Алкоголь и мусульманин: сложные отношения.

Алкоголь и мусульманин: сложные отношения.

Вера в Аллаха и алкоголь — две вещи несовместные. Об этом знает каждый правоверный и даже не пытается спорить с этой догмой. Однако в светской Турции люди все же пытаются понять, запрещает ли на самом деле Коран употребление вин мусульманином, исправно посещающим мечеть и соблюдающим все предписания веры.


Автор: Кирилл Жаров

Статья: Алкоголь и мусульманин: сложные отношения.

Сайт:

Недавно зерно сомнения в умы верующих посеял журналист, художник и фотограф Фикрет Отъям, проштудировавший Коран от корки до корки и нашедший все-таки неоднозначный аят, касающийся алкогольных напитков. Отъям читал священную книгу на арабском, поэтому имел возможность трактовать текст, исходя из своей логики и знания языка. В суре 16 "Пчелы" в 67-м аяте он обнаружил фразу, в переводе И.Крачковского звучащую так: "И из плодов пальм и лоз вы берете себе напиток пьянящий и хороший удел. Поистине, в этом знамение для людей разумных!"


Журналист посчитал, что этот аят говорит о фактической дозволенности употребления вина. В ответ на это заявление Отъяма поднялась армия турецких богословов. Специалисты богословских факультетов турецких вузов встали на защиту многовековых основ исламской веры и заявили, что журналист просто неправильно расставил акценты и не понял смысл проповеди великого пророка Мухаммеда.
Член правления богословского факультета университета "Мармара" Садреттин Гюмюш успокоил ревнителей чистой веры, объяснив, что в "67-м аяте этой суры говорится о выборе для человека получить из плодов пальмы и лозы вино или совершенно другой напиток". То есть, фактически это своеобразная проверка на правоверность человека и его совести. "Ведь в других сурах Корана, — отметил Гюмюш, — употребление алкогольных напитков категорически запрещается". В суре 5-й "Трапеза" говорится: "(90). О вы, которые уверовали! Вино, майсир (азартные игры), жертвенники, стрелы — мерзость из деяния сатаны. Сторонитесь же этого, — может быть, вы окажетесь счастливыми! (91). Сатана желает заронить среди вас вражду и ненависть вином и майсиром и отклонить вас от поминания Аллаха и молитвы. Удержитесь ли вы?" Таким образом, по сути, объясняется смысл 67-го аята суры "Пчелы".
Один из членов совета муфтиев Стамбула заметил, что в аяте вообще не говорится об алкоголе. "В нем сообщается, что из плодов можно выжимать сок, и ни о каком пьянстве речи не идет. Такая трактовка греховна и отводит человека от веры", — отметил он. С целью внести окончательную ясность в спорный вопрос специалисты и пресса обратились к варианту текста Корана, принятому в качестве основного Управлением по делам религии (УДР) Турции. "Из фиников или винограда вы способны получить как вино, так и использовать праведную возможность. И в этом, конечно, поучение народу мыслящему", — говорится в переводе 67-го аята, принятого УДР.
Народ мыслящий же, принимая догмы ислама, все же нашел способ безнаказанного употребления алкоголя. Турки изобрели анисовую водку "ракы", аналоги которой можно найти на Ближнем Востоке и на Балканах. Созданием ракы мусульмане Турции, по бытующей в народе легенде, обманули Аллаха — ведь если развести 45-градусный напиток небольшим количеством воды, он мутнеет и становится похожим на разбавленное молоко, отнюдь не запрещенное религией.
Проходя вечером мимо баров и ресторанов, можно увидеть десятки турок, бережно держащих в руках специальный 150-граммовый стаканчик для ракы и смакующих приятный молочного вида напиток. В разговорах со мной многие приверженцы Кемаля Ататюрка заявляют, что ракы — это один из символов Турции, они любят и будут употреблять тот напиток.
Вместе с тем, прилюдное пьянство в Турции не в почете. На улицах практически невозможно увидеть пьяного человека. Турки любят после трудового дня выпить ракы дома или в баре, не брезгуют они импортными напитками, цены на которые, однако, довольно высоки. Но культура пития все же достаточно высока, и турок не откроет даже бутылку пива где-нибудь в городском парке или на скамейке на улице.
Свои гармоничные отношения с алкоголем турки пытаются защитить и сохранить. Поэтому в преддверии выборов в парламент и смены главы государства многие светски настроенные обыватели опасаются, что новая власть, которой могут оказаться происламские круги, будет нападать на немусульманскую традицию турок. Граждане напоминают о том, что нынешний премьер в бытность мэром Стамбула и после избрания главой правительства пытался провести законопроект о запрете розничной продажи алкогольной продукции. Апеллируя к основам ислама, власти даже начали запрещать продажу алкоголя в некоторых ресторанах и других общественных заведениях. Однако эта инициатива была встречена в штыки как народом, так и оппозицией.
Сейчас сохраняется статус-кво. Алкоголь можно приобрести без ограничений практически в любом магазине или ресторане. Вместе с тем, в Турции крайне популярны простые кафе-столовые, куда в обеденный перерыв приходят поесть местные жители, работающие неподалеку. В таких ресторанчиках посетителю предлагают различные блюда местной кухни, но вот запить вкусный обед даже бокалом холодного пива не удастся. Хозяева обычно не оформляют разрешение на продажу алкоголя. Кто-то это делает из собственных убеждений, но чаще не хочет нести финансовое бремя получения такого разрешения.
Осенью 2005 года власти Турции ввели запрет на рекламу и продажу спиртного и сигарет через электронные средства связи. Соответствующее постановление издало Общество по вопросам распространения на рынке табачных изделий и алкоголя, отметив, что распространение этой продукции посредством Интернета, телевидения, факса и телефона является незаконным. В отсутствие возможностей широкой рекламы производителям стало тяжело успешно продавать свою продукцию.
Тем не менее с отменой государственной монополии на алкоголь количество производителей ракы и других крепких напитков заметно увеличилось. Появилась серьезная конкуренция, а также увеличились цены. Сейчас пол-литровая бутылка качественной ракы стоит порядка 15 — 20 долларов, импортный же алкоголь стоит на несколько порядков дороже. Заграничные виски, джин, вина облагаются налогом в размере от 40 до 70 процентов.
Более всего такая ситуация влияет на туристический сектор Турции. Осенью 2005 года владелец турецкой сети пятизвездочных отелей "Риксос" Феттах Таминдже на заседании Торгово-промышленной палаты Антальи отметил, что налог на элитный алкоголь доходит на курортах до 700 процентов. В итоге туристам иногда предлагается контрафактный или незаконно импортированный алкоголь.
В системе "все включено" действует правило, что любой турецкий алкоголь, который производится на государственных предприятиях, предоставляется отдыхающим бесплатно. Но главным образом спросом пользуются бесплатная ракы и различные ликеры. Бесплатные же водка, бренди, джин турецкого производства из-за низкого качества не удовлетворяют запросам ценителей этих напитков.
С введением нового закона, инициированного турецким Обществом по вопросам распространения на рынке табачных изделий и алкоголя, запрещена продажа на внутреннем розничном, в том числе в розлив, и оптовом рынке алкосодержащих коктейлей, как импортных, так и отечественных, которые, кстати, Турция не производит. Более того, запрещен импорт и продажа компонентов — дистиллятов, концентратов, химических подсластителей и красителей, которые могут использоваться для приготовления коктейлей в общественных питейных.
Большинство турок понимают, что бороться с пьянством, которое, безусловно, существует в стране, нужно. По данным статистики, более 20 процентов молодых людей до 20 лет уже пристрастились в различной степени к алкоголю, еще большее число — к курению, что является бичом Турции, где курят очень многие и практически везде. Соглашаясь с необходимостью ограничений в распространении алкогольной продукции, турки вряд ли когда-нибудь согласятся отказаться от ракы, даже если их в этом будет убеждать правительство или имамы. Ведь для турка жизнь без стаканчика освежающего напитка со вкусом аниса поблекнет.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.