Грюнвальдская феерия.

Грюнвальдская феерия.

Задумывались ли вы, почему небольшая страна Польша так притягательна для туристов? А все достаточно просто. Дело в том, что именно здесь по-настоящему ощущаешь дыхание истории, застывшей в средневековых городах и разлитой в изумительной природе. А кроме того, тут можно, пройдя сквозь столетия, стать свидетелем грандиозных сражений прошлого.


Статья: Грюнвальдская феерия.

Сайт: Путешествия@Mail.Ru

Кроме традиционной экскурсионной поездки в уютный Краков, прогулок и отдыха в столичной Варшаве с ее Старым и Новым городом предлагаем свернуть на исторические тропы, ведущие в рыцарское Средневековье.


Грюнвальдская битва — крупнейшее сражение XV века, изменившее политическую карту Европы. А также самая известная схватка между Тевтонским орденом (с которым бился еще князь Александр Невский) и Польским королевством при участии литовско-русских войск. Именно жители западнорусских земель, впоследствии образовавшие белорусскую нацию, преобладали в дружине князя Витовта. Сражение произошло 15 июля 1410 года близ селений Грюнвальд и Танненберг.
Реконструкцию Грюнвальдской битвы проводят начиная с 1998 года. Сейчас это грандиозный фестиваль, национальный праздник Восточной Европы: Польши, Белоруссии, Чехии, России, Прибалтики и Украины. Прошлое оживает перед глазами тысяч изумленных и восторженных зрителей, желающих увидеть одно из величайших сражений. По сути, эти празднества — самые крупные из всех исторических польских мероприятий. Белорусы, русские, поляки, литовцы, французы, итальянцы, немцы, представители других народностей приезжают сюда семьями на выходные. Они ставят палатки в специально отведенном месте, готовят барбекю и жарят сосиски. Поляки обычно прибывают на машинах, оставляют их неподалеку и располагаются в лагере. Иностранные туристы предпочитают более цивилизованные условия: останавливаются в соседних городах, а на праздник добираются на общественном транспорте. Путь из Варшавы, к примеру, занимает два часа.
Ежегодно 15 июля ровно в полдень на Грюнвальдском поле, где традиционно проходит фестиваль и реконструкция битвы, время поворачивает вспять. История словно возвращается на 600 лет назад: участники действа разбивают военные лагеря, ставят полевые шатры и готовятся к схватке. В центре поля на холме возвышается стела, у ее подножия на камне высечен план сражения. Это бугор Ягайло, внутри которого — музей, посвященный Грюнвальдской битве, а рядом — руины часовни. Зрители собираются на пригорке, откуда открывается прекрасная панорама. И вот появляются рыцари, облаченные в строго соответствующие XV веку доспехи, на закованных в латы конях, звон стали оглушает, а пороховой дым застилает окрестности. Обычно в реконструкции участвуют до 2000 пеших и конных воинов.
Действо начинается с ритуального вызова на битву польского короля Владислава II Ягелло (Ягайло) и его брата князя Витовта Великим магистром ордена Ульрихом. Герольд Великого магистра привозит братьям по мечу, как это было принято тогда на турнирах. Ульрих любезно предлагает ото-двинуть своих рыцарей в конец Грюнвальдского поля, чтобы польско-русско-литовские войска смогли развернуть боевые фланги. После их выдвижения на позиции начинается сражение. Русско-литовские дружины князя Витовта бросаются на немцев первыми. Раздаются выстрелы тевтонских бомбард. Тяжеловооруженное крыло крестоносцев под началом Конрада Лихтенштейна опрокидывает русско-литовские отряды и обращает их в бегство. Одни смоленцы устояли на месте, потеряв две трети воинов. «Когда же ряды сошлись, — писал польский летописец Ян Длугош, – то поднялся шум и грохот от ломающихся копий и ударов о доспехи, как будто рушилось какое-то огромное строение. Раздался такой резкий лязг мечей, что его отчетливо слышали люди на расстоянии нескольких миль… Было даже невозможно ни переменить места, ни продвинуться на шаг, пока победитель, сбросив с коня или убив противника, не занимал место побежденного. Наконец, когда копья были переломаны, ряды той и другой стороны и доспехи с доспехами настолько сомкнулись, что издавали под ударами мечей и секир, насаженных на древки, страшный грохот, какой производят молоты о наковальни, и люди бились, давимые конями…»
Кажется, что битва проиграна: союзная армия бежит, настигаемая тевтонами. Но в этот критический момент отряды польских рыцарей прорывают и громят противоположный фланг неприятеля. Князь Витовт возвращает свои дружины и бросается на врагов с новой силой. Магистр Ульрих сражен, великая хоругвь ордена захвачена, враг спасается бегством. Поле остается за Ягайло и Витовтом. Таков сценарий реконструируемой битвы.
Пушечные раскаты, звон мечей и сабель, тучи стрел, сверкание лат, яркие одеяния и знамена невероятно впечатляют зрителей. Им кажется, будто воины и впрямь сражаются и умирают.
Помимо реконструкции в программе фестиваля немало и других меро-приятий, связанных с эпохой Средневековья. Например, торжественное представление участников с вручением им охранных грамот — грюнвальдских лоз, святая месса или ночной спектакль «Пламя огня».
На празднике происходит всеобщее погружение в те далекие времена: на кострах жарят мясо, кузнецы куют латы, лучники соревнуются в меткости, бродят монахи и нищие. Все облачены в платье образца 1410 года плюс-минус 15 лет. А ночью начинаются веселые пляски под зажигательные старинные мелодии.
Неизменным атрибутом фестиваля являются поединки и групповые пешие сражения стенка на стенку — бугурты, устраиваемые в реконструкторском лагере. Именно ради этих своеобразных соревнований зачастую и съезжаются участники. Бои ведут без какого-либо сценария, все как в жизни: упал — значит убит. Встать можешь только после завершения сечи. Обычно воинов делят примерно поровну: с одной стороны — поляки, с другой — белорусы, русские, украинцы, чехи и остальные.
После бугурта, под вечер, участники пируют с рыцарским размахом. И надо сказать по секрету, каждый выпивает не один кувшин пива и медовухи, съедает не один кусок жареной свинины и телятины. Тем не менее все проходит мирно, ведь организаторы мероприятия заранее позаботились о безопасности собравшихся. Всем участникам выданы специальные медальоны, удостоверяющие, что их оружие неопасно и не может нанести серьезных увечий. Охранная дружина одета в синие накидки, напоминающие мушкетерские плащи. И если кто-то из зрителей случайно окажется в гуще событий, ему вовремя помогут, дабы не затоптали кони или не поранили своим оружием рыцари.
А кого только не встретишь на этом празднике! Например, девушек-инквизиторов, которые зазывают любопытных совершенно бесплатно «испытать» на себе все прелести средневековых пыток. Необычно ощущать себя в пыточном кресле, предназначенном для еретиков! К счастью, мучить никого не будут, разве что яркими вспышками фотокамер.
Поодаль от пыточных орудий шумит ярмарка. Тут можно приобрести отличную посуду, предметы интерьера, деревянные скульптуры, украшения, игрушечные топоры и луки, которые делают по средневековой технологии. Есть возможность купить латы и оружие: мечи, луки. Среди разнообразной утвари встречаются довольно необычные предметы, скажем, каменные топоры или ножи с рукоятками в виде челюстей хищного животного.
Для всех интересующихся на ярмарке в огромном количестве продают литературу о средневековой Польше, оружии, истории костюма, а также геральдические свинцовые знаки отличия — они станут хорошим сувениром.
Итак, очередная битва под Грюнвальдом окончена, подарки закуплены, медовуха выпита... Самое время отправиться на прогулку в город Мальборк, что лежит всего в 30 минутах езды отсюда. Этот огромный старинный рыцарский город-замок со множеством коридоров и комнат — настоящая краса и гордость здешних мест. Мальборк — бывшая резиденция Тевтонского ордена. Как крепость-музей его восстановили в послевоенные годы, и сегодня в экспозиции представлены замечательные коллекции оружия и янтаря. Старинной крепости стоит посвятить как минимум целый день, чтобы обойти и внимательно осмотреть все ее закоулки, а также попытаться разгадать пару-тройку исторических загадок.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.