"Копенгаген-96" глазами архитектора

Традиции и новации -- в центре, синтез природы, архитектуры искульптуры -- на периферии (Путевые заметки)

Приглашенный на международную конференцию "Пожилые людиПрибалтики", через полтора часа полета на лайнере кампании SAS,кстати отмечающей в этом году свое 50-летие), я вновь окунулся внеповторимую атмосферу датской столицы.

По обилию и эстетической выразительности пересекающих центргорода водных протоков, он вполне может быть причислен к"Северным Венециям" -- Стокгольму и Санкт-Петербургу.

Среди каналов особой популярность у госте города заслуженнопользуется Нюхван с живописной прибрежной застройкой восходящейк XVIII и даже XVII векам...

Здесь днем проводятся иногда парусные регаты, а по вечерамзажигаются огни многочисленных кабарэ и ресторанов...

В центре города "новое", внедряемое в исторические кварталы, какправило, вполне уживается со "старым". Современные каркасныездания успешно заполняют пустыри в историческо застройке. Словноневесомые сказочные призраки высятся небоскребы. Моретрадиционной кирпичной застройки красными черепичными крышамичередуется с "оазисами" современных башенных зданий -- район"Беллахой" и др. (словно древние сторожевые башни Кавказа ссаклями аборигенов).

Парадоксальным исключением является разве лишь напоминающеесаркофаг огромное, облицованное "дымчатым" стеклом сооружениеИнформационного центра культурных программ года, возникшее наРатушной площади.

В прочем "зеркальные" фасады не являются новшеством. Запоследние десятилетия здания с подобными "дематериализованными"фасадами возникли в некоторых исторических кварталах центрагорода, отражая словно в зеркалах противолежащую историческуюзастройку.

Не таким ли путем стремятся наиболее легким способом добитьсясинтеза "старого" и "нового"?

Наиболее крупномасштабным примером подобного решения этойпроблемы является здание Национального банка (1960--70 гг., арх.А. Якобсен), построенного вблизи памятников архитектуры ивызывавшего, в свое время, оживленные дебаты...

Ратушная площадь, как и другие регионы города, не избежала"оккупации" велосипедами. Ведь Дания остается по-прежнемустраной велосипедного бума. Велосипеды заполонили все тротуары.К исходу дня не видно пешеходов. словно летучие мыши проносятсявелосипедисты.

Велосипеды настолько вошли в быт датчан, что на них дажеобмениваются поцелуями влюбленные пары...

На сей раз мое особое внимание привлекла обширная зонапериферийной усадебной застройки.

Здесь виллы и коттеджи отличаются друг от друга, помимоархитектурных форм, разнообразием своего природного окружения,которому датчане уделяют большое внимание: общей композицией иподбором состава неведомых нам зеленых насаждений, цветников,"ковровых" травяных покрытий приусадебных "лужаек", "холеных"традиционных боскетов из стриженого кустарника, образующего какбы длинный, порой многокилометровый(!) зеленый цоколь, зрительнообъединяющий всю застройку региона. Вьющаяся растительностьпокрывает стены многих зданий города и даже заводские дымовыетрубы!

Блестящим примером органичного включения музейного комплекса вприродное окружение может служить Музей современного искусства"Луизиана" вблизи города.

Покидая Копенгаген нельзя не повидаться со знаменитойандерсеновской "Русалочкой" (1913 г., ск. Эриксен), дваждыподвергавшейся обезглавливанию заморскими любителями сувениров(последний раз правда неудавшемуся) и после реставрации вновьукрасившую прибрежный ландшафт близ датской столицы.

Борис ВАСИЛЬЕВ, научный кон-т
01.01.1996

Источник: Strannik





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.