В мрачном зареве заката

18.6.2008

В мрачном зареве заката

Девяносто лет назад – в 1918 году - в свет вышел главный труд немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы». Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы, ведь в ней впервые была представлена цельная концепция зарождения, развития, умирания культур и цивилизаций, отчетливо отображавшая не только прошлое и настоящее, но и будущее Европейской и шире – Западной цивилизации.

Значение «Заката Европы» с годами не только не уменьшается, но продолжает возрастать. Поскольку его содержание все отчетливее обретает плоть и кровь. Мы, в нашей текущей реальности, можем убедиться, как сбываются пророчества Шпенглера о судьбе Европы. Он утверждал, что каждому культурному организму отмерен срок жизни продолжительностью примерно в тысячелетие. К его окончанию полная творчества культура увядает и перерождается в собственную противоположность – цивилизацию. Последней присущи бездушный интеллект, сугубый рационализм и, как следствие, замена подлинной культуры массовой культурой, отвечающей сниженным потребностям обывателя. Для Западной Европы эта смена эпох наступила на грани ХIХ-ХХ веков. С этого момента, по Шпенглеру, и начинается ее закат.

Сменившая культуру цивилизация воплощается в так называемом Мировом городе, по отношению к которому весь остальной мир – провинция. Или, как нередко говорят еще, Мировая деревня. Мировой город замыкает на себе основные финансовые и сырьевые потоки. Извлекая максимальную пользу из своего господствующего положения, сполна пользуется всеми благами цивилизации. В этот привилегированный клуб помимо западных стран с трудом удалось пробиться разве что Японии. Вместе они и составили пресловутый «золотой миллиард», противопоставивший себя всему остальному человечеству.

Цивилизованный мир, как называют его пропагандисты европейского выбора Украины, по сути своей враждебен любой естественно развивающейся культуре. По терминологии Шпенглера, средний обитатель Мирового города лишен подлинных традиций и природных корней. Он - «новый кочевник», паразитирующий на живом теле биосферы и социосферы планеты. Население Мирового города в общем-то безликая и бездуховная масса, стремящаяся лишь к неограниченному потреблению. Недаром ведь шопингомания, подобно наркомании, обретает все большие масштабы. Она как зараза проникает уже за пределы цивилизованного общества потребления. В том числе и к нам.

Еще одной определяющей чертой западной цивилизации стал ничем не ограниченный империализм. По словам Шпенглера, империализм – это чистая цивилизация, и в этой непреложной форме проявляется судьба Запада. Ведь у культурного человека его энергия обращена вовнутрь, а у цивилизованного – вовне. Для последнего расширение – это всё. Вот доподлинная тенденция созревшей цивилизации. Отсюда постоянная жажда господства, подчинения окружающего мира, ведущая к его истощению. Одновременно с неизбежностью самоистощается и сама цивилизация.

В шпенглеровские времена эта тенденция проявлялась в мировых войнах. А в нашу эпоху – в глобализации экономики, навязывании всем странам и народам однотипных ценностей и стандартов. В том числе и демократии западного образца, ставшей орудием разрушения сначала многонациональных, а потом и национальных государств. Ведь Мировой город – не что иное, как космополитизм без отчизны (где хорошо – там и родина). Сутью западной цивилизации стали исключительно деньги как неорганическая, абстрактная величина, оторванная от ценностей исконного жизненного уклада. Поэтому к цивилизации Мирового города принадлежит уже не народ, а безликая масса, опирающаяся на первобытные инстинкты (хлеба и зрелищ!). Свои потребности она удовлетворяет за счет всего основного мира и изощренных технологий. Цивилизованному дикарю давно стала безразлична не только судьба общества, но и собственный завтрашний день: лишь бы сегодняшний прожить с комфортом и удовольствием.

Настоящий закат Европы и всего Запада опознается, по Шпенглеру, именно в этом, а не в предрекаемых многими пророками и кликушами катастрофах. Нет, они тоже не исключены, но лишь как драматические эпизоды на общем сером фоне. Как говорится, не взрывом, а взвизгом или пресловутым «вау» завершится судьба Запада. Ведь недаром в наши дни его общество усиленно выравнивается до уровня цивилизованной черни. Когда татуированная, проколотая кольцами и завинченная гайками эстрадная человекообезьяна приглашается в Букингемский дворец, где это создание торжественно посвящается в рыцари. Либо когда фактически порнозвезда присваивает себе святое имя «Мадонна». Куда уж дальше-то…

В исторической перспективе закат Европы Шпенглер видел сначала как «белую революцию» - самообесценивание европейцев (белой расы) в результате самоубийственных мировых войн. А далее – как «цветную революцию». То есть наводнение Европы цветными расами. И это мыслитель предвидел уже в первой четверти ХХ века! Сегодня мы видим, как развиваются события, в точности соответствуя его предсказаниям. Ведь не только Франция, Англия, Германия, но даже скандинавские страны всё больше теряют свою европейскость и наводняются десятками миллионов чернокожих мигрантов из третьего мира. Пришельцы всё агрессивнее требуют перераспределения социальных благ и навязывают коренным европейцам свою религию и обычаи.

Нам в такую Европу надо?

Наши нынешние евроинтеграторы либо не видят разницы между великой культурой старой Европы и пошлостью современной Западной цивилизации, либо лукаво скрывают знания об этом, упорно замалчивая еще один важнейший момент. Цивилизация Мирового города обрекает окружающие ее страны, причем даже искренне стремящиеся к интеграции, на незавидную судьбу провинции, из которой высасываются все соки. Нас никогда не сделают равными себе - им это не нужно. Ведь придется делиться, а делиться не хочется. Надежды доморощенных евроинтеграторов на то, что, войдя в цивилизованную «спильноту», мы ничего не утратим, а лишь приобретем все блага, – по меньшей мере наивны. И вот почему. Согласно Шпенглеру, сроки отпущенные Историей цивилизации Запада уже иссякают. С учетом ускорения хода событий, связанного с истощением природных ресурсов, столь бездарно поглощаемых Мировым городом, его падение становится практически неизбежным уже к началу ХХII века. «Град обреченный» рухнет и погребет под своими руинами всех, кто свяжет с ним собственную судьбу.

А существует ли выход? Оказывается, да. И подсказал его опять же Шпенглер, когда еще в начале ХХ века заявил, что на смену Западу идет новая великая Евразийская культура с центром в России. Именно она, наряду с Индией, Китаем и Латинской Америкой, будет в наступающей эпохе определять ход мировой истории.

Так что изучайте Шпенглера, господа политики! // ДКР



Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.