Чиновники осваивают Антарктиду

11.3.2008

Чиновники осваивают Антарктиду

Правительственный десант во главе с первым вице-премьером Сергеем Ивановым провел сегодня более 10 часов в Антарктиде. Иванов облетел восточные районы "белого материка", осмотрел станцию "Новолазаревская", провел совещание по транспортному обеспечению полярников, вручил им правительственные награды и обещал дополнительную взлетную полосу.

В Антарктиду Иванов и сопровождающие его министры Юрий Трутнев и Игорь Левитин прилетели на транспортном самолете Ил-76, который совершает несколько раз в год рейсы из Кейптауна для обеспечения нужд российских полярных станций. Впервые в условиях Антарктиды при посадке самолета использовалась российская система космической навигации ГЛОНАСС, работой которой Иванов остался доволен.

После приземления на снежно-ледовую полосу, действующую с 1980 года, первый вице-премьер пересел на небольшой американский модернизированный самолет DС-3-BT67 Bassler и совершил часовую воздушную экскурсию над восточной частью Антарктиды.

Перед взлетом командир экипажа DC-3 успокоил пассажиров, сообщив, что по технике безопасности "везет с собой на каждого на случай непредвиденной посадки запасов на неделю - еду, примусы, палатки, спальные мешки".

В Антарктиде недавно началась осень и здесь пока не очень холодно - около 10 градусов мороза. Горные породы еще сохранили тепло антарктического лета, поэтому в воздухе были большие перепады давления и пассажирам пришлось пережить весьма сильную "болтанку".

Те, у кого вестибулярный аппарат был покрепче, насладились видами горного массива Вольтадт и оазиса Ширмахера, где находится "Новолазаревская". Оазис - свободная от льда поверхность материка - назван в честь открывшего его германского пилота, участника экспедиции 30-х годов.

В районе аэропорта лед почти идеально ровный и чуть припорошен снегом. После приземления правительственный десант немного прошелся пешком и первый вице-премьер признался, что "думал в этот момент и о коньках, и о лыжах".

Примерно час заняла дорога на вездеходе от аэродромной базы до станции "Новолазаревская". Это 15 километров, но лед очень неровный, с трещинами, поэтому приходится ехать очень медленно. Дорога от авиабазы до станции местами отмечена пустыми бочками из-под топлива с надписями ВР и ЛУКОЙЛ, а вертолетная площадка на станции - старыми чугунными батареями.

"Новолазаревская", основанная в 1961 году, расположена на выходах коренных скальных пород в восточной оконечности оазиса Ширмахера, на побережье Земли Королевы Мод /Берег Принцессы Астрид/, примерно в 80 км от ледяного берега моря Лазарева, на высоте около ста метров над уровнем моря.

Здесь возведены 7 капитальных сооружений типа "Горизонт" /дома из алюминиевых панелей на металлическом каркасном фундаменте/, несколько зданий из щитовых деревянных конструкций, аэродромная база. На станции есть 6 тяжелых гусеничных транспортеров и снегоходов.

Смена персонала происходит один раз в год, в марте, на научно- экспедиционном судне "Академик Федоров". В летний сезонный период - с октября по март - здесь работают 40-50 российских и иностранных специалистов.

Иванов зашел в кабинет начальника станции Евгения Савченко, годовая командировка которого заканчивается сегодня. Савченко сообщил, что на зимовку в "Новолазаревской" останется 29 специалистов, каждый из которых будет работать по собственной программе исследований - биомагнитных, сейсмологических, метеорологических, аэрологических.

Внимание Иванова привлек десяток фигурок пингвинов на книжном шкафу. Савченко пояснил, что это подарки от коллег, но пожертвовал одной фигуркой для первого вице-премьера. Здесь же Иванов оставил запись в книге почетных гостей. Она ведется с 1970 года и больше напоминает толстый роман в кожаном переплете. Иванов посоветовал "сдать книгу в музей и начинать следующую", а на одной из последних страниц этой книги пожелал коллективу станции "хорошей погоды и успехов на благо родины".

Иванов расписался сегодня и в другой книге - но куда более стационарной. Полярники выложили крупными плоскими камнями громадную карту Антарктиды, окрасив их в голубой цвет. На этой-то карте красной краской и поставил свою фамилию первый вице-премьер. "Год надпись продержится, затем будем реставрировать", - пошутили полярники.

Во время экскурсии по "Новолазаревской" Иванов связался по спутниковому телефону с мореплавателем Федором Конюховым, который сейчас совершает путешествие вокруг Антарктиды и вернется в Москву лишь в мае. "На вашу яхту надо подарить приемники ГЛОНАСС, а не /американской/ GPS, чтобы вы увереннее себя чувствовали", - посоветовал Иванов. Он интересовался погодой и самочувствием Конюхова, который заверил, что у него все нормально. "Дело обычное, сплошной шторм", - улыбнулся Иванов, и передал привет путешественнику от министров Левитина и Трутнева.

Иванов и Трутнев зашли в небольшое подземное сооружение, где работает местный сейсмолог. Трутнев особенно заинтересовался аппаратурой, получаемыми данными и прогнозами дальнейшего поведения ледника. Сейсмолог рассказал, что оазис Ширмахера - это след древнего суперматерика Гондвана, от которого откалывались острова и континенты. Иванов с большим удовольствием прикоснулся к истории, потрогав камни.

Затем московские гости отправились на совещание по транспортному обеспечению российских антарктических станций. Там Иванов заявил, что Россия будет усиливать свое присутствие в Антарктике и, в частности, обещал полярникам вторую взлетно-посадочную полосу.

"Постепенно растет финансирование расходов государства в Антарктике, без участия России Арктику и Антарктику никто в трезвом уме представить не может", - сказал Иванов. Он обещал, что "при всех трудностях уверенно развивается система ГЛОНАСС, которая вскоре дойдет до полярников".

"На другой российской антарктической станции "Прогресс" в ближайшее время будет построена вторая взлетно-посадочная полоса - не хуже той, которая есть на "Новолазаревской", - сказал Иванов.

Игорь Левитин рассчитывает, что строительство второй взлетно- посадочной полосы "подстегнет российские компании более активно работать в других странах", например, в Латинской Америке, откуда тоже могут быть организованы рейсы.

Иванов считает, что Россия может стать монополистом по авиаперевозкам в Арктике и Антарктике. "Мы будем уделять приоритетное внимание антарктическим исследованиям, россияне не только открыли Антарктиду, но и обживают ее", - сказал первый вице-премьер на совещании по развитию полярной авиации.

Иванов сообщил, что для решения транспортной проблемы полярников необходимы два типа самолетов, это Ил-76 с двигателями ПС-90 для межконтинентальных перелетов и Ил-114 для внутриконтинентальных. Говоря о преимуществах нового Ил-76ТД-90ВД, Иванов подчеркнул, что с началом его эксплуатации, "мы навсегда забудем понятие возврата или невозврата".

Как рассказал глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров, используемый сейчас Ил-76 с его нынешними двигателями "имеет ограниченную дальность полета и если по погодным условиям в Антарктиде закроется взлетно-посадочная полоса, он без дозаправки не вернется". Во время каждого рейса за 2 часа до Антарктиды командир принимает решение, продолжать ли полет или возвращаться в Кейптаун. "Это так называемая точка возврата", - пояснил он.

По мнению Иванова, для российской антарктической экспедиции "нужно два или три, больше не нужно, Ил-114". Иванов отметил, что "необходимы небольшие средства, чтобы разработать и испытать для него новые лыжно- колесные шасси". "И тогда мы будем близки к монополизму перевозок по Арктике и Антарктике", - считает он.

При этом первый вице-премьер признал, что "средства /на разработку шасси/ ни в каких планах по развитию авиации пока не предусмотрены", поэтому придется изыскивать средства и механизмы ассигнований, /бюджет на три года уже принят/ и это представляет проблему".

Совещание прошло в кают-кампании, где полярники обычно собираются на обеды и ужины, могут поиграть в настольный теннис или бильярд, посмотреть телевизор."Главные люди на станции - это не начальник, а повара, от них на 90 проц зависит успех", - представил одного из поваров новый начальник станции, который с сегодняшнего дня приступает к работе Юрий Мизин.

В кают-компании есть книжный шкаф, в котором за долгие годы накопилось несколько сотен книг. Здесь, например, есть собрание сочинений Лескова, несколько томов Тургенева, детективы и даже сказки. Видеотека также весьма разнообразна, практически на любой вкус, но в ней в основном уже устаревшие видеокассеты.

В этом же корпусе есть метеолаборатория и медицинский блок с операционной - на станции постоянно работают два врача.

"У каждого сотрудника здесь отдельная комната, он приезжает работать по контракту на год-полтора", - рассказал Мизин корр.ИТАР-ТАСС. По его словам, зарплаты для здешних условий невелики, но специалисты все же едут на работу в Антарктиду. Так механики получают, например, 30 тыс рублей в месяц, правда они обеспечены бесплатной одеждой и питанием. "Молодежь идет, но средний возраст 40-50 лет, самый молодой в моей экспедиции 20-летний повар - сразу после армии, а самый старший - инженер дизельной электростанции 71-летний Олег Павлов, который работает здесь с 6-й экспедиции, сейчас начинается 53-я", - рассказал Мизин.

Рабочий день полярников ненормированный, выходных нет, но работа разных служб организована по-разному, например, метеоролог каждый шесть часов должен отправлять собранную информацию, на дизельной электростанции вахта длится по 12 часов, а у транспортного отряда, если нет похода, рабочий день продолжается с 9 до 18.00. Большинство работников станции ходят в красных куртках с именной нашивкой на кармане.

"Мы о вас помним! Российская антарктическая экспедиция будет развиваться", - обратился к полярникам Иванов, вручая им правительственные награды - медали и часы. Министр транспорта Игорь Левитин также наградил несколько сотрудников знаком "Почетный полярник" и грамотами.

Правительственные чиновники внесли первый вклад в музей, образующийся теперь на "Новолазаревской". Иванов передал туда металлическую тарелку с выгравированным изображением Дома правительства. Левитин подарил футболку с символикой Олимпиады в Сочи, а Трутнев оставил полярникам комплект фильмов на DVD и несколько книг "Кладовые России" о природном потенциале страны.

Замдиректора института Арктики и Антарктики Валерий Лукин также преподнес награды участникам сегодняшней экспедиции. Первыми знаки участников российской арктической экспедиции и кепки с ее символикой получили Иванов, Левитин и Трутнев.

После церемонии награждения полярники пригласили московских гостей на обед. "Это самый демократичный обед", - похвалил Иванов. Он и министры, как здесь принято, сами наливали себе суп из огромной кастрюли в общей столовой. Особенно первому вице-премьеру понравился местный белый и черный хлеб собственного приготовления. Однако хлебопеки не раскрыли своих профессиональных секретов и даже не сообщили, как часто пекут: "Держим руку на пульсе, смотрим, когда понадобится еще хлеб".

Начальник аэродромной базы Владимир Кирьянов похвастался экологической чистотой. Так, сотрудники базы отправили на экспертизу в санэпидстанцию воду из растопленного местного льда. "От специалистов пришел ответ: такой воды не бывает - по всем показателям нули", - сказал Кирьянов. Иванов в шутку посоветовал продавать такую воду "по цене дорогого виски", однако Кирьянов пояснил, что вода получается дистиллированная, поэтому для питья в Антарктиду привозят минеральную воду, а из растопленного льда, например, варят компоты.

На вопрос корр.ИТАР-ТАСС, что можно увезти на память из Антарктиды, Савченко сказал, что никаких сувениров здесь быть не может: "По международной конвенции с ледового континента даже нельзя захватить на память камешек"... // Прайм Тасс







Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.