Дворянские дворцы

Дворянские дворцы

Без сомнения, присутствие папства в Риме сильно повлияло на историю города, обозначив также развитие градостроительства и возведение памятников культуры. Меценатство пап и кардиналов, поддерживаемое неиссякаемыми финансовыми ресурсами, пополняемыми за счет тяжелейших налогов, которыми облагалось римское население, оставило бесчисленные свидетельства роскоши, которой любили окружать себя дворянские семьи. Сегодня еще можно посещать некоторые из этих великолепных дворцов, к счастью открытых для публики, где нетрудно представить себе роскошную жизнь, протекавшую в них.


Статья: Дворянские дворцы

Сайт:

Без сомнения, присутствие папства в Риме сильно повлияло на историю города, обозначив также развитие градостроительства и возведение памятников культуры. Меценатство пап и кардиналов, поддерживаемое неиссякаемыми финансовыми ресурсами, пополняемыми за счет тяжелейших налогов, которыми облагалось римское население, оставило бесчисленные свидетельства роскоши, которой любили окружать себя дворянские семьи. Сегодня еще можно посещать некоторые из этих великолепных дворцов, к счастью открытых для публики, где нетрудно представить себе роскошную жизнь, протекавшую в них.


Внушительный дворец Palazzo Doria Pamphili, в котором размещена одна из самых престижных художественных коллекций из произведений Караваджо, Рафаэля, Тициана, Веласкеса и Бернини, до сих пор является собственностью дворянской семьи, которая живет в одном из крыльев здания, закрытом для публики. При посещении роскошных залов с оригинальной и престижной меблировкой создается ощущение прыжка во времени на два-три века назад и обратно, потому что все здесь осталось неизменным. История дворца, который в XVI в. был собственностью Альдобрандини, теснейшим образом связана с превратностями семьи, чье имя он сейчас носит. Джованни Баттиста Памфили, папа с 1644 г. под именем Иннокентий Х построил для себя и своей семьи великолепный дворец на Площади Навона (см. маршрут 8), где сейчас размещено Посольство Бразилии и куда сейчас трудно попасть. Племянник папы Камилло по существовавшей тогда традиции был назначен на должность кардинал – племянника, или как ее называли, „кардинал – хозяина”, т.к. он сочетал в себе все необходимые качества и практически был руководителем Церковного Государства. Камилло, однако, влюбился в Олимпию Альдобрандини, на которой он женился, сбросив пурпурную кардинальскую мантию к великому негодованию дядюшки папы и матери Олимпии Майдалкини. Когда успокоились страсти молодой пары, которые женились тайно за пределами Рима, они решили поселиться во дворце Альдобрандини, который был расширен, украшен и предназначен для помещения в нем коллекции.
Постоянно дорожавший с течением веков дворец вызвал изумление и замешательство германского кайзера Вильгельма II, который был принят во дворце в 1883 г., и извинился за то, что он не в состоянии ответить на такое гостеприимство.
От площади Piazza del Colleggio Romano можно совершить приятную прогулку до площади Piazza delle Minerva через Via del Pie di Marmo с ее характерными магазинами. Необычное название улицы происходит от большой мраморной ступни, принадлежавшей колоссальной античной статуе, установленной сегодня в начале улицы Via di Santo Stefano del Cacco. Раньше эта ступня была поставлена вдоль улицы, носящей ее имя, но в 1878 г. ее убрали, т.к. она помешала траурной процессии при похоронах Витторио Эмануеле II, направлявшейся в Пантеон.
Перейдя Via del Corso, попадаем на площадь Piazza Santi Apostoli, где стоит дворец Palazzo Colonna, в котором также находится престижная коллекция. Владеющая этим дворцом дворянская семья Колонна в 2000 г. устроила пышный прием по случаю 900-летия рождения династии. Свидетельством роскошной жизни, проходившей здесь всегда, является традиция празднования дня Святых Апостолов 1 мая. В прошлом в этот день из окон дворца бросали еду и лакомства людям, которые на ходу ловили их, а затем внезапно на них сверху обрушивались массы холодной воды. Все это происходило на глазах развлекавшихся дворян и церковнослужителей.
Выдающейся личностью этой династии был Марк Антонио Колонна, победитель битвы при Лепанто в 1571 г., положившей конец засилью Турции в Средиземноморье. Об этом эпизоде напоминают фрески, украшающие зал и просторные консоли дворца. На ступеньках лестницы, ведущей в галерею, установлено ядро пушки, стрелявшей с Яникула во время столкновений между гарибальдийцами и французами при защите Римской Республики в 1849 г.
В величественной галерее, одной из самых красивых в Риме, воссоздана знаменитая финальная сцена из фильма „Римские каникулы” с Одри Хепберн и Грегори Пеком.
Большие сластены не могут не попробовать фирменные лакомства в „Moriondo Gariglio” на Via della Pilotta, 2 (другой магазин находится на Via del Pie di Marmo, 21-22). Открытое в 1860 г. двумя кондитерами – пьемонтцами, это заведение специализировано на изготовлении домашнего шоколада.
Спустившись по улице Via della Pilotta и повернув направо на Via del Tritone, и пройдя по ней немного, окажемся на площади Piazza Barberini, где можно посетить один из самых величественных дворцов Рима – Palazzo Barberini. Элегантный дворец должен был демонстрировать положение и престиж семьи, представитель которой был в 1623 г. избран папой под именем Урбан VIII. Эта цель была блестяще достигнута благодаря триаде выдающихся художников, Бернини, Борромини и Пьетро да Кортона, работавших вместе и оставивших одно из самых живых свидетельств Барокко.
С Бернини и Борромини, работавшими порой не без споров и обид, сотрудничал и Карло Мадерно. Именно Мадерно принадлежит план дворца, не замкнутый двором в центре, как это принято по традициям Возрождения, а открыто в виде двух крыльев, соединенных центральным корпусом. Большая часть дворца с лестницами: широкая и торжественная, квадратная в плане, лестница слева, произведение Бернини; справа – другая, маленькая и очень красивая винтовая лестница выполнена Борромини. Пьетро да Кортона расписал потолок большого зала на тему „Триумф Божеского Провидения” („Trionfo della Divina Provvidenza”). Необычная композиция и сложная аллегория, призванные восхвалять правящего понтифика, выражены сложным языком движений, мощными переходами от темных к светлым тонам, сложными формами и смелыми перспективными решениями. Это считается вершиной живописи барокко.
Величественный дворец, с размещенной в нем Национальной Галереей античного искусства, включающей произведения Филиппо Липпи, Рафаэля, Тициана и Караваджо, произвел сильное впечатление на писателя Габриэле Д’Аннунцио, жившего напротив, на улице Via Quattro Fontane. Может быть, именно поэтому он избрал дворец местом действия любовной истории между Андреа Сперелли и Елены Мути, главных действующих лиц своего романа „Il piacere”.
Чтобы попробовать отличные блюда китайской кухни, можно зайти в „Jasmine” на Via Sicilia, 45. Хорошую пиццу и фирменные блюда, приготовленные на гриле, предлагают в „Pomodorino” на Via Campania, 45/e.
Приятная прогулка по Via Veneto (см. маршрут 1) приведет вас на Виллу Боргезе, самую знаменитую виллу Рима (см. маршрут 13). В глубине аллеи парка Viale del Museo Borghese возвышается здание, где размещена Galleria Borghese. Удивительно, как столько шедевров могло быть собрано в одном месте: этому причиной явилось желание кардинала Шипиона Боргезе, который в начале XVII в. использовал законные и незаконные средства, чтобы собрать такие редкие сокровища. Он не колеблясь, заставил похитить ночью великолепное „Снятие с креста” Рафаэля из церкви Сан Франческо в Перудже, спровоцировав настоящий мятеж жителей города; с самыми банальнейшими извинениями конфисковал более 107 картин у знаменитого художника Кавальер Д’Альпино и упрятал в тюрьму художника Доменикино, виноватого в том, что он не хотел уступить ему великолепную „Диану на охоте” и продал ее другому покупателю. Зоркий глаз и необыкновенно чуткий нюх увлекали кардинала в поисках молодых художников, которые создавали подлинные шедевры для украшения залов галереи. Среди них особо выделяется фигура Джан Лоренцо Бернини, который в двадцатилетнем возрасте создал волшебные скульптурные группы, такие как „Аполлон и Дафна”, „Эней, убегающий от пожара в Трое”, „Похищение Прозерпины”, „Давид”. Бернини изваял также скульптурный портрет хозяина дома, Шипиона. Странно, что их два, внешне одинаковых, поставленных один против другого. Причина в том, что в процессе работы скульптор заметил, что мраморный блок, с которым он работал, был дефектным; и за одну ночь, чтобы не рассердить большого мецената, он сумел изготовить вторую версию портрета.
В начале XIX в. Камиль Боргезе, женатый на сестре Наполеона Бонапарте Паолине, заказал Антонио Канова знаменитейший портрет своей жены, изображенной в виде Венеры Победительницы. Скульптура была настолько красива, что чтобы любоваться ею во всей полноте, Канова изобрел механизм, вращавший статую вокруг себя самой, что изумляло всегда гостей виллы.
Представьте себе, что это была только загородная резиденция! В действительности, Palazzo Borghese, где жила семья, находится на Via della Fontanella Borghese. Он называется „cembalo” (кимвал, тамбурин) из-за своеобразной формы и, к сожалению, не открыт для посещений.
Информация: Галерея Дориа Памфили, Piazza del Collegio Romano, 2. 10.00 – 17.00, закрыта по четвергам. Вход платный. (Тел. 066797323).
Галерея Колонна, Via della Pilotta, 17. Открыта только по субботам утром 9.00 – 13.00. Закрыта в августе. Вход платный. (Тел. 066784350).
Национальная галерея античного искусства во Дворце Барберини, Via Barberini, 18. 9.00-19.00. Закрыта по понедельникам. Вход платный, лицам до 18 и старше 65 лет – бесплатно. (Тел. 064824184).
Галерея Боргезе, Piazzale Scipione Borghese, 5 (Villa Borghese). 9.00-19.00. Закрыта по понедельникам. Вход платный только по заявкам. Лицам до 18 и старше 65 лет – бесплатно. Для выкупа билетов тел. 06328101.





Дополнительно


Copyright © 2010-2017 AtlasMap.ru. Контакты: info@atlasmap.ru При использовании материалов Справочник путешественника, ссылка на источник обязательна.