История Бразилии

К началу португальской колонизации (XVI в.) на территории Бразилии проживали многочисленные индейские племена, отличавшиеся друг от друга типом хозяйства, социальной организацией, языком, традициями. Крупнейшие из них относились к языковым семьям тупи, карибской, аравакской, же и др. Из индейцев, говоривших на языках тупи, наиболее крупной была группа племен тупинамба. В XVI веке они расселялись по побережью Бразилии от Канане на юге штата Сан-Пауло до устья Амазонки на севере. Это были одни из наиболее развитых в социально-экономическом отношении племен Бразилии. Они оказали заметное воздействие на культурное развитие многих индейских племен. Они первыми вступили в контакт с португальцами, которые заимствовали многие их достижения в материальной и духовной культуры.. Со временем ряд культурных традиций индейцев тупинамба стал составной частью общенациональной бразильской культуры.

Араваки наиболее компактной группой размещались на северо-западных притоках Амазонки: Риу-Негру, Жапура, Путумайо. Карибы располагались к северу от Амазонки и к востоку от Риу-Негру. Индейцы тупи-гуарани жили к югу от Риу-Негру. Племена семьи же обитали в бассейне Токантинс – Шингу на севере страны и в долинах рек Тиете и Уругвай на юге; мбайя-гуайкуру – в бассейне реки Парагвай на западе Бразилии; пано – на притоках Амазонки. В хозяйстве и культуре этих индейских племен было много общих черт, так как они входили в состав единой историко-этнографической области индейцев тропических лесов. Значительно меньшая часть индейцев жила в саваннах главным образом северо-востока и юго-запада Бразилии.

Подсечно-переложное земледелие в сочетании с рыболовством, охотой и собирательством было основным занятием большинства индейцев Бразилии. Они выращивали маниоку, маис, картофель, тыкву, бататы, бобы. Наиболее отсталые индейские племена были бродячими охотниками и собирателями.

Индейские племена имели родовую организацию (материнскую или отцовскую) или ее пережитки. К приходу португальцев в 1500 г. материнский род продолжал существовать лишь у немногих племен. Основная масса индейцев делилась на общины, характер которых был переходным от родовых к соседским. Земля, охотничьи и рыболовные угодья были коллективной собственностью общины. Земли, пригодные для посева, распределялись советом общины и старейшинами между малыми семьями. Размеры участков зависели от качества получаемой земли и численности семьи. Полученный участок не становился собственностью малой семьи, а лишь находился в ее временном пользовании. Потребление также носило коллективный характер. В собственности общины находились все наиболее ценные предметы и сооружения: рыболовные снасти, охотничьи приспособления и т. д. К личной же собственности членов общины относились определенные виды инструментов, оружия, гамаки, украшения.

В XVI веке у большинства индейских племен деревни состояли из нескольких больших общинных домов, в каждом из которых проживало от 15 до 70 семей, связанных родственными узами. Во главе такого общинного дома стоял старейший мужчина, подчинявшийся выборному вождю деревни. Запасы пищи, домашняя утварь и т. д. были коллективной собственностью членов домовой общины.

Индейцы одушевляли окружающую их природу, т. е. основой их религиозного мировоззрения был анимизм. Они считали, что души умерших могут переселяться в животных. Чтобы оградить ребенка от влияния злых сил, ему обычно давали два имени, одно из которых обозначало животного, на которого ребенок походил какими-то чертами лица или повадками. В честь животных-покровителей в определенные дни устраивались танцы заклинания.

Индейцы верили также в духов – хозяев леса, воды. Посредниками между людьми и духами выступали шаманы. Шаманизм был широко распространен среди индейцев Бразилии.

С религиозной жизнью, а также с торговлей были связаны многочисленные праздники индейцев. На них обычно приглашались гости из соседних деревень. На праздниках происходил обмен товарами, разрешались споры, заключались браки.

Вторжение португальцев нарушило процесс естественного развития индейских племен. Менялись исконные места обитания индейских групп, которые под натиском колонизаторов вынуждены были уходить в иные области Бразилии. Например, племена тупинамба, жившие на побережье северо-востока Бразилии, после прихода португальцев начали переселяться в районы Амазонии. Изменился и сам характер миграций индейских племен. Если до прихода португальцев индейцы переселялись компактными массами, то в колониальный период они стали уходить часто разрозненными группами, вливаясь в другие племена. Это приводило к физическому смешению индейских племен и к нивелировке их культуры. В то же время постоянная борьба, которые индейские племена вели с португальцами, способствовала их объединению. Восстания индейских племен происходили в стране на протяжении всего колониального периода.

Для европейцев открытие Бразилии состоялось 22 апреля 1500 года, когда португальская морская экспедиция, во главе которой стоял Педру Альварес Кабрал, в поисках новых путей в Индию обнаружила неизвестную землю, которую португальцы назвали «Терра-да-Санту-Круш» (Земля Святого Креста). В последующую четверть века туда снаряжалось еще несколько экспедиций, но по существу организованная колонизация будущей Бразилии началась лишь с 1530 года. В это время в Бразилию прибыла экспедиция Мартима Афонсу ди Соуза, состоявшая из 400 колонистов, которые привезли с собой скот и семена сахарного тростника, со временем ставшего основной культурой, на которой держалась экономика колонии. В 1532 году Соуза основал город Сан-Висенти (будущий Сантос), а в 1533 году – город Пиратининга (будущий Сан-Паулу). В результате деятельности экспедиции Соузы были установлены наконец границы между новой португальской колонии и испанскими владениями в Южной Америки.

Первые португальские переселенцы, попавшие в Бразилию, составляли крайне неоднородную по своему социально-экономическому положению группу белого населения. Всех их объединяла жажды быстрого обогащения. Но золота и драгоценных камней в Бразилии португальцы первоначально не обнаружили, что в значительной степени и определило медленные темпы ее освоения. Наибольшей ценностью в глазах португальских колонистов обладало лишь дерево пау-бразил, произраставшее на побережье страны и содержавшее ценное красящее вещество, использовавшееся в Европе для получения ярко-красной краски. От него и происходит современное название страны – Бразилия.

Первые сахарные плантации появились в 1533 году в Сан-Висенте (ныне штат Сан-Паулу), откуда центр возделывания сахарного тростника переместился на северо-восток, в капитанства Пернамбуку и Баия. Кроме сахарного тростника на фазендах выращивали маниоку, рис, маис и фасоль, служившие главными видами питания населения колонии.

Для обработки земли требовалась рабочая сила, и с первых лет колонизации в Бразилии начали использовать труд рабов-индейцев, а позднее – негров.

В течение XVI и особенно XVII и XVIII вв. на поиски золота и других сокровищ, а также для захвата индейцев и продажи их в рабство в глубь лесов отправлялись специально создававшиеся для этого вооруженные отряды – «бандейрас». Их экспедиции способствовали присоединению к Бразилии огромных внутренних районов материка.

С 1574 года для работы на плантациях стали привозить черных рабов из Африки. Жестокая эксплуатация на плантациях приводила к бегству рабов в леса. В 1630 году беглыми рабами-неграми была основана Республика Пальмарес, просуществовавшая более полувека (1630 – 1697 гг.). В период расцвета в этом своеобразном государстве насчитывалось около 20 тыс. жителей. Любой беглый раб был полноправны членом этой республики. На протяжении нескольких десятилетий Пальмарес оставался центром притяжения всех беглых негров-рабов. С этим, естественно, не могли смириться латифундисты. В 1694 году была создана специальная армия для уничтожения негритянской республики. Защитника Пальмареса сражались до конца, а когда сопротивление стало бесполезным, оставшиеся в живых предпочли смерть плену и бросились со скалы. В 1696 – 1697 гг. были разрушены последние жилища Пальмареса.

По мере того как Португалия утрачивала положение мировой торговой державы и беднела, эксплуатация Бразилии приобретала все большее значение. С середины XVII  и особенно в XVIII в. усиливается колониальный гнет португальских властей: вводятся многочисленные торговые ограничения и монополии, устанавливаются запреты на производство любых товаров, конкурирующих с португальскими, увеличиваются налоги. Недовольство действиями португальских властей порождало в колонии открытые выступления.

В январе 1808 года португальский королевский двор, спасаясь от преследований наполеоновских войск, прибыл в Бразилию. В стране были проведены реформы, главным образом по реорганизации и централизации управления. Некоторые радикальные изменения были осуществлены и в экономической области. Так, бразильские порты стали открытыми для торговли с другими странами; объявлялась свобода предпринимательской деятельности; был создан бразильский банк. Однако эти реформы не изменили общего положения страны, которая, по сути, продолжала оставаться колонией.

7 марта 1821 года находившиеся в Рио-де-Жанейро португальские войска вынудили правительство принять решение о возвращении королевского двора в Лиссабон. Принц Педру становился регентом Бразилии. В марте – мае 1821 года в Бразилии широко обсуждались основы новой конституции. Нежелание Португалии считаться с коренными интересами бразильцев привело к резкому увеличению числа сторонников разрыва с Португалией. 1821 – 1822 годы проходят под знаменем борьбы за независимость Бразилии. В ней принимало участие все свободное население – фазендейро, купцы, ремесленники, мелкие торговцы и т. д. По стране распространилось требование независимости под лозунгом «Свобода или смерть». Волнение населения было настолько сильным, что принц-регент вынужден был 1 августа 1822 года издать манифест, провозглашавший независимость Бразилии, но португальские кортесы отказались признать требование бразильского народа. Учитывая острую ситуацию в стране, угрожавшую монархической власти, принц с согласия совета министров 7 сентября принял решение об окончательном разрыве с Португалией. Эта дата и считается официальным днем установления независимости Бразилии. Принц был провозглашен бразильским императором под именем Педру I, а Бразилия объявлена независимой конституционной империей. Официально Португалия признала независимость Бразилии в 1825 году. В обмен на это Бразилия взяла на себя обязательство уплаты части португальского государственного долга.

8 мая 1888 года палата депутатов почти единодушно (85 голосов против 9) приняла закон о безусловной отмене в Бразилии рабства. Оно объявлялось ликвидированным. Все распоряжения, носившие противоположный характер, отменялись.

15 ноября 1889 года Бразилия была провозглашена федеративной республикой. Созванное в феврале 1891 года Учредительное собрание приняло конституцию, имеющую много общего с конституцией США. Провинции были преобразованы в штаты. Столица Рио-де-Жанейро выделена в федеральный округ.





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.