Гёта-канал

Гёта-канал

Его основной поток тянется примерно на шестьсот четырнадцать километров, соединяя ряд озер и рек и формируя путь от Готенбурга на западном побережье до Содеркопинга на берегу Балтийского моря через реку Гёта и канал Тролльхатте, минуя озера Ванерн и Ваттерн.


Автор: Иван Матковский

Статья: Гёта-канал

Сайт:

Гёта-канал – шведский канал, построенный в начале девятнадцатого века. Его основной поток тянется примерно на шестьсот четырнадцать километров, соединяя ряд озер и рек и формируя путь от Готенбурга на западном побережье до Содеркопинга на берегу Балтийского моря через реку Гёта и канал Тролльхатте, минуя озера Ванерн и Ваттерн.


Сам по себе канал длиной в сто девяносто километров; восемьдесят семь километров были прорыты или пробиты взрывом. Ширина его колеблется от семи до четырнадцати метров, максимальная глубина – порядка трех метров. На протяжении канала расположены пятьдесят восемь шлюзов, сюда допускаются суда до тридцати двух метров длиной, семи метров шириной и почти трех метров осадки.
Впервые идея канала через южную Швецию прозвучала в 1516-ом из уст Ганса Браска, епископа Линкопингского. Впрочем, никаких практических движений по этому проекту не предпринималось до начала девятнадцатого века, когда к делу подключился Бальтазар фон Платен, шведский флотский офицер германского происхождения. Он заинтересовался идеей, обеспечил финансовую и политическую поддержку и начал строительство. Его планы привлекли правительство и новоиспеченного короля Карла XIII, которому канал представлялся началом длинной программы по модернизации Швеции. Фон Платен способствовал росту энтузиазма правителя, расписывая, какие выгоды канал через страну принесет сельскому хозяйству и рудному делу.
Официально проект стартовал 11-го апреля 1810-го; его бюджет составил двадцать четыре миллиона шведских риксталеров. Канал стал величайшим из затевавшихся когда-либо в Швеции проектов – он потребовал на свое выполнение двадцать два года и силы более чем пятидесяти восьми тысяч человек. Много профессионалов и техники было выписано из-за границы, в частности, из Великобритании, где на тот момент лучше всего была развита данная отрасль. Шотландский инженер Томас Телфорд разработал базовые планы канала и прибыл в страну в 1810-ом, дабы лично проследить за началом работ. Многие другие английские строители составили ему компанию; большинство привозило с собой своё оборудование, от сложной измерительной техники до самого основного – лопат, тачек, буров.
Гёта-канал официально был открыт 26-го сентября 1832-го года. Этот день был увековечен шведским художником Йоганом Кристианом Бергером в его картине “Открытие Гёта-канала”.

Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.