Брахманы и Брахмапутры

30.1.2003

Брахманы и Брахмапутры

До сих пор Брахмапутра остается единственной крупной рекой, не пройденной человеком. Освоив ближний космос и побывав на Луне, люди пока не смогли пройти по каньону Диханг, самому глубокому ущелью планеты.

Река Брахмапутра (Цангпо) берет начало в Тибете, ее длина до впадения в Бенгальский залив составляет 2900 километров, на которых она теряет в общей сложности 4900 метров высоты. Почти 3000 метров приходится на участок ущелья Диханг протяженностью немногим более 300 километров. Если добавить, что средний расход воды в устье составляет не менее 6000 кубических метров в секунду, то мы имеем самое грандиозное водное препятствие на планете. Район гигантского каньона Диханг доступен только по реке, поскольку там нет дорог.

Геологические процессы заставили реку проложить прихотливый путь к океану. На протяжении своей первой половины, называясь Ярлунг Цангпо, она течет на восток через Тибет по северному склону Гималаев, а потом резко поворачивает и течет на юг, а затем на запад в Индию (где меняет название на Брахмапутра), после чего снова на юг к своему устью на территории Бангладеша.

Исследование этого поворота, который на глобусе выглядит как простая запятая, ставило в тупик авантюристов и географов в течение столетий. Сразу вниз по течению от деревни Гиала река обрушивается в ущелье между двумя пиками, Намча Барва и Гиала Пелри, чьи вершины разделяют только 13 миль. При этом высота этих вершин превышает отметку 7000 метров! Эти последние стражи Гималаев сжимают реку подобно тискам, вынуждая ртечь через узкий скальный коридор.

Фактически, до конца 19-го века не было известно наверняка, является ли река, которая появляется с южной стороны Гималаев, той же самой рекой, которая течет на севере. Дополнительной тайной было два противоречивых наблюдения: место, где Цангпо ускоряется в своем ущелье, находится на высоте более чем 3000 метров над уровнем моря. В том месте, где река выходит из ущелья, она течет уже в абсолютно противоположном направлении, и высота составляет менее 300 метров.

В 1870-х годах британские колониальные войска в Индии, отрезанные от выхода из ущелья отчаянно защищающимися племенами Абор и Мишми, с помощью тибетских проводников исследовали ущелье Диханг и доказали, что есть соединение между Цангпо и Брахмапутрой. Предположение, что фантастический перепад высот можно объяснить водопадом невообразимых размеров, возникло благодаря отчету за 1884 год, представленного преданным агентом Ее Величества, портным из Сиккима по имени Кинтуп. В этом отчете описывался водопад ниже монастыря Пемакочунг. Кинтуп правильно сообщил высоту водопада, но при переводе произошла ошибка. Кинтупу также было поручено бросить в реку перед ущельем 500 меченных бревен, что он и сделал, пережив немало приключений во время этой экспедиции. Однако бревна проплыли к Индийскому океану незамеченными, так как его сообщение штабу пропало, и наблюдатели на выходе из ущелья размещены не были.

В 1913 году, после того, как граница Тибета была открыта для путешественников, британские офицеры Фредерик Байлей и Генри Морсхед провели экспедицию вверх по ущелью, стараясь идти вдоль воды, где это было возможно, но пройдя берегом нескольких важных отрезков. В 1924 английский ботаник и исследователь Франк Кингдон Вард провел 11-месячную экспедицию в ущелье, в результате которой были получены наиболее полные данные. В дополнение к составлению карт по поразительному разнообразию растений в ущелье, Вард обнаружил 30-метровый водопад Рейнбоу и сократил неразведанную часть реки до одной узкой, бушующей части, длиной около 10 миль.

Стало ясно, что ущелье Цангпо заполнено почти непрерывным мощным потоком, который переворачивает валуны размером с комнату, как будто это песок, и порождает стоячие волны высотой с трехэтажный дом. В течение следующих 70 лет ущелье почти не привлекало внимание исследователей, хотя секреты его глубин и затерянные монастыри вдохновили в 1935 году Джеймса Хилтона на роман "Потерянный Горизонт". В 1990-х произошло возрождение интереса с двух сторон — ученых и спортсменов-водников. Отдельные группы из Китая и США начали делать новые открытия.

Осенью 1998 года экспедиция, организованная при поддержке Американского Национального Географического Общества, попыталась пройти ущелье на веслах, но пережила трагедию, когда один из ее членов, Дуг Гордон, погиб в мощном потоке на 10-й день сплава.

5 октября четверо американских каякеров начали сплав. В городе Пий река предстала перед ними быстротекущим, умеренно коричневым потоком шириной в несколько сотен метров. Уровень воды был оценен как средний. В течение следующих недель вода продолжала падать на 5-10 сантиметров в день.

На "разминочном" участке до деревни Гиала экспедиция чуть не лишилась одной из лодок, но уплывший каяк был найден и возвращен местными охотниками. Покидая Гиалу, четверо каякеров взяли еды на 15 дней, ожидая большого расхода времени на разведку реки. Они рассчитывали встретиться с группой поддержки около водопадов Рейнбоу. 16 октября штурмовая группа, двигаясь вдоль левого берега реки и избегая главной струи, причалила для разведки большого порога к береговым скалам. Дуг Гордон, наиболее опытный из команды, пошел первым, выбрав линию движения у берега через водопадный слив. Однако он не сумел преодолеть пенную бочку за сливом, которая захватила его, перевернула и вытолкнула в сторону главной струи. Пока Дуг находился в зоне действия береговой страховки, он дважды пытался встать (выполнить "эскимосский переворот", когда гребец самостоятельно ставит лодку на ровный киль, не вылезая из нее), но безуспешно, и его продолжало относить на середину в главную струю. Теперь он были вне досягаемости страховочной веревки. Трое его товарищей могли только наблюдать, как он был втянут в расположенный ниже мощный порог и скрылся из глаз. По их словам, Дуга будто контузило невероятным напором воды, он не смог выполнить столь привычный прием переворота, полностью потеряв координацию движений.

Поиски начались немедленно. Следующие 4 дня группа двигалась вниз по реке и осматривала берега, стараясь найти Дуга или хоть что-нибудь из его снаряжения. Вспомогательная группа, с которой связались по спутниковому телефону, вышла к реке и также начала поиск. 20 октября обе группы встретились и поиски были прекращены. Дуг был признан погибшим. Участники приняли решение прервать экспедицию и возвращаться домой кратчайшим путем. Им пришлось потратить 7 дней на пеший выход к дороге.

В феврале 2002 года новый штурм предприняла большая экспедиция, организованная американским журналом Outside. Команда, используя фактор "малой воды" смогла пробиться вдоль всего ущелья реки, что является выдающимся достижением, однако основные препятствия остались не пройденными.

Российские водники тоже не остаются в стороне. Уже несколько лет к Брахмапутре присматривается Сергей Лагода, один из самых амбициозных и спорных туристов-водников, бывший подполковник ГРУ (кем только не работали туристы в СССР!). После разведочного путешествия в Тибет в 1997 году он пришел к выводу, что ни одно существующее средство сплава не может выдержать нагрузок сплава по Брахмапутре. В результате было создано уникальное судно. Это своеобразный надувной плот, максимально приспособленный как для штурма мощной реки, так и для проведения видеосъемок в условиях длительной автономной экспедиции. Применение такого судна сразу же вызвало бурю самых разных откликов среди водников - от искреннего интереса до резкого неприятия. Основная претензия - не способность экипажа полностью управлять судном таких размеров, и как следствие - "неспортивность" подобного сплава. Например, для преодоления мощных пенных котлов Сергей Лагода предполагает использовать подвесной мотор. С другой стороны, в последнее время сместились и акценты во взгляде на проект самого организатора. На данный момент (сейчас называются сроки возможного сплава - весна 2003) план экспедиции предполагает не столько спортивное прохождение каньона, сколько съемки телевизионного фильма о рекордных препятствиях Брахмапутры и экзотике ущелья Диханг. Общие затраты на экспедицию составляют 328 000 долларов, в эту сумму входит даже специальный дерижабль для видеосъемок с воздуха.

В составе команды заявлено 8 человек. Плот в конце прошлого лета испытывали на Алтае на Карагемском прорыве реки Аргут (это также до сих пор не пройденный порог, о его драматической истории можно найти несколько статей в Рунете). Впрочем, испытания прошли не слишком успешно: плот застрял на камнях на входе в порог, и его пришлось эвакуировать. Карагемский прорыв так и не был пройден, но по результатам этого выезда в конструкцию внесли некоторые изменения. Предполагается, что плот будет автоматически переворачиваться на ровный киль из любого положения, а прочности по расчетам должно хватить на прыжки с 30-метровых водопадов. Гребцы сидят в коленных упорах (как на катамаране с канойной посадкой), в районе тазобедренных суставов они притянуты к сиденью ремнем. На теле эластичный корсет, который защищает позвоночник, шею защищает надувной воротник спасжилета. Поверх корсета, под жилет, одевается грудная обвязка, которая через карабин крепится к "куполу" судна. Грести не мешает, но потерявший сознание гребец на нем повиснет и не захлебнется.

На данный момент новостей о сроках выезда экспедиции нет. Перед новогодними праздниками Сергей Лагода был настроен оптимистично, но все равно не называл конкретные даты.

Не желая встревать в вечные споры между сторонниками его стиля и ярыми противниками, замечу, что в любом случае экспедиция на Брахмапутру - это очень интересное и яркое приключение. Будем надеяться, что планы Сергея Лагоды осуществятся.

Ps: Можно по разному относится к Лагоде, но одного у него не отнять точно - он с большим талантом описывает свои взгляды в рассказах и эссе. Рекомендую почитать. //РБН Константин Бекетов







Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.