Точка на карте: шведский горнолыжный курорт Оре

Точка на карте: шведский горнолыжный курорт Оре

До шведского городка Оре из Москвы добираться не так уж долго: два часа на "Боинге" до Стокгольма, потом пересадка в огромной, но поразительно толковой "Арланде", и "Дуглас" меньше чем за час доставляет путешественника в Остерсунд. Потом еще минут сорок на машине. Билет будет стоить что-то порядка 12 тыс. рублей. Однако подавляющее большинство предпочитают добираться до этого горнолыжного местечка на машине - полутора-двое суток с переправой на пароме через Ботнический залив. Плюсы и минусы у обоих способов попадания в эту часть Скандинавии можно обсуждать долго, но результат у обоих вариантов дороги один - отдых в Оре.


Автор: Алексей Дуэль

Статья: Точка на карте: шведский горнолыжный курорт Оре

Сайт: 100 дорог

Весенние лыжи


Постоянного населения в городке - полторы тысячи человек. Маленький, сверхкомпактный и на удивление уютно организованный, он примостился между горой и широким плесом реки. Городок напополам разрезан однопутной железной дорогой, по которой на ночном поезде можно доехать до Стокгольма. А можно и до норвежского Тронхейма - пара часов в противоположенную сторону. Оре и возник как альтернатива Тронхейму - в Средние века шведский король решил перенести торговлю с территории соседа на свои земли.
Местные жители очень гордятся тем, что Оре чуть ли не единственный в Скандинавии горнолыжный курорт, который на самом деле полноценный городок, а не специально построенный поселок, вымирающий в низкий сезон. Только четверть бюджета города составляют поступления от туризма. Остальная часть приходится на шоколадную фабрику, стеклодувную мастерскую и других гигантов местной индустрии, гармонично и неназойливо вписанной в скандинавскую жизнь и природу.
Всей своей курортной историей Оре обязан железной дороге. Построенная во второй половине XIX века, она дала возможность удобно попадать в этот регион из южной густонаселенной части страны. До начала горнолыжной истории было еще полвека, первую же рекреационную популярность Оре получил как место летнего отдыха. Сюда приезжали, чтобы побродить по горам, заняться рыбалкой, охотой, собрать на болотах ягоды… Когда появились первые горнолыжники, подъемников еще не было. Их принимал один из местных жителей, который сам, на себе, затаскивал в гору оборудование всем спортсменам. И только потом уже был построен первый фуникулер. Несколько сот метров горы были обеспечены тяговой силы двух рельсовых вагончиков. Они до сих пор работают, и даже найти первый подъемник очень просто - 25 метров от главной площади городка.
На эту же площадь выходит своеобразная снежная дорога: от нижней точки ближнего района катании чуть под уклон ведет деревянная эстакада, пересекает шоссе, и по ней можно выкатиться в самый центр городка. Правда в оттепель последние 40 метров могут быть без снега.
В Оре проводится один из этапов Кубка Мира по горнолыжному спорту. Перепад высот зоны катания - порядка 1200 метров - и крутизна склонов позволяют выкроить траектории, на которых спортсменам такого уровня интересно мериться силами. На фоне альпийских трасс они смотрятся несколько синтетическими, неестественными. Это особенно хорошо заметно, если пересечь зону катания с севера на юг - сначала обильный регион "синих" спусков резко сменяется зоной "черных", на которых и проводятся соревнования мирового уровня. Потом снова "синие", правда, с уклоном в "красоту". Понимая, что не всем любителям по силам и в удовольствие проходить чемпионские трассы, вдоль них проложили "дублеры". Эти спуски то и дело ныряют в туннели под перегибами основных трасс повышенной сложности, петляя вдоль основного спуска.
В Оре никогда не бывает проблем со снегом. Все-таки 63 градуса северной широты - гарантия снега понадежней, чем снежные пушки. Хотя и этих приспособлений здесь довольно много. Даже если своего снега вдруг не насыпало, поверхность горы гарантированно успевает промерзнуть настолько, чтобы насыпанный снег держался и обеспечивал хорошее катание. При почти невероятной в этих широтах недельной плюсовой оттепели проталины на трассах единичны, кататься они не мешают.
Именно поэтому Федерация лыжного спорта в своем расписании спокойно ставит Оре на весенние месяцы - завершать сезон надо, будет ли снег в более южных классических горнолыжных курортах - неизвестно, в Оре же с ним проблем физически быть не может.
Одна из расплат за гарантию снега - сильно сдвинутый к весне лыжный сезон. Трассы закрываются только к маю. В декабре-январе над склонами дуют неустойчивые временами довольно сильные ветра, из-за которых до февраля не начинает работать большой гондольный подъемник - бояться порывов. В середине зимы Солнце садится в три часа дня. Даже днем на основных трассах горят прожектора - вязкие сумерки не позволяют при естественном освещении через фильтр маски разглядеть рельеф трассы. Отдельную трудность испытывают фотографы - острый дефицит света запарывает лучшие кадры. Во второй половине дня работает одна или несколько освещенных трасс - каждый вечер разные. Но основная масса горнолыжников перетекает в многочисленные кабаки и бары, а также супермаркет: наиболее распространенный способ проживания - экономичные апартаменты, в которых путешественники должны сами себе готовить еду из собственных продуктов.
Городок из витрины
Когда идешь по Оре, полное ощущение, что находишься в огромном демонстрационном зале популярного шведского хозяйственного супермаркета. Все такое же рациональное, компактное и при этом по-своему изящное. Это ощущение усиливается еще и из-за того, что вся мебель, которую используют шведы в индустрии туризма, производства той же желто-синей фирмы. Причем идеология расчетливой бережливости при условии обеспечения комфорта распространяется на весь уклад жизни и отдыха.
Апартаменты - самое экономичное размещение. Это известный факт. В Оре он доведен до абсолюта (или абсурда - это уже дело вкуса). Снимая квартиру, турист может выбрать полный комплект опций - тогда сервис будет на уровне добротной гостиницы, но и цена заметно возрастет. А можно подписаться под самостоятельной уборкой, выносом мусора, мытьем за собой посуды - и цена заметно снизится. Если самому еще и постель снять перед отъездом - экономичности такого проживания не будет предела. Честные шведы для своих честных гостей честно составляют подробные инструкции на каждый из видов работ. Например, инструкция по уборке в апартаментах насчитывает целых 18 пунктов.
На собаках!
100 километров горнолыжных трасс, четко делящихся на простые и очень сложные - середины тут нет, в какой-то момент могут надоесть большинству катающихся. Самый очевидный вариант внелыжного досуга - доехать до недалекой норвежской границы, посетить еще и соседнюю страну, - как раз напротив Оре находится один из крупных норвежских фиордов.
Неподалеку от Оре можно прокатиться на собачьих упряжках - занятие веселое и познавательное, местные каюры доброжелательны и разговорчивы (на английском языке, естественно), собаки покладистые и незадиристые. Если попросить, то туристу спокойно могут дать на большей части пути поработать "водителем собаки". Особой премудрости нет - под ногой в середине задней части нарт есть специальная площадка - тормоз, на которую надо всем весом давить, если вожак твоей упряжки начинает слишком сильно вырываться вперед.
На собаках, как и на снегоходах, катают по широкой рельефной пустоши к северу от Оре. На случай пурги, метели и других катаклизмов направления движения отмечены здоровенными вешками - столбиками с красными косыми крестами на уровне человеческого глаза. Здесь же, на снежных перекрестках, попадаются "дорожные указатели" - в какую сторону и сколько осталось ехать до той или иной деревни. Двухчасовая прогулка с привалом в деревянном чуме в окружении скупой красоты мудрой северной природы получается весьма познавательным и интригующим занятием.
Тропинки Снежной королевы
Неподалеку от Оре расположен и крупнейший в этих местах водопад. Высота падения воды - несколько десятков метров. Вся примыкающая территория - царство вечного льда. Водопад не замерзает в самые сильные морозы, водяная пыль разлетается по окрестностям, тропинки на подступах и к реке, и к нижнему озеру превращаются в сплошные ледяные желоба. Чтобы туристы спускались по ним без лишних травм - а, главное, могли еще и подняться обратно - всем в домике на входе выдают специальные "кошки", одеваемые поверх обычной обуви, и лыжные палки - для опоры. Вдоль тропинок устроены перила, провешены канаты. Без этих приспособлений подобраться к воде практически невозможно.
Водопад величественен и красив. Ледяные сталактиты и сталагмиты по его краям довершают впечатление. Вид на озеро, его дальний берег - тоже завораживает. Но больше всего поражает "иглу" - отрытая за месяц силами двух энтузиастов пещера внутри сугроба чуть ниже водопада. Протяженность ходов - полсотни метров. В конце ее оборудован снежный храм, в котором шведские семьи зимой крестят детей. Через храм можно выйти на карниз, который уходит под водопад. Красиво, интересно, но очень скользко.
Еще одно популярное мероприятие - тест-драйв на льду. В парке Kall Auto Lodge только дорогие машины: Porsche 911 и Cayenne. На них можно погонять по асфальту, а можно - по льду замерзшего озера. Здесь же автопроизводители проводят испытания новых моделей, так что трасса сделана довольно интересно. Если машины - основная цель пребывания в Оре, то можно остановиться в небольшом отеле, находящемся рядом с гаражом.
Вечером, после катания на лыжах, собаках или машинах, общество переходит к культурно-питательной программе. Недорогие кабачки и ресторанчики есть в изобилии, здесь они глобально ничем не отличаются от таких же кабачков на других лыжных курортах. А вот шоу "Валманс", кроме Оре, можно встретить только в скандинавских столицах. Есть вероятность, что через несколько лет оно появится и в Санкт-Петербурге. Изюминка шоу в том, что пищу телесную и духовную гости получают из одних и тех же рук - официанты, накрыв на стол, превращаются в артистов, исполняют несколько номеров, снова перевоплощаются в официантов, перемена блюд - и подливавшая вино чернокожая красавица снова на сцене исполняет очередной номер. Самое главное, что и еда при этом вкусная и шоу - душевное. Про абсолютную художественную ценность умолчу, но ребята старались и как актеры, и как официанты. И результат получился очень любопытным.
На обратном пути любуешься чудом автоматизации - при регистрации на рейс в аэропорту Остресунда ты сам распечатываешь себе в автомате посадочный талон, багажную бирку, приклеиваешь ее и относишь чемодан на транспортер. И сотрудников аэропорта видишь только при прохождении предполетного досмотра и агента на посадке. В стокгольмской "Арланде" персонала уже намного больше.
Портал "100 дорог" выражает признательность и благодарность Управлению по туризму Швеции и компании Visit Sweden за помощь в организации поездки в город Оре.





Дополнительно


Copyright © 2010-2018 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.