса необходимопроводить проверку навыков и умений слушателей.Это достигается как на практических занятиях,так и при проведении контрольных работ. Темамиконтрольных работ могут быть.

1. Топография (в виде диктанта).

2. Питание (в виде ответов наконтрольные вопросы).

3. Снаряжение (задание на наборснаряжения для группы при посещении шахты илипещеры определенной категории сложности).

Лекционные занятия по технической испециальной подготовке следует сопровождать"показом" практического применения читаемогоматериала. Вслед за лекциями необходимопроводить практические занятия - сначалацеликом посвященные данной теме, а затем поотдельным разделам темы во время выхода школы наместность. Безусловно, каждое занятие должнобыть обосновано и давать максимум полезногоматериала слушателям. В качестве примера нижеприводим разработку по теме "Физическаяподготовка спелеотуриста", которая можетслужить основой для проведения как лекционных,так и практических занятий, а также дляправильной организации тренировок слушателей.

При выходах школ на местность или натренировочные занятия по физической итехнической подготовке обязательно должныотрабатываться вопросы техники работы сверевкой и на лестнице, вопросы страховки исамостраховки, техники и тактикитопографической съемки.

Тренерский совет школы долженпостоянно следить за тем, чтобы все темыосновательно прорабатывались слушателями и недопускать того, чтобы тому или иному слушателюделали скидку по некоторым темам из-за хорошейфизической или технической подготовки.

Строгое соблюдение дисциплины отначала и до конца занятий должно стать закономшколы. Ничто так не действует на укреплениедисциплины как строгий регламент или, еслихотите, церемониал .начала занятий: обязательноепостроение слушателей школы перед занятиями,сдача рапорта тренерами отделений дежурномутренеру, отдача приказа о начале занятий иобъявление темы занятий. Безусловно, при этомобязанности и права дежурного тренера должныбыть регламентированы положением или памяткойдежурного тренера школы. Ниже приводится примерпамятки "Права и обязанности дежурного тренерашколы".

ПРИМЕРНАЯ ПАМЯТКАПрава и обязанности дежурного тренерашколы

1. Дежурный тренер назначаетсяначальником школы.

2. В обязанности дежурного тренера иего отделения входит: подготовка к проведениювсех занятий в день дежурства, включающаяподготовку помещений к занятиям и приведение ихв порядок после них, обеспечение порядка ивыполнение всех необходимых общешкольныхобязанностей.

3. Дежурный тренер:

а) проводит построение всей школы,принимает рапорты отделений и зачитывает приказпо школе;

б) контролирует проведение лекционных,семинарских занятий и занятий по физическойподготовке;

в) собирает сведения о явке слушателейна занятия;

г) организует посадку слушателей впоезд при выездах;

д) заполняет журнал дежурного тренера;

е) после занятий сдает дежурство вновьназначенному дежурному.

Организация и проведениетренировок в рамках учебного процессаОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙПОДГОТОВКЕ СПЕЛЕОТУРИСТА

Среди других видов туризмаспелеотуризм занимает особое место. Даженачинающий спелеотурист, спускающийся в первуюсвою карстовую полость, попадает в ситуацию,требующую от него значительной отдачифизической и нервной энергии. Нехватка этихресурсов хотя бы у одного участника можетпривести к срыву спелеопутешествия и даже кнесчастному случаю. Возросшая за последние годысложность спелеотуристских маршрутов,территориальная отдаленность пещер отнаселенных пунктов, расположение их, как правило,в высокогорных районах настоятельно требуют отспелеотуриста всестороннего физическогоразвития, способности к длительным нагрузкам,быстроты реакции и целого комплекса туристских испециальных навыков. Надлежащая физическаяподготовка спелеотуриста является также однимиз важных факторов безаварийного посещенияпещеры и обеспечения надежнойконтрольно-спасательной службы. Многолетняяпрактика работы спелеошкол, лагерей и экспедицийсамым решительным образом подтверждает все этитеоретические аргументы о необходимостивысокого уровня тренированности спелеотуриста,поэтому в подавляющем большинствеспелеосекциями нашей страны приняты навооружение различные тренировочные планы,включающие, в основном, непосредственнопредэкспедиционный период времени и сводящиесяк эпизодическим тренировочным занятиям воставшуюся часть года. Такой ритм физическойподготовки, возможно, и удовлетворителен дляопытных, имеющих хорошую спортивную закалкуспелеотуристов; но он ни в коем случае не можетбыть использован для тренировки новичков -слушателей первого и второго года школпредлагерной подготовки. Вопрос о приобретенииновичком необходимой для прохожденияспелеолагеря спортивной формы не должен и неможет решаться аккордным путем, в течениеодного-двух месяцев; это длительный, постепенныйпроцесс. Поэтому учебная программа школы должнабыть в значительной своей части посвященафизической подготовке спелеотуриста. Прирассмотрении этого вопроса следуетпредусмотреть как теоретический разбор основтренировки спелеотуриста, так и сами тренировки,проводимые регулярно по заранее составленномуперспективному плану. При этом нет необходимостиначинать с чтения лекций и проведения семинаровпо физической подготовке. Наоборот, желательноначинать тренировочный комплекс с первых днейзанятий в школе. Это, во-первых, будетспособствовать лучшему усвоению слушателямишколы теоретических знаний, а, во-вторых,позволит удлинить срок их предлагернойфизической подготовки. Специфика тренировокспелеотуриста заключается в том, что ихподготовка и проведение требуют твердого знанияопределенных технических навыков при работе соснаряжением для спуска и подъема в карстовыхполостях и неукоснительного выполнения всехнорм и правил безопасности, которые соблюдаютсяи в естественных условиях - при штурме пещер.Поэтому до начала тренировочных занятий слестницами, веревками, на скалах и с различнымивспомогательными средствами подъема и спусканеобходимо провести со слушателями школыдва-три практических занятия, специальнопосвященных этим темам. Инструктор, стажер илитренер школы во время тренировки долженобеспечить необходимый контроль за выполнениемправил техники безопасности и требовать отслушателей школы строгой дисциплины ивыполнения всех его указаний, не допускатьанархии, нарушения тренировочного плана иобщественного порядка.

Помимо общефизической подготовки испециальных занятий тренировочный план школыдолжен предусматривать ряд туристских походов,цель которых - не только тренировать у новичковвыносливость и дать им туристские навыки, нотакже способствовать становлению коллектива,воспитывать чувство товарищеской взаимопомощи,столь необходимое в любом путешествии, особенно,в спелеотуристском.

Успешный штурм зачетных пещерспелеолагеря первого и второго года обучениятребует от участника, как отмечалось, хорошейфизической подготовки. Выпускники школы должнылегко сдавать физические нормативы комплексаГТО 2-ой степени в своей возрастной группе.Приобретение такой спортивной формы связано свесьма напряженным тренировочным ритмом ибольшими нагрузками на организм человека. Этинагрузки, несмотря на строгую постепенность ихвведения, могут быть противопоказаны людям сзаболеваниями сердечно-сосудистой системы инекоторыми другими. Поэтому, прежде чемприступить к тренировке, слушатели обязаныпредставить руководству медицинские справки осостоянии здоровья и отсутствии подобныхпротивопоказаний. На протяжении всеготренировочного периода следует осуществлятьрегулярный медицинский контроль.

Особое внимание необходимо уделятьсамой структуре тренировочного занятия. Само посебе осознание человеком расширения своихфизических возможностей побуждает его испытатьсвои силы на еще более высоком уровне, поднятьсяеще на одну ступень своего физического развития;однако монотонные, неинтересные тренировкимогут притупить желание продолжать занятия. Поэтой причине следует включать в план каждойтренировки новые элементы, на пример: изменениемаршрута кросса, коллективную спортивную игру,модификацию силовых или специальных упражнений,испытание технических новинок и т. п. От умелого итворческого подхода тренера к проведениюкаждого занятия зависит успешное выполнениевсего тренировочного плана и задач физическойподготовки слушателей школы спелеотуристов кпрохождению ими спелеолагеря. Поэтомуруководство школы и секции спелеотуризма должноуделять надлежащее внимание подбору тренерскихкадров, проведению с ними методической ипедагогической работы.

Подводя итог вышеизложенному, можносформулировать следующие основные требования кфизической подготовке слушателей школыспелеотуризма.

1. Это должна быть, в основном, общаяфизическая подготовка (ОФП) во всем разнообразииее форм и включающая специфические элементыспелеотуризма - технику работы со специальнымснаряжением и скалолазание.

2. ОФП должна осуществляться нарегулярных тренировках, в соответствии сперспективным планом, в котором следуетучитывать строгую постепенность возрастаниянагрузок и уровень физического развитияслушателей школы.

3. Перед началом тренировочного цикла иперед поездкой в спелеолагерь каждый слушательшколы обязан представить медицинскоесвидетельство об отсутствии противопоказаний кзанятиям спелеотуризмом; на протяжениитренировочного периода следует осуществлятьрегулярный медицинский контроль.

4. На тренировочных занятиях должнывыполняться все правила техники безопасности,должны быть предприняты все необходимые меры дляпредупреждения несчастных случаев.

5. Инструкторский состав и стажерышколы спрлеотуристов должны пройти специальнуюметодическую подготовку по проведениютренировочных занятий со слушателями школыпредлагерной подготовки и спелеолагеря второгогода обучения.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЛАН ИЗАКОНОМЕРНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛАСПЕЛЕОШКОЛЫ

Тренировочный план слушателей школыдолжен быть построен таким образом, чтобы по егозавершении в течение двух лет каждый выпускникимел необходимые физические данные итехнические навыки, включающие знания техникибезопасности, позволяющие ему быть участникомштурма (в том числе и первопрохождения) карстовойполости III категории сложности. План первого годапредусматривает тренировки, направленные наразвитие выносливости, силы, выработку быстротыреакции, общее укрепление организма. Наряду сзадачами общей физической подготовки в планепервого года есть и задачи по овладениюслушателями школы основами техники безопасностии работы со специальным снаряжением, отработкеприемов передвижения в горах, по снежно-фирновымсклонам и привитию туристских навыков. В планевторого года главный акцент делается насовершенствовании технических приемов, освоенииновейших приспособлений, применяемых внастоящее время для штурма пещер, овладеваниитехникой скалолазания и гимнастическойподготовки. Одновременно проводятся занятия,направленные на поддержание достигнутого уровняфизического развития и дальнейшеесовершенствование его.

Приступая к осуществлениютренировочного плана спелеошколы, тренер долженучитывать индивидуальную физическую подготовкукаждого слушателя, для чего следует принятьвступительные физические нормативы у всехновичков. На основании полученных данных всягруппа слушателей школы предлагерной подготовкиразбивается на две подгруппы: хорошо и слабофизически подготовленных новичков. Перваяподгруппа может заниматься ОФП со слушателямивторого года, тогда как вторая - по планупервого. Работой с лестницами, веревками,скалолазанием и другими специальнымиупражнениями обе подгруппы занимаются поединому плану первого года, предварительно сдавзачет по технике безопасности. Если группановичков многочисленна, то, как показываетпрактика работы школ спелеотуризма, хорошимипомощниками тренера школы могут стать наиболееподготовленные слушатели второго года обученияпосле прохождения ими специальной методическойподготовки. На каждого тренирующего должноприходиться не более шести новичков, особенно натехнических занятиях.

В ходе выполнения перспективноготренировочного плана школы помимо сдачислушателями вступительных и предлагерныхфизических нормативов, может быть рекомендованотакже введение одного-двух контрольныхфизических нормативов для оценки необходимостирегулирования интенсивности тренировок илиперенесения центра тяжести физическойподготовки. В этой связи необходимо отметить, чтографик тренировочного цикла планов и первого, ивторого года не должен быть равномерным.Постепенное возрастание нагрузок одного видадостигает своего максимума и в течениенекоторого времени прекращается. Затем идетснятие нагрузок, не спадающее до низкогопервоначального уровня, после чегоинтенсивность вновь плавно нарастает,превосходя предыдущий максимум и достигаянового. Длина такого цикла колеблется оттрех-пяти тренировок в начальный период,постепенно удлиняясь до семи-восьми тренировок(без превышения максимума) в предлагерный период.Схематический график повышения интенсивноститренировок изображен на рис. 1. Очень важно, чтобыминимум нагрузок одного вида не перекрывалсямаксимумом другого, так как в подобном случаеорганизм не в состоянии подчинитьсятренировочному ритму, не расслабляется, и этоможет привести к физическому переутомлению, кперетренированности. Для того чтобы избежатьрезкой нагрузки на организм и травмы мышц, каждоетренировочное занятие следует начинать собязательной разминки, завершать же занятиерекомендуется каким-либо игровым видом спорта,автоматически снимающим напряжение тренировки.


Рис. 1
График изменения интенсивности тренировокслушателей школы прадлагерной подготовкиспелеотуристов

В качестве примера тренировочногоплана школы предлагерной подготовкиспелеотуристов приведем полугодовой планфизической подготовки слушателей Московскойгородской школы спелеотуристов 1975 г. (табл. 3).Практика показала, что слушатели школы,регулярно посещавшие тренировки, легко сдалифизические нормативы, выполнение которыхтребуется от выпускников школы, в то время какпренебрегавшие посещением тренировок слушателишколы с трудом справились со стандартнымпредлагерным комплексом нормативов (табл. 4). Нижедаются планы проведения двух отдельныхтренировочных занятий: одно - в начальный,другое - в предлагерный период.

В заключение заметим, что прекраснымсредством приобретения и поддержания на высокомуровне спортивной формы является ежедневнаяутренняя зарядка, включающая разминочные идыхательные упражнения, легкий бег в течение 15-20мин. и легкую силовую гимнастику, после чегорекомендуется прохладный душ либо обтирание. Тутже необходимо отметить, что исключительновредное влияние как на физическую подготовку,так и на здоровье вообще, оказывают курение иупотребление спиртных напитков. Для успешногоприобретения хорошей спортивной формы следуетотказаться от этих вредных привычек, а такженаладить калорийное правильное питание иустановить твердый режим дня.

Таблица 3Перспективный тренировочный планшколы предлагерной подготовки Месяц Номер цикла Место проведения тренировки Номер трени-
ровки Общее время трени-
ровки Раз-
минка, мин. Кросс, мин. Силовые упраж-
нения, мин. Техника работы со снаря-
жением, мин. Скало-
лазание, мин. Игры (баскет-
бол, футбол), мин. Февраль I Спортзал 1 90 10 30 20 - - 30 " 2 90 10 35 20 - - 25 " 3 100 10 35 20 - - 35 " 4 100 10 30 20 - - 40 II Спортзал 5 100 10 35 20 - - 35 Лыжный кросс, 3 час. 6 - - - - - - - Спортзал 7 110 10 40 20 - - 40 " 8 110 10 35 30 - - 35 Март " 9 110 10 35 20 - - 45 III " 10 110 10 35 20 15 - 30 " 11 110 10 30 20 20 - 30 Лыжный
кpocc, 4 час. 12 - - - - - - - Спортзал 13 120 10 40 20 20 - 30 " 14 110 10 30 20 15 - 35 IV " 15 110 10 35 20 20 - 30 " 16 110 10 35 20 25 - 25 Апрель " 17 120 10 35 25 25 - 30 " 18 120 10 35 25 25 - 30 " 19 120 10 35 20 - - 40 " 20 120 10 35 20 20 - 40 V Стадион 21 120 10 40 15 30 - 25 " 22 120 10 45 15 25 - 25 " 23 120 10 45 20 20 - 25 " 24 130 10 45 20 20 - 35 Май " 25 130 10 40 20 30 - 30 Стадион 26 130 10 40 15 30 - 35 VI " 27 140 10 40 20 30 20 20 Турпоход, 40 км 28 - - - - - - - Стадион 29 140 10 40 10 30 30 20 " 30 140 10 45 10 30 20 25 " 31 150 10 45 15 30 15 35 " 32 150 10 50 15 25 15 35 Июнь " 33 140 10 45 15 30 15 35 VII " 34 150 10 45 10 35 15 35 " 35 150 10 50 15 35 15 25 " 36 160 10 60 10 40 10 30 " 37 160 10 50 10 30 10 50 " 38 160 10 50 10 20 10 60 " 39 150 10 45 15 20 15 45 " 40 - - - - - - - Июль VIII 41 150 10 45 10 30 15 40 " 42 160 10 50 15 30 15 40 " 43 160 10 50 15 35 10 40 " 44 160 10 55 15 40 10 30 " 45 160 10 60 10 40 10 30 " 46 160 10 50 10 30 20 40 " 47 150 10 45 15 40 10 30 " 48 150 10 40 10 30 10 50 Таблица 4 Рекомендуемые физические нормативыдля спелеотуристов первого и второго годаобучения Вид физических нормативов Кросс, км/мин. Лестницы, м/мин. Подтягивание, раз или канат на руках, м Отжимание на руках, раз Приседание на одной ноге, раз (правая/левая) муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. Вступительные 3/15 1,5/8 - - 7/- 2/- 15 8 7/7 4/4 Контрольные, I 5/25 3/18 - - 9/4 2/1,5 20 10 10/10 5/5 Предлагерные, I, 5/25 3/18 - - 9/4 2/1,5 20 10 10/10 5/5 Контрольные,IIа 5/23 3/16 30/6 20/5 10/5 3/2 25 15 12/12 6/6 Контрольные, IIб 6/28 4/21 40/8 30/7 11/6 3/2 28 16 15/15 7/7 Предлагерные, II 6/25 4/20 60/10 40/9 13/8 4/3 30 16 18/18 9/9 План тренировки начального периода занятий вшколе предлагерной подготовки спелеотуриста (см.тренировку № 4 перспективного плана, табл. 3).

1. Разминка - 10 мин. (спортзал)

а) размеренная ходьба, легкие прыжки,установление дыхания;

б) разминка плечевого пояса, мышцспины: вращения корпусом; наклоны корпуса вперед,назад, в стороны, сцепив руки за спиной, вращениярук; сведение и распрямление рук у груди; прогиб вспине и доставание ладонями пола при наклоневперед;

в) разминка ног: ходьба прямымивыпадами; перенос тяжести тела с одной ноги надругую в боковом выпаде; разминка икроножныхмышц в упоре о шведскую стенку; наклоны кпоставленной на уровне пояса на шведскую стенкуи вытянутой ноге; ходьба на внешней и внутреннейстороне стопы.

2. Красс - 30 мин. (желательно попересеченной местности). Равномерный бег.Тренеру акцентировать внимание на правильнойтехнике бега: грудная клетка не зажата локтями,параллельное движение рук вдоль направленияперемещения, работа всей стопы при беге.

3. Силовые упражнения - 20 мин.(спортзал).

Для мужчин - серия упражнений соштангой весом до 30 кг;

для женщин - те же упражнения, но сгантелями не тяжелей 10 кг:

а) жим штанги стоя - 3-5 раз,

б) жим штанги лежа 5-8 раз,

в) подъем штанги на бицепсы - 3-5 раз,

г) вращение корпусом, положив штангу наплечи - 8-10 раз,

д) наклоны корпуса со штангой на плечах- 5-8 раз,

г) приседания в прямом выпаде соштангой на плечах - 5-7 раз на каждой ноге,

ж) упражнения на прессе: прямые иперекрестные "ножницы", сидя на полу,

з) подъем на руках и с помощью ног поканату (2 раза по 4 м), и) вис на одной руке наперекладине или на шведской стенке (по 15-20 сек.на каждой руке).

4. Игра в баскетбол - 2 тайма по 20 мин.(спортзал).

План тренировки предлагерногопериода занятий в школе предлагерной подготовкиспелеотуриста (см. тренировку № 38 перспективногоплана табл. 3).

1. Разминка - 10 мин.

Разминка строится также, как и в первомпримере. Можно разнообразить разминочныеупражнения, но основная цель разминки -становление дыхания, разминка мышц плечевогопояса, спины, ног, стимуляция работы сердца -должна быть достигнута.

2. Бег - 50 мин. Все беговые упражнениярекомендуется делать на пересеченной местности,а не на стадионе, причем периодически менятьмаршрут кросса. Бег неравномерный: 10 мин. -спокойный, 500 м - усиленный Х З цикла. Завершаетсяспокойным бегом.

3. Силовые упражнения - 10 мин. Серияповторяется 2 раза

а) подтягивание на перекладине - 6 раз,

б) отжим от земли на руках - 15 раз,

в) отжим от земли на одной руке в прямомвыпаде - 7 раз,

г) вращение корпусом с партнером наплечах - 7-9 раз,

д) наклон корпуса с партнером на плечах- 4-6 раз,

е) приседание с партнером на плечах -5-7 раз.

4. Лазание по лестнице - 10 мин. (каждыйслушатель школы должен пролезть не менее 20 мвверх без переправы).

Лазание по двойной основной веревке наруках и с помощью ног (каждый должен пролезть неменее 10 м вверх) - 10 мин.

5. Скалолазание - 10 мин. Слушателишколы лазают по специальной скальной стенке навысоте не более 1 м от поверхности земли. Тренеруобращать особое внимание на правильностьлазания: скалолаз держится одновременно на трехопорах: две руки и нога либо две ноги и рука;воспрещается использовать в качестве опорколени, локти.

При выполнении пп. 4 и 5 настоящегоплана следует обеспечить необходимую страховку.

6. Игра в футбол - 2 тайма по 30 мин. Всеупражнения выполняются на стадионе либо наспециально отведенной для тренировок территориипод открытым небом.

Завершение работы школы

После теоретических и практическихзанятий следует провести экзамены. Тренерскийсовет школы должен разработать и утвердить кэтому времени в комиссии по кадрамэкзаменационные билеты. Экзаменационные билетыдолжны содержать все вопросы программы.Рекомендуемое количество билетов - 20 шт. Каждыйэкзаменационный билет должен охватыватьорганизационные (по туризму и спелеотуризму),естественно-географические, технические испециальные вопросы. Ниже приводятся примерныетексты билетов. на основе которых возможны идругие разработки.

Примерные экзаменационные билеты дляшкол предлагерной подготовки спелеотуристов испелеолагерей

Билет 1

1. Роль советского туризма вкоммунистическом воспитании масс.

2. Порядок штурма колодцев глубиной до40 м, диаметром до 1 м и более 1 м. Действияначальника и участников штурма.

3. Снаряжение (групповое, личное,специальное, научное) для прохождения шахты ПБкатегории сложности одним отделением.

4. Врачебный контроль и самоконтрольтуриста-спелеолога.

5. Карстующиеся породы. Условияобразования полостей.

Билет 2

1. Правила организации самодеятельныхтуристских путешествий на территории СССР иправила посещения пещер.

2. Порядок штурма горизонтальнойполости до IIIA категории сложности.

3. Ориентирование в пещере.

4. Основные виды травм в пещерах.Перевязочный материал.

5. Типы карстовых полостей.

Билет 3

1. Порядок создания туристской секции вколлективе физкультуры, ее задави и структура.

2. Назначение, виды и способы страховки.

3. Виды карт, их назначение. Рамка изарамочное оформление карт.

4. Доврачебная помощь при укусахядовитых змей и насекомых.

5. Вторичные образования в пещерах. Ихзначение для спелеотуриста.

Билет 4

1. Требования к участникамспелеопутешествий. Документация для него ипорядок оформления путешествия в МКК.

2. Особенности скалолазания в пещерах.

3. Транспортировочные средства впещерах.

4. Доврачебная помощь при растяжениях ивывихах.

5. Трещиноватость карстового массива.Связь направления пещерных галерей стрещиноватостью.

Билет 5

1. Порядок организации школыпредлагерной подготовки.

2. Снаряжение группы при поиске пещер.Методика поиска пещер в карстовом районе.

3. Магнитное склонение. Ориентированиепо карте в горах.

4. Особенности поведения человека подземлей.

5. Признаки периодичности обводненияполостей.

Билет 6

1. Порядок подготовкиспелеопутешествия. Права и обязанностируководителя путешествия.

2. Естественные препятствия приподходе к пещерам. Способы Преодоления водныхпреград.

3. Содержание комплексной топосъемки впещере. Приборы для нее.

4. Профилактика и доврачебная помощьпри отравлении пищевыми продуктами и тепловомударе.

5. Этажность пещер. Связь этажей сречными террасами.

Билет 7

1. Организационная структура исодержание работы спелеосекции.

2. Тактика и техника штурмавертикальной полости IIIA категории сложности.

3. Определение сторон горизонта посолнцу, часам, в ночное время.

4. .Доврачебная помощь прикровотечениях и засорении глаз.

5. Микроклиматические наблюдения впещерах. Приборы.

Билет 8

1. Подготовка отделения к зачетномупрохождению пещеры.

2. Техника и тактика штурма обводненныхполостей. Меры предосторожности.

3. План, схема, кроки. Топографическиезнаки.

4. Лекарства, применяемые при болях:головной, зубной, в полости живота.

5. Подземные источники, периодичностьих действия.

Билет 9

1. Структура туристских организацийСССР. Роль профсоюзов и комсомола в развитиисоветского туризма.

2. Оптимальная группа для работы ввертикальной полости типа IIIA категориисложности. Расчет снаряжения, продолжительностьштурма.

3. Личное снаряжение для штурма пещер,требования к снаряжению.

4. Значение и содержание общей испециальной физподготовки спелеотуриста.

5. Главные экскурсионныеспелеологические объекты в СССР и за рубежом.

Билет 10

1. Основные показатели сложности пещер.

2. Штурм полости IIIA категориисложности. Действия начальника, первого ипоследнего участника при спуске и выходе.

3. Расчет группового снаряжения дляштурма горизонтальной обводненной пещеры.

4. Страховка при топосъемке колодцев.

5. Походная аптечка. Перечень основныхмедицинских средств и их применение.

Билет 11

1. Цели и задачи вспомогательнойгруппы.

2. Топосъемка вертикальных полостей.

3. Выбор снаряжения (группового,личного, общего, научного, специального) дляпещеры длиной 2-4 км.

4. Эвакуация пострадавшего издвухступенчатой шахты диаметром более 10 м.

5. Первая помощь при укусах змей иядовитых насекомых.

Билет 12

1. Топографическая съемкагоризонтальных полостей, ошибки. Особенностисъемки лабиринтов.

2. Ориентирование в пещере.

3. Преодоление основных естественныхпрепятствий при подходе к полости.

4. Спелеофауна. Консервация находок.Основные сведения, помогающие при поиске новыхполостей.

5. Биологические особенности поведениячеловека под землей.

Билет 13

1. Подземная и поверхностнаятопографическая съемка.

2. Структура и развитие спелеотуризма вСССР.

3. Узлы, назначение. Основныетребования к узлам.

4. Карстовые явления. Ихраспространение в СССР.

5. Специфика условий в пещерах. Травмы.Особенности медицинской аптечки.

Билет 14

1. Структура общественных организацийспелеотуризма в СССР.

2. Контрольный срок. Действияначальника спасательного отряда спелеолагеря поистечении этого срока. Организация спасательныхработ.

3. Привязка плана пещеры к рельефу.Способы изображения рельефа.

4. Водно-солевой режим при движении наповерхности и в пещере.

5. Карстовые явления, ихраспространение на территории СССР.

Билет 15

1. Виды туристских соревнований, ихособенности. Организация соревнований потехнике спелеотуризма.

2. Основные причины аварийности вспелеотуризме. Меры предупреждения опасностей.

3. Способы определения неизвестногомасштаба карты. Как учитывают при ориентированиикартографическую генерализацию.

4. Личная гигиена спелеотуриста.Гигиенические требования к одежде, обуви,снаряжению.

5. Связи поверхностных карстовых форм сморфологией пещеры.

Билет 16

1. Значение личного примера ввоспитательной работе. Взаимоотношениеинструктора с руководимым им коллективомспелеотуристов.

2. Действия начальника и участников призачетном прохождении полости IIIA категориисложности.

3. Определение сторон горизонта поместным предметам.

4. Причины и симптомы простудныхзаболеваний, лечение этих заболеваний в походныхусловиях.

5. Схема описания пещер.

Билет 17

1. Эвакуация пострадавшего издвухступенчатой шахты диаметром более 10 м.

2. Личное снаряжение слушателей припрохождении обводненной пещеры.

3. Доврачебная помощь при переломе рукии ожогах.

4. Пещеры-санатории. Бальнеологическиесвойства пещер.

5. Содержание отчета о спелеолагере.Порядок оформления отчета.

Билет 18

1. Задачи и действия штурмовой группыпри штурме лабиринта длиной 15 км и более.

2. Ориентирование на местности приограниченной видимости.

3. Режим питания в пещерах до IIIBкатегории сложности. Нормы продуктов питания.

4. Использование пещер на различныхэтапах развития человечества. Обитатели пещер.

5. Групповое снаряжение. Спасательныйфонд и его формирование.

Билет 19

1. Нормы поведения туристов впутешествии, в населенном пункте, в пещере.,

2. Аварийная ситуация. Связь сконтрольно-спасательной службой. Порядокпроведения спасательных работ.

3. Градусная и координатная сетки карт.Определение места нахождения на карте.

4. Доврачебная помощь при повреждениикожного покрова. Дезинфицирующие средства.

5. Глубинный карст, его формы.Конденсация в пещерах. Связь водных источников ипещер.

Билет 20

1. Традиции советского туризма. Формы иметоды пропаганды туризма в коллективефизкультуры.

2. Тактика и техника преодолениясифонов и обводненных галерей.

3. Горизонталь, высота сечения изаложение: определение крутизны склона.

4. Физиологическое происхождениеутомления. Оптимальный темп исследования пещер.

5. Натечные формы, их строение и связь сморфологией пещеры.

Экзаменационная комиссия назначаетсякомиссией по кадрам и аттестации местного советапо туризму и экскурсиям совместно с бюроспелеосекции.

По завершении экзаменов тренерскийсовет составляет отчет (приложение), а бюросекции представляет его совету по туризму иэкскурсиям, который один экземпляр направляет наутверждение в Центральный совет по туризму иэкскурсиям.

После утверждения отчета слушателям,успешно сдавшим экзамены, выдаются оправкиединого образца (приложение 2), а руководствушколы засчитывается инструкторский балл.Оправки слушателям выдаются на местах. Наобороте справки дается краткая характеристикаслушателя. Характеристика должна содержатьответы на следующие вопросы:

техническая, теоретическая ифизическая подготовка; моральные качества;рекомендация к дальнейшим занятиямспелеотуризмом.

Слушатель выходит из стен школы. Но онеще не спелеотурист. Тренерский совет школырекомендует его в спелеолагерь, о чем он сообщаетслушателю с указанием точных сроков проведенияспелеолагеря.

ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЛЕОЛАГЕРЯПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯПодготовка лагеря,распределение обязанностей

Подготовка к проведению спелеолагеряначинается за три-четыре месяца до его начала.Как правило, инструкторы, работающие в лагере,участвуют и в работе школы предлагернойподготовки, выпускающей слушателей для этихлагерей, и заранее знакомятся со слушателями. Обособенностях проведения лагерей, в которыхинструкторы и слушатели из разных секций, будетоказано особо.

Бюро секции, проводящей спелеолагерь,назначает начальника, заведующего учебнойчастью и инструкторский состав лагеря. Начальниклагеря несет полную юридическую и моральнуюответственность за всех слушателей иинструкторов лагеря и обязан обеспечитьуспешную работу лагеря в течение всего срока.Начальник лагеря представляет лагерь вспелеосекции и во всех вышестоящих организациях,несет материальную ответственность передфинансирующими организациями. Он имеет право впроцессе подготовки и работы лагеря отстранитьот работы не выполняющих своих обязанностейинструкторов и исключить из лагеря участниковпри неоднократном и грубом нарушении режималагеря или в связи с их неподготовленностью.Более детально обязанности начальника изложеныв примерной памятке.

Памятка начальнику спелеолагеря

1. Начальник спелеолагеря утверждаетсяЦентральной комиссией по кадрам по рекомендациибюро Центральной секции спелеотуриэма.

2. Начальник прибывает на местопроведения сбора, имея при себе анкеты всех егоучастников.

3. Участники, не имеющие снаряжения,направления от советов и медсправки кпрохождению сбора (спелеолагеря) не допускаются.

4. Начальник и завуч спелеолагерявысылают инструкторам письма с указанием, какиетемы учебной программы им следует подготовитьдля работы с отделением или для лекций вспелеолагере.

5. Инструкторский состав прибывает зачетыре дня до начала занятий. Слушателиприбывают накануне. Опоздавшие более чем на троесуток отчисляются.

6. До начала занятий необходимо:подготовить темы и конспекты лекций,методический материал, подготовить образцыплан-конспектов практических занятий и самиметодразработки; разбить состав спелеолагеря поотделениям; назначить ответственных заснаряжение и за питание для всего спелеолагеря;назначить ответственных за снаряжение и питаниепо отделениям; обсудить с инструкторским советомтребования к участникам, методику и единыйтактико-технический стиль проведения занятий;уточнить график работы смен и учебноерасписание; решить все финансовые вопросы:оплата лекционных и практических занятий,обратные билеты участника, автотранспорт к местулагеря; совместно с инструкторским советомопределить порядок работы сбора, установитьрезким дня, оформить доску приказов, проверитьразбивку слушателей по отделениям, уточнитьобъекты для учебной работы, отобрать туристскоеснаряжение для работы (ответственный заснаряжение) и распределить по отделениям;уточнить раскладку питания, проверить наличиемедицинской аптечки.

7. В начале и в процессе учебных занятийвсе мероприятия и назначения объявляютсяприказами по лагерю (каждый день на утреннейлинейке), а именно:
прохождение медосмотра и сдача физнормативов;
зачисление в спелеолагерь и отчисление из негослушателей;
назначение стажеров и инструкторов лагеря,начальника спасательного отряда и созданиеспасательного фонда дежурных инструкторов иотделений.

8. Регулярно проводить заседанияинструкторского совета, оформляя их протоколами.Решения совета объявлять приказами поспелеолагерю.

9. Все члены инструкторского советабеседуют с каждым участником по его прибытии влагерь для выявления уровня его подготовки.

10. Перед началом (или в начале) учебныхзанятий начальник и инструкторы лагеря проводятразведку и осмотр учебных объектов итренировочный спуск (хотя бы один).

В процессе занятий завуч лагеряпроверяет план-конспекты и методическиеразработки инструкторского состава, стажеров ислушателей (последнее - на сборе инструкторов).

11. По окончании учебных занятийначальник лагеря сдает отчет о его проведении нат/б (финансовый) и в Центральную секциюспелеотуризма (полный).

Заместителем начальника лагеряявляется заведующий учебной частью - завуч. Онназначается из числа наиболее подготовленных вметодическом отношении инструкторов. Завучотвечает за учебный процесс в лагере, заправильность и полноту получаемых слушателямизнаний и навыков. Инструкторы образуютинструкторский совет - совещательный орган приначальнике лагеря.

Подобранный таким образом составначинает подготовку лагеря с выбора карстовогорайона и учебных объектов-пещер.

При выезде за пределы своей области(края) необходимо иметь разрешение того совета потуризму и экскурсиям на территории которогорасположен выбранный карстовый район.

Завуч с начальником лагеря составляютучебный план (за основу может быть взятутвержденный учебный план- приложение) иучебное расписание для его реализации,выдерживая принцип постепенного усложненияизучаемых вопросов и перехода от простых пещер кболее сложным.

Завуч должен также составить планработы со стажерами, которые выбираются из числанаиболее подготовленных и развитых слушателей,уже прошедших лагерь второго года обучения (приотсутствии таковых - лагерь первого года ирекомендованных к инструкторской работе). Планработы со стажерами включает занятия и лекциидля них, задания для самостоятельноговыполнения, получение ими навыков работы сгруппой - иначе говоря, имеет целью расширить ихкругозор как спелеотуристов и привить им основыметодических навыков как теоретических, так ипрактических.

Здесь же можно сказать и о конкретнойработе инструктора со стажером. Инструкторпоручает прикрепленному к нему стажеру (споследующей проверкой) выполнение следующихэлементов учебного процесса (школы лагеря):
подготовка места для занятий;
подготовка учебных пособий;
методическая разработка для проведения занятия;
проведение занятия с отдельной группой или всемколлективом;
показ того или иного технического приема;
проверка выполнения приема слушателями;
помощь в отработке предложенного приема;
проверка конспектов;
проведение разбора домашних заданий (вприсутствии инструктора);
проведение конкретной постоянной работы вотделении (например, утренняя зарядка);
проведение разбора выходов группы и дежурств (вприсутствии инструктора);
проведение отдельных общешкольных иобщелагерных учебных мероприятий.

В качестве примера приведен планучебной работы стажеров и инструкторов приподготовке спелеолагеря.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
учебной работы стажеров и инструкторов приподготовке спелеолагеряТаблица 5 № п/п Ф., И., 0. стажера Разрабатывает и проводит практическое задание по теме Проводит занятия с отделением по теме Составляет методическую разработку на тему 1 Организация бивака в спелеопутешествии Страховка и самостраховка, описание пещеры и поверхностных карстопроявлений "Пользование научными приборами при топографической съемке: камеральная обработка материалов" 2 Скалолазание в темноте Физичеекая подготовка спелеотуриста "Тренировочное занятие с новичками в школе" 3 Выбор питания и укладка продуктов Приготовление пищи в условиях пещер. Страховка и самостраховка "Выбор пищевого рациона в зависимости от типа пещер" 4 Походное снаряжение слелеотуриста. Индивидуальное снаряжение спелеотуриста Упаковка снаряжения при движении в пещере "Транспортировка груза в пещерах (требования к упаковке)" 5 Топографическая съемка горизонтальных полостей Снаряжение спелеотуриста и подготовка его к работе "Кино и фотография в пещерах" 6 Проводит работу со слушателями школы по изготовлению снаряжения спелеотуриста (готовит практические занятия по этой теме) Проводит занятия с отделением по теме: "Топографическая съемка в пещерах", "Страховка и самостраховка", готовит литературу по этим вопросам "Поверхностная съемка карстового района" 7 Проводит работу со слушателями школы по описанию поверхностного карста (готовит практическое занятие на местности по этой теме) Проводит занятия с отделением по темам: "Топографическая съемка в пещерах", . "Страховка и самостраховка", "Ориентирование под землей". "Организация штурма и топосъемки полости (вертикальная)"

При положительной оценке работыстажера в спелеолагеpe, он имеет предпочтительноеправо участия в учебных сборах по подготовкеинструкторов спелеотуризма и получает этозвание по их окончании. Следует различатьинститут стажеров и стажерство инструкторов,окончивших сборы, но не работавших до нихстажерами в лагере. Такие инструкторы получаютзвание инструктора спелеотуризма только послестажировки в лагере в качестве инструктораотдаления под наблюдением опытных начальника изавуча лагеря.

Назначаемый из числа наиболее опытныхинструкторов, начальник спасательного отрядаобязан продумать систему обеспечениябезопасности работы лагеря и меры при возможныхаварийных ситуациях.

Начальник спасательного отрядасоставляет список необходимого спелео- иобщетуристокого снаряжения, а также описокпродуктов для спасательного фонда лагеря.

Подготовку снаряжения для спуска ввыбранные полости, общетуристокого лагерногоснаряжения, составление раскладок питания исписка продуктов, медицинский аптечки,ремонтного набора, топопринадлежностей лучше(для получения навыков самостоятельной работы)поручить группам (слушателей.

Работу каждой группы слушателейнаправляет и контролирует один из инструкторовлагеря. Начальник лагеря координирует иконтролирует работу инструкторов по подготовкелагеря и обеспечивает отправку заявки наспелеолагерь в Бюро Центральной секцииспелеотуризма через местный совет по туризму иэкскурсиям не позднее чем за месяц до началаработы лагеря. К этому времени уже должен бытьизвестен состав слушателей лагеря, т. е. сданыэкзамены в школе.

К заявке на лагерь в выбранном районе ивыбранные сроки должны прилагаться: списокинструкторского состава, описок слушателей истажеров, список пещер с указанием глубины (иликатегории) планируемого прохождения, учебныйплан и расписание работы лагеря, план работы состажерами.

Заявка включает также выписку изрешения Бюро секции о проведении лагеря исопровождается письмом, подписаннымпредседателем местного совета по туризму иэкскурсиям.

Когда полностью известен составучастников, из числа слушателей или стажеровназначаются ответственный за снаряжение влагере и его помощник, которые по спискам,разработанным в группах и скоординированнымначальником лагеря, завучем и начальникомспасательного отряда, получают снаряжение иведут полный учет его использования, следят заего сохранностью и исправностью и по окончанииработы лагеря отчитываются за него передначальником лагеря. Подобным образомответственный за топографическое снаряжениеобеспечивает приобретение необходимыхинструментов и расходных материалов и выдает ихдля работы групп в лагере по требованиюинструкторов.

Питание в полевых условиях,обеспечение его калорийности и разнообразия вомногом зависит от опыта завхоза. Поэтому приназначении завхоза из числа слушателей лагеряпервого года, имеющих небольшой туристский опыт,дневные раскладки и списки продуктов должны бытьтщательно проверены при подготовке лагеряопытным инструктором или начальником лагеря.

В лагере завхоз выдает дежурномуотделению суточную норму продуктов и следит засохранностью всего запаса, принимает меры к егопополнению.

В спелеолагере целесообразно иметьосвобожденного медицинского работника, лучшеврача. При его отсутствии медицинскоеобслуживание поручают или слушателю смедицинским образованием, или одному изинструкторов.

В обязанности медицинского работникавходит комплектование аптечки при подготовкелагеря, проверка соблюдения в лагересанитарно-гигиенических норм, в том числепроверка качества пищи, предупреждениевитаминной недостаточности и оказаниемедицинской помощи в случае необходимости.

Группа по обеспечению переезда должнаиметь расписание движения транспорта по путиследования, разработать запасные варианты,своевременно обеспечить проездными билетамисостав лагеря.

Лагерь может начать работу, когдаполучено разрешение от Бюро Центральной секцииспелеотуризма, слушатели прошли медицинскийконтроль, подтвержденный справками, сдалипредлагерные физнормативы, имеют исправноеличное спелеоонаряжение, подготовлены все видыобщественного снаряжения, продукты, аптечка,обеспечен проезд к месту проведения лагеря.

Несколько по-иному обстоит дело приподготовке лагерей тех секций, где нет своихинструкторов спелеотуризма и приглашаютсяинструкторы из других секций. Тогда подготовкалагеря с учебно-методической точки зренияведется инструкторским составом, а подготовкаснаряжения и питания проводится слушателями подруководством стажеров.

Контроль за фактическим состояниемдел - теоретической, практической и физическойподготовкой слушателей со стороны начальникалагеря и завуча затруднены. Поэтому в лагеретакого типа необходимы: более длительное времядля оценки степени подготовленности слушателей,большие усилия инструкторов и порой изменениеучебного плана.

Для лагерей такого смешанного составанадо планировать большее - на три-четыре дня -сроки работы, так как может возникнутьнеобходимость увеличения числа занятий покакой-то теме, кроме того, экзамены должныпроводиться только в спелеолагере.

Выбор места лагеря

Секция, проводящая спелеолагерь,должна выбрать место и время его проведениязаранее, еще до начала работы школы. Карстовыйрайон для проведения спелеолагеря и месторасположения базового лагеря в этом районедолжны удовлетворять определенным требованиям.

ТРЕБОВАНИЯ К РАЙОНУ

1. Наличие достаточно изученногокарстового массива с набором полостейнеобходимого типа и категорий сложности: длялагеря первого года обучения - это двегоризонтальные и шесть вертикальных пещер (изних должно быть не менее четырех IIA и одна IIБкатегории сложности).

2. Наличие удобных подходов к району,возможность заброса большого количествапродуктов и снаряжения в короткие (до двух суток)сроки из ближайших населенных пунктов срегулярной транспортной связью.

3. Малая разбросанность пещер вкарстовом районе.

4. Достаточная осведомленностьинструкторского состава лагеря о районе иучебных пещерах.

Время года для лагеря выбирают с такимрасчетом, чтобы избежать наиболее дождливыхмесяцев и исключить время таяния снегов как всамом карстовом районе, так и в горах, питающихназемные и подземные реки и источники данногорайона.

Из всех проводившихся в 1973-1975 гг.спелеолагерей две трети базировались в Крыму(Караби-Яйла) и на Кавказе (хр. Алек иВоронцовский). Эти районы действительно являютсяотличными учебными полигонами, так как прибольшом количестве хорошо изученных пещерразличного типа и категорий сложности позволяютосуществить заброс грузов на автотранспорте доместа базового лагеря. Однако заповедный режим влесах Крыма и удаленность источников воды отмест наибольшего скопления пещер ограничиваетвозможное число лагерей в этом районе.

Для секций Зауралья можнорекомендовать Кутукское урочище на Урале,карстовый район Саян в Красноярском крае,западный берег оз. Байкал в качестве учебногорайона для лагерей первого года обучения; впоследнем районе пещеры разбросаны по большойтерритории и не совсем достаточно пещер IIА-IIБкатегории сложности.

После выбора района лагеря необходимоопределить непосредственно место расположениялагеря в этом районе с учетом следующих факторов:
обеспечение безопасности;
близость к пещерам;
наличие воды и топлива;
удаленность от ближайшего населенного пункта -не более дальности дневного перехода (длясвоевременного оказания требуемой медицинскойпомощи).

Так как спелеолагеря в настоящее времяне имеют стационарной базы, как например,альпийские лагеря, то успех и безопасность ихработы зависят как от места бивака, так и отусилий слушателей по благоустройству лагеря, отсоблюдения ими дисциплины исанитарно-эпидемиологических норм, и, конечно, оторганизации всей жизни в лагере.

Б карстовых районах требования,предъявляемые к безопасности лагеря, определяютперечисляемые ниже особенности разбивки бивака.В сильно закарствленном районе нельзя ставитьпалатки на склоне или на дне карстовой воронки, атакже вблизи сухого русла, которое в паводокможет заполняться потоком воды. Необходимоучитывать опасность селя при установке лагеря.Неучет этого привел к тому, что лагерьспелеоэкспедиции на Кавказе в 1969 г.,расположенный в распадке, был ночью уничтоженселем. Люди спаслись лишь благодаря случайности.

В лесных районах опасность могутпредставлять перестоявшие и сухие деревья, так,падение буков при сильном ветре и снегопаде вгорах Кавказа - заурядное явление. Опасностьпожара должна быть предупреждена известнымиобщетуристскими профилактическими мерами.

Иногда разбивают бивак, особенно длянебольшого числа спелеотуристов, в гроте. Приэтом надо оценить опасность выпадения камней изпотолка грота, вероятность паводка. В горахнеобходимо выбирать район, безопасный при сходелавин, при оползнях, вдали от сыпучих склонов иосыпей.

Разводить костры, т е. устраивать кухнюили сушилку, нельзя вблизи входа в пещеру. Токомвоздуха дым может быть втянут в пещеру и, если тамнаходятся люди, привести к тяжелым последствиям.

Из общетуристских принциповустройства лагеря необходимо подчеркнутьважность правильного режима пользования водой.Сверху вниз по течению ручья должнырасполагаться места отбора воды дляприготовления пищи, мытья посуды, умывания истирки. Места для отходов и туалеты нельзяразмещать на склонах ручья, вода которогоиспользуется туристами. Посуду, личную иобщественную, надо мыть водой с горчицей иликипяченой водой. Несоблюдениесанитарно-гигиенических норм приводило в рядеслучаев к массовому отравлению участниковлагерей и спелеоэкспедиций.

Все эти и другие вопросы темы "Привалыи биваки", входящей в учебный план лагеряпервого года, полезно при чтении лекции на этутему связать с особенностями данного лагеря ипопросить слушателей указать его достоинства инедостатки.

Особенности учебной работы влагере

Пo вопросам работы инструктора сгруппой и по учебной работе на сборах туристовсуществует большое число пособий. Основныемоменты в работе спелеолагеря приведены впрограммно-методическом материале "Подготовкаобщественных кадров по спе

Дополнительно

Copyright © 2010 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.