Новая история Эквадора

В 1972 началась эксплуатация богатых залежей нефти в Орьенте, ценность которых выросла во много раз в связи с повышением мировых цен на нефть в 1973–1974 и 1979–1980. Правительство Родригеса Лары провело некоторые аграрные реформы и направило большую часть средств от продажи нефти на развитие промышленности, конкретно на производство ранее импортировавшихся продуктов. Результатом такой политики явился беспрецедентно быстрый рост экономики, наблюдавшийся в течение всех 1970-х годов. Развитие новых отраслей промышленности потребовало значительного увеличения ввоза машин и материалов, а быстрый рост доходов приводил к инфляции и росту импорта товаров потребления (часто контрабандного). Вследствие этого внешний долг Эквадора, долгое время не вызывавший опасений на фоне огромных доходов от нефти, достиг угрожающе высокого уровня. В 1976 Родригес Лара был смещен с поста президента, и власть перешла к военной хунте.

В апреле 1979 Хайме Рольдос Агилера, лидер левоцентристского блока Объединение народных сил, был избран президентом и возглавил гражданское правительство. Рольдос обещал приступить к проведению социальных и экономических реформ, однако ему противодействовали консерваторы – члены Конгресса. 24 мая 1981 Рольдос погиб в авиакатастрофе, и его место занял вице-президент Освальдо Уртадо Ларреа. Тяжелое бремя внешнего долга Эквадора, падение спроса на нефть на мировых рынках и другие следствия спада в мировой экономике – все это вынудило Уртадо отказаться от реформистских и экспансионистских планов и придерживаться политики жесткой экономии. 1980-е годы оказались периодом экономического застоя; положение усугубили разразившиеся стихийные бедствия (сильные наводнения в 1983, разрушительное землетрясение в 1987) и обвал цен на нефть на мировых рынках в 1985–1986.

В 1984 Уртадо сменил вновь избранный президент Леон Фебрес Кордеро, консерватор и выразитель интересов внешнеторговых деловых кругов Гуаякиля. Фебрес Кордеро предложил ряд мер, направленных на то, чтобы избежать дефолта; эти меры включали девальвацию национальной валюты, сокращение расходов на социальные нужды, уменьшение льгот, предоставленных промышленным предприятиям страны, а также снижение реальной заработной платы. Такая политика встретила противодействие со стороны профсоюзов и оппозиционных партий, и эти попытки возрождения экономики оказались не более успешными, чем у предшественников Кордеро. Неудивительно, что Социал-христианская партия, к которой принадлежал президент, потерпела поражение на промежуточных парламентских выборах в 1986. В 1987 Эквадор был вынужден приостановить выплаты по внешнему долгу, который к тому времени значительно превысил 9 млрд. долл.

На президентских выборах 1992 за этот пост боролись уже 12 кандидатов, вдвое больше, чем на выборах 1979, что стало показателем распада существовавших политических партий. В последнем туре выборов Сиксто Дуран Бальен, бывший лидер Социал-христианской партии и кандидат от Партии республиканского единства (ПРЕ), одержал победу над Хайме Неботом, кандидатом социал-христиан. Сама же ПРЕ, образованная незадолго до выборов, через полтора года исчезла с политической арены. Депутаты от этой партии постепенно «сменили ливрею»: либо присоединились к другим партиям, либо стали выступать как независимые.

Политики пытались укрепить свои позиции, натравливая Конгресс на исполнительную власть, а общественные организации и профсоюзы – на правительство. В течение всего президентского правления Дурана происходили постоянные выступления различных общественных групп против правительства и его планов жесткой экономии и приватизации. Особое политическое значение приобрели группы индейского населения, выступавшие под эгидой так называемого Совета коренных народов Эквадора против проектов приватизации в аграрном секторе, либерализации нефтяной промышленности и предоставления нефтяным компаниям прав на проведение поисков нефти на землях индейцев.

Дурану пришлось также бороться с экономическими последствиями пограничной войны 1995 с Перу. Хотя потери вооруженных сил Эквадора были гораздо меньше, чем в армии Перу, война 1995 нанесла тяжелый удар экономике Эквадора и усилила социальный кризис, начало которому было положено экономическими реформами. Прямые расходы на войну оценивались в 500 млн. долл., и администрации Дурана пришлось принять чрезвычайные меры для снижения дефицита бюджета, в частности, отменить крупные субсидии, поднять налоги и цены и сократить расходы (так, число государственных служащих было сокращено с 400 тыс. до 289 тыс. человек). Эти меры снова вызвали активные протесты, которые заставили правительство продлить чрезвычайное положение и замедлить процесс экономических реформ. К концу президентского срока Дурана правительство так и не сумело провести давно ожидаемую программу приватизации.

Неожиданно для всех победителем на президентских выборах 1996 оказался Абдала Букарам, выступавший от Объединения народных сил, преобразованного в Эквадорскую партию рольдосистов. Он одержал верх над Хайме Неботом от Социал-христианской партии. Букарам, бывший мэр Гуаякиля, победил благодаря популистским предвыборным обещаниям оказывать помощь бедным; его победа показала, что массы разочарованы в политике партий и отрицательно относятся к экономическим реформам. Оказавшись у власти, Букарам выступил с программой экономических мер, которая напоминала программы, проводившиеся его предшественниками. В феврале 1997 Конгресс отстранил Букарама и назначил временно исполняющим обязанности президента Фабиана Аларкона Риверу, бывшего председателя Конгресса. На президентских выборах 1998 с небольшим перевесом победил Хамиль Мауад, баллотировавшийся от Партии народной демократии.





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.