"Не гуляю я негде, не дышу озоном..."

Среди многих особенностей нынешнего поколения корейских тридцатилетних есть и такая: корейцы 1955-1965 годов рождения - это первое поколение, образованием которого родители стали заниматься всерьез. До конца шестидесятых дети в Корее росли как трава. Единственный вопрос, который волновал тогда большинство семей - как бы прокормить своих отпрысков, ведь времена стояли голодные. Об образовании деды нынешних сорокалетних в своем большинстве не думали: оно было попросту недоступно для подавляющего большинства. Статистика говорит, что в 1945 году в Корее только 23% мужчин и 5% женщин имели какое-либо формальное образование (в большинстве случаев - несколько классов начальной школы). Конечно, в семьях побогаче об образовании заботились всегда, на такие семьи составляли меньшинство.

Воспитанием стали заниматься только в конце шестидесятых, зато уж как начали, так - на полную катушку! Постоянные российские жалобы на перегрузку детей в школе могут вызвать у человека, знакомого с корейскими реалиями, только саркастическую улыбку. По оценкам, корейская семья тратит на образование детей примерно пятую часть всего своего дохода, а примерно 8,7% залезают в долги, чтобы заплатить за учебу детей. При том, что само школьное образование - практически бесплатно, почти все эти деньги уходят на разнообразные внешкольные занятия, которые по-корейски именуются "кваве".

Учить детей в Корее начинают с очень раннего возраста. Сейчас, например, очень модно раннее обучение чтению. В данном случае "раннее" - это с 2-3 лет! Кроме того, многих дошкольников учат музыке, рисованию и счету. Эти уроки стоят не очень дорого. Дело в том, что в роли учителей обычно выступают тетушки средних лет, с высшим (часто - педагогическим) образованием, но без постоянной работы. Как известно, Корея - это страна домохозяек. Замужние женщины здесь, как правило, не работают, а только подрабатывают. Уроки чтения или рисования для дошкольников стали источником приработка для многих неработающих женщин. Конкуренция велика, и цены, следовательно, низки (хотя некоторые тетушки умудряются давать по 5-7 уроков ежедневно и зарабатывают, таким образом, совсем даже неплохие деньги).

Вообще, неуемное желание родителей впихнуть с своих отпрысков максимум полезной информации привело к тому, что в Корее возникла целая индустрия образования для дошкольников. Очень много развивающих игр для маленьких и самых маленьких. В магазинах продается великое множество разноцветных популярных книжек, можно купить там и "образовательные игры" (например, головоломка в виде карты Кореи), и даже записанные на кассетах образовательные детские песенки (таблица умножения в виде песенки или корейский алфавит - тоже в виде песенки).

Когда ребенок отправляется в первый класс средней школы (в школе корейцы учатся 12 лет), нагрузка на него существенно возрастает. Главная забота родителей - успеваемость. В корейской школе регулярно составляются рейтинги учащихся, и очень важно оказаться в этом рейтинге как можно выше, ведь впереди - поступление в университет. Поэтому корейские дети и отправляются (почти поголовно) на разнообразные курсы - "хаквоны". В 1999 году среднестатистическая семья ежегодно тратила по 800 долларов на внеклассные занятия каждого ребенка школьного возраста, и это не удивительно: в современной Корее трудно найти подростка, который бы не занимался в том или ином "хаквоне". Большинству наших читателей эти заведения известны как своего рода курсы иностранных языков, однако это - лишь одна из их многих разновидностей. Куда больше "хаквонов" занимается натаскиванием учеников по предметам школьной программы. Кроме того, многие "хаквоны" занимаются тем, что у нас именуют "общим развитием". Корейские родители, как и наши родители советских времен, преодолевая сопротивление своих чад, направляют их на бесчисленное количество всяческих общеобразовательных курсов. Сейчас особой популярностью пользуется музыка, балет, рисование и тесно с ним связанная традиционная каллиграфия, а также - английский. Любопытно, что в спортивных секциях корейские подростки занимаются сравнительно редко, хотя в целом корейцы - народ очень спортивный.

Ситуация меняется, когда приближается время вступительных экзаменов. Корейское общество устроено таким образом, что без университетского диплома у человека нет никаких шансов получить сколь-либо приличную работу, а дорога к самым серьезным постам открыта только выпускникам десятка лучших университетов страны. Экзамены - жесткие, но на удивление "чистые". Коррупции в этой сфере практически нет, все решают знания ученика (почему коррупции нет - разговор отдельный и небезынтересный). Поэтому последние 3-4 школьных года в жизни корейского старшеклассника превращаются в пресловутый "Экзаменационный ад", когда среднестатистический подросток проводит 11 часов в день в школе и в "хаквонах", а кроме этого, занимается с репетиторами. Всяческие "общеобразовательные" развлечения откладываются на послеэкзаменационное будущее, времени на балет с каллиграфией у старшеклассника просто нет.

Для российских читателей разъясню, что занятия с репетитором вовсе не являются, как в Россией, слегка замаскированной взяткой: преподавателям вузов работать репетиторами нельзя, и запрет этот строго соблюдается: корейские профессора получают огромные зарплаты, окружены всеобщим уважением и терять это совсем не хотят. Репетиторство в Корее, как и в дореволюционной России, остается в основном занятием студентов и аспирантов. Тем не менее, корейское правительство относится к репетиторству крайне неодобрительно, считая, что таким образом нарушается принцип равного доступа к образованию (ведь богатые семьи могут нанять лучших репетиторов и, таким образом, увеличить шансы своих детей на поступление). Поэтому несколько раз корейские власти предпринимали попытки запретить репетиторство, но все они кончались неудачей. Легко предсказать, что та же судьба постигнет и самую последнюю атаку на частное репетиторство, предпринятую весной этого года. Слишком уж важную роль в Корее играет университетский диплом, и слишком уж трудно поймать за руку студента-репетитора.

Как относится к корейскому образовательному фанатизму? Думаю, что в целом - это явление позитивное. Несмотря на всяческие "перегибы", оно приводит к тому, что Корея становится страной все более образованной, а в современном мире это - залог могущества и процветания.

А.Н.Ланьков
01.01.2000

Источник: Travel.ru

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.